Татьяна Белова
Сценарий игровой программы «День экологических знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
ОГКОУ «Приволжская школа – интернат»
Сценарий игровой программы «День экологических знаний».
Цель: способствовать формированию экологической культуры у учащихся и бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся о науке «Экология»;
Публикация «Сценарий игровой программы „День экологических знаний“» размещена в разделах
- День экологических знаний, образования
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
2. создать условия для развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, логики);
3. развивать умение работать в команде и индивидуально;
4. развивать творческие способности учащихся;
Эпиграф:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е. Евтушенко)
I. Создание проблемной ситуации.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня вас ждет увлекательная и интересная игра. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и пусть хорошее настроение не покидает вас!
(Дети отгадывают загадки. Отгадавший берет карточку с начальной буквой слова-отгадки и становится перед другими детьми).
Загадки:
1. Он полётам не обучен,
Зато в беге – самый лучший.
От любой большой проблемы
Убегает страус - …
Ответ: Эму!
2. Есть рога, а не баран,
Хвост свечой, а не белка,
Не корова, а молоко даёт.
Ответ: Коза.
3. Папа очень крепкий, рослый,
И рога ветвисты.
Сын, пока еще не взрослый, -
Рыжий и пятнистый.
Он рождается без рожек,
В шубке пестренькой в горошек.
Ответ: Олень и оленёнок.
4. Спереди — шильце,
Сзади — вильце,
Сверху — чёрное сукно,
Снизу — белое полотно.
Ответ: Ласточка.
5. Пролетела мимо уха
Вроде муха, но не муха
Эта муха не жужжала
У нее, ребята, жало
Коль ужалит, будет «ай»
Кто же это отгадай!
- Муха с жалом? – Чудеса!
Знают все это - …
Ответ: Оса!
6. На клумбе у окошка
Посажена картошка.
Цветки её огромные
И светлые, и тёмные.
Ответ: Георгин.
Учитель: Получилось слово: «ЭКОЛОГ».
ЭКОЛОГ - это специалист, который изучает состояние воды, земли и воздуха.
ЭКОЛОГИЯ - наука о взаимодействии живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
слово «экология» имеет греческое происхождение.
«экос» - дом.
«логос» - наука,
Отсюда и получается, что экология – это наука о прекрасном и огромном доме по имени Земля.
15 апреля – День экологических знаний. Это – напоминание всем людям, живущим на планете об экологических проблемах, грозящих вымиранию человечества.
22 апреля все жители нашей планеты отмечают Международный день Земли. Этот день является праздниками чистой Земли, Воды и Воздуха.
Ребята, учеными выяснено что поблизости от нас нет ни одной планеты, которая была бы хоть немного похожа на нашу Землю. Планета, на которой мы живём, по истине уникальна!
Только на ней есть слой, называемый атмосфера, позволяющий живым существам, в том числе и нам с вами, дышать.
Только на ней есть вода – очень важный элемент, без которой живому существу так же не выжить.
Только на нашей планете есть суша, покрытая растениями самых разных видов, которые являются питанием и укрытием для многих жителей Земли.
Всё это делает нашу Землю уникальной планетой!
Как вы думаете, должны ли мы заботиться и ухаживать за нашим общим домом?
Учитель: Конечно. Как самые добрые и заботливые жильцы, мы должны заботиться о нашей Земле, оберегать её от всего плохого, когда необходимо – «чинить» наш дом.
Для этого нужно иметь хорошие экологические знания, уметь находить пути решения возникших в природе проблем.
Я приглашаю всех вас на игру-викторину «Знатоки природы».
Мы будем проходить экологические станции, где вы должны справиться с различными заданиями на экологическую тему.
У нас с вами будет одна общая команда, но работать вы будете и по одному и группами, но правила все-таки соблюдать надо. Вы не должны выкрикивать, подсказывать. Отвечать будет тот, кто первый поднимет руку.
Правильные ответы будут оцениваться в 1 балл - картинки с изображением животных, птиц, насекомых, или растений.
