Туникова Марина
Сценарий фольклорного праздника «Как в родной сторонушке на Дону широком»
▼ Скачать + Заказать документы
Как в родной сторонушке на Дону широком
Музыкальный руководитель: Туникова М. Л.
Предварительная работа:
1. Беседы о традициях, быте донских казаков
2. Знакомство с рассказами, сказками, стихотворениями.
3. Прослушивание, разучивание казачьих песен, плясок
4. Разучивание стихов.
5. Конкурс рисунков на тему «Малый уголок Родины»
Выставка книг о Донском крае «Мой край родной!
6. Видеосюжет «Мы живем в России» (На Дону)
7. Подготовка слайдов по сценарию.
8. Подготовка костюмов.
Публикация «Сценарий фольклорного праздника „Как в родной сторонушке на Дону широком“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
9. Оформление центральной стены
10. Подготовка атрибутов.
11. Оформление зала
Звучит веселая казачья музыка, дети заходят в зал, садятся на стульчики.
Музыка меняется, в зал входят (в казачьих костюмах)ведущий и 2ребенка.
1. Слайд «Весна в родном краю»
Ведущий: Пробудилось все ото сна, вот и на Дон пришла весна!
Будем весело играть, Песни петь и танцевать!
1. Наша Родина – Россия и донской казачий край!
Неба синь да степь родная, а в степи ковыльный край!
2. Край Донской наш родной, как для нас ты много значишь!
Прими же ты от нас поклон, земной поклон тебе, казачий! (дети кланяются)
Ведущий: Край у нас действительно замечательный. Мы любим свой край, свою малую Родину и учимся бережно относится к своему прошлому.
Видеофильм «Мы живем в России» (На Дону)1.5мин.
А хотите, ребята, мы вместе отправимся в путешествие в далекое прошлое?
Посмотрите на старинный расписной платок. Платок не простой, он из бабушкиного старинного сундука. (Платок лежит на стульчике).
Глазки вы сейчас закройте и тихонечко постойте!
Платком ярким мы махнем, в прошлое мы попадем.
ФОН звучит казачья музыка
Народ собирается «Весна на Дону» начинается!
Ведущий и дети садятся
2. Слайд – «Курень казачий»
Звучит музыка «Донское утро» (Диск «Между Доном и Волгой»)
Открывается занавесь, имитация куреня
Выходит Хозяйка (Вед 2) Зябко поеживается, одевает платок, в руках грабли,девочки-казачки спят на кровати.
Хозяйка: Вот и весна на Дон пришла - и сразу стало не до сна
Солнце рано встает, на работу всех зовет
Ведь недаром говорится:
«На Донской земле все родится
Надо только хорошо трудиться». Пойду и я в поле
Уходит. Просыпаются дочки – казачки. Потягиваются, протирают глаза, и т. д.
1 дочка: Ой, сестренки, глянь-ка в окошко! Солнышко смеется. Надо, маменьке, подмогнуть. Работы на всех хватит. Никто в стороне не останется, каждому дело достанется! Вот я уберусь в курене, пол чисто подмету. (берет веник, подметает)
2 дочка: А я с подружками по воду пойду. (берет коромысло и ведро,уходит)
Звучит фонограмма плача ребенка
3 дочка: Ну, а мне с малой нянчиться. Уж я плакать ей не дам. (подходит к люльке и берет малыша-куклу
Звучит казачья песня: «Колыбельная» муз Л. А. Побежимова
3 дочка поет, укачивает куклу, укладывает в люльку. В это время 1 дочка подметает пол, подпевает ей. Заходит девочка с водой, ставит ведро, все рассаживаются на лавки и занимаются рукоделием, музыка меняется
Входит Хозяйка.
3. Слайд –«Одежда казаков»
Хозяйка: Здорово, ночевали!
Дети: Слава Богу!
Хозяйка: Устала я с утра, с братьями в поле наработалась.
А как вы тут по дому управились?
