елена мотовилова
Сценарий интегрированного занятия для детей старшего возраста «Краски Феи Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
«Краски Феи Осени»
Сценарий интегрированного занятия для детей старшей группы. 2018год
Цель: Раскрыть художественное единство образного содержания поэзии, живописи, музыки.
Задачи:
* Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку и поэзию.
* Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания об осени и её признаках.
Публикация «Сценарий интегрированного занятия для детей старшего возраста „Краски Феи Осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
* Учить детей рассматривать репродукции картин, слушать музыку, обращая внимание на средства выразительности, использованные поэтами, художниками и композиторами.
* Будить фантазию и воображение, развивать ассоциативное и образное мышление.
* Побуждать детей вспоминать знакомую музыку и анализировать её. Совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, передавать его в движении.
*развивать образную речь дошкольников, расширять словарный запас детей.
*развивать у детей чувство ритма, используя жесты для сопровождения текста;
*развивать у детей координацию движений;
*развивать у детей умение владеть дыхательной системой, артикуляцией, интонацией голоса, четкой дикцией;
* учить детей получать радость от общения с искусством, развивать эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа.
Наблюдения за осенними явлениями в природе на прогулках.
Рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж, прослушивание музыкальных произведений на тему осени.
Разучивание стихов и песен об осени.
Оборудование и атрибуты:
Мультимедийный проектор, экран; музыкальный центр; легкие платочки и шарфики осенних тонов, искусственные веточки с осенними листьями; деревянные палочки, мольберт-2 шт., клей, цветная бумага, салфетки
Музыкальный материал: пьеса П. И. Чайковского “Осенняя песнь” из цикла “Времена года”; 1-я и 2-я части концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”; «Весна и осень» Г. Свиридова; романс Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая»; Ф. Шопен «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа).
Оформление зала: Выставка репродукций картин осенних пейзажей; гирлянды из листьев.
Ход мероприятия:
Дети заходят в зал парами под музыку «Осенний вальс»Ф. Шопен и располагаются по залу.
Педагог: Ребята, сегодня у нас с вами встреча очень необычная. Мы будем с вами путешествовать. Куда? Пока это загадка. Но очень скоро вы её разгадаете. Я предлагаю вам сейчас закрыть глазки и послушать!
Дети слушают «Звуки осени» cd «Из чего родилась музыка?»
Треки: №36 «опавшей листвы…»,
№35 «ветер, ветер, ты могуч…»,
№41 «осень началась!»,
Приветствие: давайте поздороваемся, как осенний листочек, что падает с веточки….
Звуковысотная игра-«Осенний листочек»
//развитие звуковысотности, понятие высокие звуки и низкие.
Музыкально-ритмические движения:
Педагог: Мы отправляемся с вами в далекое путешествие, а превращает нас музыка….в….гномов и великанов….
Звучит «Великаны и гномы» муз. Д. Львова –Компанейца.
В конце исполнения дети садятся на стульчики.
//учить детей реагировать на смену музыки, слышать 2х частную форму произведения
Педагог: Тихо, тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
В одном прекрасном королевстве жили четыре феи-волшебницы: Зима, Весна, Лето и Осень. Как вы догадались, каждая из них правила в строго отведенное только ей время. Наступила удивительная пора – пора волшебницы Осени. Созвала она художников, поэтов, музыкантов и спросила: «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину осенней природы?» И каждый из них ответил по-своему.
Как вы думаете, что ответил художник? (нужны краски)
А поэт? (нужны красивые слова, сочетания слов, рифмы)
А композитор? (нужны музыкальные звуки).
«Хорошо!» - сказала Осень художникам. «Будут вам краски, а уж вы выбирайте сами…». А поэтам Осень ответила : «А вам самые красивые рифмы, а уж вы выбирайте! Ну а вам, музыканты много-много звуков, только вы выбирайте!» Ох, и непростую задачу задала Осень художникам, поэтам и музыкантам… Что же выбрали они для Осени?
На экране «Золотая осень» И. И. Левитана
Педагог: Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера. (Ф. Тютчев)
Посмотрите внимательно на картину русского художника И. И. Левитана «Золотая осень». Какая здесь осень? (Яркая, нарядная, светлая, лучистая, солнечная).
Задать вопросы о красках, о настроении, обсудить с детьми жанр (пейзаж).
А сейчас сложный вопрос: а можем ли мы услышать эту картину? Какие осенние звуки художник Левитан дает нам здесь услышать? Березки с тонкими стройными стволами сплошь покрыты золотистой листвой. Среди деревьев тихо журчит прозрачный ручей, в котором отражается небо, облака, травы. Золотые кроны деревьев ослепительно блестят, купаются в темных лучах солнца. Тени наливаются синевой и прохладой. В воздухе чувствуется теплый осенний день. Мы невольно слышим шелест листьев. Смотрите, вот и дождик с нами снарядился.
Дети берут палочки под стульями.