В конце игры мы подведём итоги, чья группа или игрок больше соберёт баллов и все вместе заселим нашу Землю (Плакат –Земля).
Музыка
Прежде, чем начать мы сейчас встанем, немного разомнемся, что бы хорошо думать и работать.
У нас над головой одна общая крыша — … небо! (руки вверх)
под ногами общий пол — … земля/почва! (слегка подпрыгивают)
общая лампочка и общая печка — … Солнце! (обрисовывают руками круг над головой)
У нас один общий водопровод — … реки, моря и океаны! (волнообразные движения)
у нас общий вентилятор — …. ветер! (со всей силы дуют)
наши легкие — это наши — …. леса/деревья! (глубоко вдыхают, разводя руки).
И так готовы? Работаем!
1Станция «Правила друзей природы» все
Начнём с разминки.
Я буду зачитывать фразы, а вам надо подумать и закончить её, как бы вы поступили?
Если ты встретил на тропинке птенца…
Если набрёл на земляничную поляну…
Если на твоём пути встретился большой муравейник…
Если ты взял с собой походный приёмник…
В лесу ты встретил мухомор…
Если ты увидел на поляне красивые цветы…
Дети отвечают. Первые жители Земли, появляются на плакате.
Игра «Экологический светофор» индивид.
Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы знаете правила поведения в лесу.
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
• Чёрный свет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
• Красный свет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
• Зелёный свет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!
Каждый из вас откладывать кружки чёрного, красного, зелёного цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.
Ребята наблюдают за муравьями. (з)
Дети оставили костёр в лесу. (ч)
Ребята огородили муравейник. (з)
Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (з)
Ребята срезают грибы ножиком. (к)
Ученики очищают парк от мусора. (з)
Ребята увидели гнездо в траве. (к)
Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
Дети сильно шумят в лесу. (ч)
Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)
Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
Дети вешают кормушку. (з)
Дети ловят в пруду головастиков. (ч)
Мальчики рассматривают жука. (к)
Дети развешивают скворечники в парке. (з)
Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)
Ученики высаживают возле школы деревья. (з)
Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)
И так, итоги у вас должно быть-
8 зелёных
4 красных
10 чёрных
- Молодцы! Все дети знают, как правильно вести себя в лесу!
Я надеюсь, когда вы поедете отдыхать на природу, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить окружающей среде.
2 Станция «Явления природы, приметы в природе» индивид.
Вам нужно называть явления природы. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.
Дети называют явления природы, ведущие лимитируют время ответов, чтобы игра не затягивалась.
Возможные ответы детей:
Явления природы весной: Облака голубые, Ветер теплый, Дождь, Листва, ручьи, Ледоход и т. п.
Явления природы летом: Гроза, Радуга, Роса и т. п.
Явления природы осенью: Туман, Иней, Листопад и т. п.
Явления природы зимой: Ледостав, Снег, Морозные узоры и т. п.
Землетрясения, извержения вулканов, цунами, торнадо и т. п.
Северные сияния, магнитные бури, солнечные штормы, метеоритные дожди, шаровая молния и т. д.
«Приметы в природе» группа
На одних частях карточки написана первая половина приметы природы.
На вторых - вторая часть приметы.
Раздается командам в перемежу. Кто быстрее найдет соответствие.
Подул северный ветер – похолодает
Дождь при солнце - скоро прекратится
Голуби разворковались – к ясной погоде
Воробьи купаются в пыли – возможен дождь
Иней на березах – к морозу
Снег идет большими хлопьями – к оттепели
3 Станция животные
«Собери животных» группа
Соберите из букв названия животных и разложи по группам, домашние и дикие.
За каждое название — 1 балл. Группа, выполнившая задание первой получит 1 балл дополнительно.