1 дочка: Садись маменька, на лавку, отдохни, да воды колодезной испей, сил и прибавится (подает корчик с водой)
Хозяйка: Не знаю. Как кому, а мне вода Донская слаще меда!
2 дочка: Мы все в курене сделали, не волнуйся. А теперь решили рукоделием заняться.
Хозяйка: Ох, и молодцы вы, дочки. Любуюсь, да радуюсь, что такие добрые казачки растут. Скажи, Аксиньюшка, что у тебя получилось?
1. дочка (Аксинья) Вот родному батюшке кушак. Чтоб подпоясывался в боях (показывает)
Хозяйка: А чем меня Настасьюшка порадует?
2 дочка (Настя) : А тебе матушка платок
В середине золотой цветок! (показывает)
1. Хозяйка: А ты, Миланьюшка, что сшила?
3 дочка:(Миланья) Вот сшила брату рубаху,
Чтоб в бою не знал он страха! (показывает)
Хозяйка: Спасибо, вам дочки, от всей души. Вам здоровья и вашим золотым ручкам, сноровки, да умения! А я мужу своему бате вашему, кисет новый приготовила. Кисет для казака в военном походе – кусочек дома.
Все встают, рассматривают
Хозяйка: (задумчиво)Поглядит он на кисет в дальней сторонушке - сразу дом, меня, вас, детушки, вспомнит…А помните,как мы провожали батю в поход. (вздыхает).Ну не будем горевать, будем песню запевать
4. Слайд –«Проводы казака в поход».
Песни «Как за Доном за рекой» девочки 2 гр.
1 дочь: Да, казачьи песни петь и слушать. Что мед ложкой кушать!
Хозяйка: Доченьки мои славные! Настанет время вам суженного выбирать, вспомните мудрость казачью: «Злой – песен не поет, Злоба у человека голос (отнимает) душит. Будьте настороже с тем, кто песни петь не любит. А нам сейчас вся станица подпевала (показывает на гостей, с открытой душой здесь люди живут
5. Слайд –«Возвращение казаков с похода»
Звучит фоном песня «Служба – матушка, шашка – невидимка»
Хозяйка: Сердце – то не зря взыграло и оно мне подсказало:
Едут, едут по станице с похода наши казаки.
Казачки прихорашиваются, поправляют платки.
В зал на «лошадках» под песню «Доля казака» заезжают мальчики-казаки.
Хозяйка: Вот и дождались мы вас, родные.
1. Казак: Здравствуй, милая станица. Вновь судьба свела с тобой
Здесь мне выпало родиться, И вернулся я домой
2. Казак:Станица милая моя
Ты для меня так много значишь
Здесь ждут меня маманя и сестра
И каждый шаг приносит мне удачу!
3. Казак: В родной степи шумят поля и реки
Цветут сады, колышется трава
Очаровала, ты меня навеки
Родимый Дон, любимая земля.
4. Казак:О ней я бредил по ночам,
Страданий не тая
Она – начало всех начал
Земля моя! Любовь моя!
5. Казак:Вновь душа от счастья плачет,
Дону в поле поклонюсь
Пусть мне 100 дорог назначат-
Все: Я опять сюда вернусь!
6. Казак: Верно сказано: «Земля Донская- казаку мать родная»
Все: Любо! Любо! Любо! (ставят коней у плетня)
Ведущий: Ну-ка казаки, покажите свою удаль.
Танец «Казачата» мальчики 2,4,5,6 гр
Атрибуты: сабли по числу мальчиков.
После танца мальчики 6 гр. остаются на месте
7. казак: Мы донские казачата мудрых прадедов внучата,
С острой шашкой и конем, мы в бою не подведем!
8. казак: Нам дано такое право, сохранить былую славу
Наших дедов и отцов, Дона славных молодцов!
9. казак: Шашка, пика, верный конь, рой наездников любимых –
С ними мы не отразимы, мчимся в воду и огонь!