Развитие чувства ритма, музицирование:
Игры с палочками «Дождь гуляет во всем мире»И. Галянт стр. 118
Распевание:
«Кап-кап»- //высокие звуки и низкие, показ палочками
«Дождик-мокрые дорожки» рус. нар. прибаутка в обр. Г. Лобачева
(собрать палочки)
Педагог: Не всегда осень слезы льет- улыбнется - и солнце на небе засияет. Сколько красок в лесу появляется! Листочки на берёзках золотом загораются. А рябинки-модницы в ярко-красные бусы из ягод наряжаются. Как празднично и красиво, светло и радостно становится!
Золотая осень – радостная пышно убранная, богатая урожаем, любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно-голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской. Это осень бодрящая, жизнерадостная, сказочная!
Точно такая, как в стихотворении русского поэта И. Бунина «Осень».
И. Бунин «Осень»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют
А между клёнами синеют.
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
Далее детям предлагается посмотреть подборку слайдов с картинами других художников, с той же тематикой «Золотая осень». Обсуждаем краски и настроение.
Педагог: Итальянский композитор (слайд-портрет) Антонио Вивальди посвятил Осени целый концерт для скрипки с оркестром! Он так и называется «Осень». В концерте три части. Послушаем маленький фрагмент первой части.
Слушаем отрывок из 1-й части Allegro концерта №3 А. Вивальди «Осень». Обсуждаем настроении: светлое, радостное, возбужденное.
Пение:
Песня «Осень наступила» С. Насауленко
Какое настроение у вас, дети? Какие краски любит нарядная, праздничная осень?.
Давайте, украсим потрет Осени яркими цветами, чтобы Осень была красивая, праздничная, яркая!
Аппликация «Портрет золотой осени»
Педагог: Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд. (слайд-портрет А. С. Пушкина). Великий русский поэт, А. С. Пушкин очень любил Осень. Он говорил: «Осень…любимое моё время…пора моих литературных трудов». Давайте, послушаем, какая Осень в стихах Пушкина?
Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча, еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл…
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. С. Пушкин)
Педагог: Ребята, вы почувствовали другое настроение? Не радость, восторг от буйства ярких красок звучат в этих строках, а что?
(Ответы детей. Показать слайды-картины).
Педагог:Вот она, поздняя осень, увядающая. Природа словно притихает, готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомленной. Льют дожди, опадают листья, птицы улетают, сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи. Осень грустная, нежная, удивляющая.
Именно такая осень в звуках «Осенней песни» П. И. Чайковского. Великий русский композитор написал музыкальное произведение “Времена года”, в котором выразил свою любовь к русской природе. В этом произведении представлены все 4 времени года. 12 фортепианных пьес цикла соответствуют 12 месяцам. Мы сегодня с вами откроем этот альбом “Времена года” на осенней страничке, и услышим пьесу “Октябрь”, которую композитор назвал «Осенняя песнь»
Звучит П. Чайковский “Осенняя песнь”
Прочитать детям эпиграф:
*Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А. Толстой)
Но вернемся к Антонио Вивальди и послушаем вторую часть его концерта. Какое настроение в музыке? (Ответы детей) Грустное, печальное, жалобное, плачущее, тихое монотонное звучание.
Давайте попробуем передать это настроение. Девочки в движении, с помощью легких шарфиков нарисуют картину поздней осени
Обсудить с детьми возможные движения: очень плавные, медленные, легкие.
Импровизация с шарфиками «Поздняя осень» (А. Вивальди 2-я часть концерта «Осень»)
Часто меняет своё настроение осень. Бровки нахмурит - ветер холодный дует, закапризничает - тучи на небо набегут, дождь холодный моросит.
А сейчас, как настоящие художники, мы создадим портрет капризной осени : причёска - из свинцовых серых туч, облаков, а платье - из луж, из вялой увядшей травы.
Смотрим видеоклип на романс Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая». После прослушивания обсудить с детьми и выполнить
Аппликацию «Унылая осень»
Наша с вами встреча подходит к концу. Послушайте фрагмент еще одного стихотворения С. Есенина:
Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду.
Я предлагаю вам взять листочки и придумать свой осенний танец.
Импровизация детей с листьями под музыку Ф. Шопена «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа)
В заключение подвести небольшой итог встречи:
* Мы слушали музыку, стихи великих поэтов, знакомились с картинами замечательных русских художников.
* Осень – удивительное время года! Может вызывать самые разные, даже противоположные настроения. Не смотря на настроение в природе и в музыке, мы любим это время года. Каждый месяц осени прекрасен по своему.
* Спросить детей, какой видели осень поэты, художники, композиторы? А какой видите осень вы?
*Предложить детям взять осенний листочек и шепотом загадать желание, дуя на него. Педагог-«Желание обязательно сбудется, ведь сегодня вы были самыми удивительными и замечательными ребятами!»
Под музыку Г. Свиридова «Весна-осень» дети выходят из зала с осенними листочками-желания.
Разработала сценарий
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Мотовилова Е. А.