Например:
БРУСКА (барсук)
СОБКАСА (собака)
МВДЕЬЕД (медведь)
ЛДИКОРОК (крокодил)
АХАПЕРЕЧ (черепаха)
ОЛРКИК (кролик)
ИЗОДБРАК (дикобраз)
ААНДП (панда)
ОКВАРО (корова)
ОРКОПЁНОС (поросёнок)
НАКБА (кабан)
КАОШК (кошка)
АОЗК (коза)
Кто справился первый?
Проверяем ваши знания должно получиться 6 домашних и 7 диких животных
Игра «Жалобная книга»индивид
Сейчас, я прочитаю жалобы от животных, а вы угадайте, кто прислал нам эти жалобы?
Если вы отгадаете сразу, получаете 2 балла, если не сможете отгадать, я даю подсказку, и за правильный ответ вы получите только 1балл.
Жалоба No 1:
«Сама знаю, что не красавица ведь царевной была. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?
Польза от меня большая, я комаров ловлю, которые вас кусают!».
Кто это? (это жаба)
Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу — и они исчезнут.
Жалоба No 2:
«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, спать я им не даю и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это?
Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба, ведь мышей я в поле по ночам ловлю!».
Кто это? (Сова)
Сова с 1946г находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба No 3:
«Мы маленькие но из-за нас люди не могут нормально работать и отдыхать.
Мы сосем кровь человека. От нашего тоненького голоса многие люди начинают чесаться».
Кто это? (Это комары.)
Но все же комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами — жабы и птицы.
Жалоба No 4:
А меня очень любят ребятишки ловить летом на траве и на кустиках, потому что я очень добродушная и красивая, кругленькая и безобидная.
На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка)
Пользу божьих коровок сложно переоценить. Эти маленькие жучки поедают сельскохозяйственных вредителей, в том числе: тлю, паутинных клещей, личинок насекомых.
Жалоба No 5:
А меня люди называют совсем по другому, какой я есть на самом деле, а я подвижный и ловкий: могу быстро бегать, делать большие прыжки, плавать. В гору бегу быстрее, чем по равнине. По лесу шагаю осторожно, старается не шуметь.
Его считают неуклюжим сладкоежкой. (медведь)
Все медведи из-за особенностей рациона и крупных размеров оказывают заметное влияние на флору и фауну своих мест обитания. Способствуют распространению семян растений.
Молодцы ребята!
Физкультминутка
Реквизит — мётлы, грабли, лопаты (можно включить и ведра).
Ведущий:
У нас для вас припасена веселая игра! Давайте распределим орудия труда. Становитесь в круг!
Дети встают в большой круг, ведущие произвольно раздают несколько метёлок.
По сигналу под музыку начинаем передавать метелки до того момента, как музыка стихнет. У кого метелка — тот и подметает.
Игра проводится в несколько этапов, пока весь инвентарь не будет роздан. Те, кому ничего не досталось, будут заняты другими работами (разумеется, после игры дети могут поменяться).
4 Станция театральная. Индивид.
А сейчас, чтобы нам с вами немного развлечься, предлагаю сыграть в игру «Пантомимы». Один человек выйдет, прочитает, что он должен изобразить, это слово с помощью языка тела, а остальные должны отгадать, что показывает водящий. Произносить слова запрещено.
По 1баллу получают тот, кто показывает и отгадывает
Копать, подметать, ловить бабочек, собирать грибы;
Птичку, зайчика, лягушку,
Ветер, дождь, гроза.
«Составь сказку» группа
1 Мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»
2 Филин обиделся и улетел в другой лес
3 Не стало филина – расплодились мыши
4 Мыши стали поедать соты и разорили ульи
5 Пришлось мужику мириться с филином
6 Не стало пчел – не опыляют травы, и их урожайность понизилась
7 Худо стало мужику без меда и молока
8 Мало стало травы – корова не дает молока
(6, 8, 7, 5)
5 Станция эрудитинд ивид.
Здесь нужно ответить быстро, но обязательно поднять флажок, кто будет выкрикивать, тот не получает баллов.
1
Что делали древние люди, чтобы вызвать дождь?