Ведущий: А какое же главное призвание казака?
Дети: - Быть военным.
Песня : «Если хочешь быть военным» мальчики и девочки6гр.
Все казачки : Добро пожаловать домой.
1 казачка: Милости просим гости дорогие за стол, отведать наши угощения
Дети садятся, 4 девочки подходят к столу
6. Слайд – «Пища казаков»
Ведущий: Будем угощать вас, хлебом, солью.
2 казачка: Караваи, калачи, с пылу, с жару из печи
3 казачка: Пироги с начинкой жареной – ветчинкой (свининкой)
10. казак: (встает с места)Был бы пирог, найдется, и едок
1. казак:(встает с места) Давно мы не едали такой пищи
Хлеб да вода – молодецкая еда!
2. казак: Так сладко, что того и гляди язык проглотишь.
4. казачка: (встает с места)Каков гость, таково ему и угощение.
Фон «Мой миленок вареников хочет»
Ведущий: (Берет со стала поднос) Но мы для вас приготовили не только пироги да калачи,а и лапшицу, да курочку и узвар даже сварили. Узвар- это компот из сухофруктов. Ай да вкусное угощение. (проносит поднос)
Казак: Я ухи бы съел немного.
Ведущий: Да вот только рыбки в Дону мы не наловили, да ушицу не сварили. Поможете казачата рыбки наловить в реке. Казаки любили рыбачить.
7. Слайд- «Казаки на реке»
Игра: «Кто быстрей наловит рыбы.»
Атрибуты: Удочки, рыбки, ведра,2пенька, имитация реки.
Дети делятся на 2 команды.
Ведущий: Молодцы казачата,рыбу наловили, можно и ухи наварить.
А возле печки всегда стоял? Угадайте-ка!
Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт, а сам в угол идет. (Ухват) .
Вот (показывает ухват)
8. Слайд – «Кухня казаков»
Ведущий: Вот в этом чугунке мы сварим уху, а есть мы будем деревянной ложкой. А узвар будим пить из чашек глиняных. Посмотрите, какие мы приготовили глиняные миски и кувшины для гостей наших дорогих,да расписные. (рассматривают посуду на столе и на экране) В старину вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству; кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу. Кто быстрее всех кушал, тот лучше всех и работал. Вот мы сейчас и проверим, кто же у нас быстро кушает и хорошо работает.
Игра: «Отведай уху»
Атрибуты: 3 чугунка, ложки по числу детей.
Дети сидят на местах им раздают деревянные ложки и чугунок. По сигналу,дети передают чугунок друг другу.
После игры хозяйка выходит с казакомгр. №7
Хозяйка: Быстро ложкой работаете, сразу видно,что помощники хорошие.
казак: Отобедали гуртом, а теперь плясать пойдем.
И казачки нам под стать. Просто глаз не оторвать!
Хозяйка:Да, казачки на Дону хороши как цветочки. Сейчас в Донских степях распускаются лазорики, маки, и наши маленькие казачата исполнят танец «Маков цвет».
Казак 1 : Во станице погулять вышли казачата.
Веселятся от души парни и девчата.
Казачка 2 : Ой, стук – перестук. С каблука на каблук,
Заходили каблуки, аж трещат половики.
Веселье продолжается. Пляска начинается.
Таней «Маков цвет» дети ср. гр №7
Атрибуты: платочки по числу девочек
9. Слайд «Народные инструменты»
Хозяйка: И ни один праздник не обходился без музыкальных инструментов. Казаков, которые умели играть на музыкальном инструменте, очень ценили, их с радостью приглашали в гости в любой дом. Играли на свистульке, жужжалке, погремушке, балалайке, гуслях, рожке, свирели и конечно же на гармошке. Сейчас самые старшие казачата нам исполнят шуточный танец «Гармошка».(дети гр. №4 готовятся к выступлению)
Пока наши артисты готовятся, нам расскажет (имена детей. гр. №4) про гармониста Антошу.