А. Три дня ничего не ели
Б. Убивали мамонта
В. Танцевали вокруг костра с бубном в руках
Г. Ходили с зонтиком и говорили «кажется, дождь начинается…»
В. Танцевали вокруг костра с бубном в руках
2
Чего не может торнадо?
А. Стоять на месте
Б. Поднять в воздух автомобиль
В. Вырвать с корнями дерево
Г. Разрушить здание
А. Стоять на месте
3
В древности китайцы научились делать из коконов шелковичных червей…
А. Приправу
Б. Бумагу
В. Резину
Г. Шелк
Г. Шелк
4
Где находится яд у кобры?
А. На кончике языка
Б. В зубе
В. На хвосте
Г. В капюшоне
Б. В зубе
5
Хвост какого животного похож на весло?
А. Бобра
Б. Белки
В. Лисы
Г. Медведя
А. Бобра
6
Какое насекомое скользит по воде и не тонет?
А. Божья коровка
Б. Подёнка
В. Водомерка
Г. Стрекоза
В. Водомерка
7
Что образуется в раковинах устриц?
А. Жемчуг
Б. Кораллы
В. Золото
Г. Алмазы
А. Жемчуг
8
Горячий источник, бьющий из-под земли, — это…
А. Гейзер
Б. Фонтан
В. Водопад
Г. Ручей
А. Гейзер
9
Какое растение хорошо переносит засуху?
А. Грейпфрут
Б. Кактус
В. Пальма
Г. Береза
Б. Кактус
10
У кого из перечисленных животных самый острый слух?
А. У кошки
Б. У ежа
В. У летучей мыши
Г. У собаки
В. У летучей мыши
11
Где морская черепаха откладывает яйца
А. В песке на берегу
Б. В лесной чаще
В. На лугу
Г. На дне океана
А. В песке на берегу
12
Стая каких рыб может за несколько минут уничтожить крупное животное?
А. Карасей
Б. Карпов
В. Пираний
Г. Морских коньков
В. Пираний
13
Где морская черепаха откладывает яйца
А. В песке на берегу
Б. В лесной чаще
В. На лугу
Г. На дне океана
А. В песке на берегу
14
Стая каких рыб может за несколько минут уничтожить крупное животное?
А. Карасей
Б. Карпов
В. Пираний
Г. Морских коньков
В. Пираний
15
У какой птицы самое острое зрение?
А. У дятла
Б. У ворона
В. У орла
Г. У скворца
В. У орла
16
Какой длины язык у жирафа?
А. Метр
Б. Полметра
В. 20 сантиметров
Г. 2 метра
Б. Полметра
Станция «Экоподелка» индивид.
В День Земли мы с вами сделаем экоподелку к этому дню, тем самым мы покажем бережное отношение к нашей планете и не выбросим вот эти диски, а дадим им вторую жизнь. Ну а у вас будет возможность изучать материки Земли.
Учитель:Теперь давайте вспомним и закрепим всё то, о чём сегодня говорили.
1. (Ситуативно) Какой праздник сегодня отмечается?
2. Как наша планета называется?
3. Разожжем в лесу костер?
4. Бросим мусор под кустом?
5. Зачем нам с мусором возиться?
6. Бумагу со стеклом выбрасывать годится?
7. Что такое экология? Зачем нужна такая наука?
Как обладатели таких важных знаний, мы просто обязаны произнести клятву юного защитника природы. Я буду произносить строчку, а вы после повторяйте за мной.
Я Земли юный защитник
Моя миссия важна.
Покажу своим примером -
Экология нужна!
В лесу дикую зверушку
Я не трону, скачет пусть.
И куста густую крону
Обломить я не решусь.
Красоту родного края,
И здоровье всей Земли -
Сохраним и приумножим.
Мы защитники Земли!
Учитель: Прекрасно! Поздравляю вас с принятием такого важного и почетного звания. Я уверена, полученные знания помогут вам стать заботливыми и бережливыми по отношению к нашей Матушке-Земле.