1. — Ну-ка, гармонист Антошка, доставай свою гармошку.
Чтобы ноги в пляс пошли, нас скорей развесели.
2. — Так и быть, — сказал Антон, И достал гармошку он,
Широко ее развел, Из гармони звук пошел.
3. Развеселый, удалой, Всем знакомый и родной.
Эге-гей, играй, гармошка, Молодчина наш Антошка!
Танец «Шуточный танец» гр. №4-5
Атрибуты: стул,гармошка, платочки по числу девочек.
10. Слайд –«Скачки казаков»
Ведущий: Повеселились немножко.
А сейчас у нас состязанья. Состязанья не простые,
Без шашки и коня не прожить казаку даже дня.
Эти состязания переходили в настоящий воинский праздник "Шермиции".
Это примерные бои, устраиваемые на праздниках казаками Дона. Здесь донские казаки показывали умение владеть конем и оружием, демонстрировали лихость и отвагу. В этих воинских играх отрабатывалось умение ведения боя, в них народ выявлял лучших и достойных.
Ведущий приглашает 2 мальчиков
Мальчик 1: Ну, держитесь, казачата, состязаться вы должны
Покажите свою удаль, покажите свою силу,
Так велит обычай старины.
Ведущий: Итак, мы начинаем! Верным другом казака была его лошадь.
Мальчик 2: На них сеяли и пахали.
На войну казаков провожали.
На донских скакунах воевали
И врага завсегда побеждали!
Ведущий: И именно с лошадью у нас первое состязание «Скачки».
Сейчас девочки станут верными подругами казаков, они будут выводить лошадь казакам, как в старину их выводили жены – казачки своим мужьям, казак садится на лошадь верхом и скачет к месту назначения.
Соревнование: «Скачки»
Атрибуты:2 «лошади»
4 девочки стоят в колонне напротив колонны из 4 мальчиков.
Девочки берут лошадь, бегом несут ее казаку, тот «садится верхом», и «скачет» в обратном направлении, отдает лошадь следующей девочке, становится в колонну к девочкам. Колонны должны поменяться местами
11. Слайд- «Джигитовка».
Хозяйка: По другому «Скачки» назывались «Джигитовка». Нам сейчас (имя ребенка) расскажет об этом
Мальчик 3:Казак на резвом скакуне постоял на голове,
Саблю подержал в зубах, когда конь был на дыбах,
А еще он на скаку влез под стремя, под узду.
Хозяйка: Вот какой лихой казак и на голове постоял и саблю в зубах подержал. Во время джигитовки нужно было еще преодолевать препятствия, или собирать предметы с земли. И сейчас мы потренируемся.
Соревнования Наездников
Атрибуты: кегли 8 штук, флаги по количеству детей,2 «коня»
Дети строятся в две колонны по 4-5 человек.
По сигналу казачата по очереди «садятся на коня» и скачут змейкой между кеглями, подбирают по дороге флаг, продолжают змейку до места и бегом возвращаются назад, у каждого должен остаться флаг в руке, коня передают следующему наезднику.
12. Слайд «Веселье казаков»
Хозяйка: Казачье войско на состязаниях не только соревновалось, но и умело отдыхать с хорошей песней. Наши самые маленькие казачата сыграют казачью песню «Барыня-Сударыня»
Выходят дети гр. №7
1 – Кто не знает наш детсад? Здесь ребята – молодцы!
Просят все добавку каши, казачата – удальцы.
2 – Казаком я смелым буду, Шашку на ремне носить,
Мать родную не забуду, Буду Родине служить.
3 – Мы казачки не простые, Просим помнить это вас.
Все казачки – «Расписные», Садик «Сказка» у нас.
Песня «Барыня-Сударыня»
Хозяйка: Молодцы, казачата, звонко поете, а что (имя девочки)хочет нам сказать?
Девочка: (гр. №2)Я казачка хоть куда, молода и хороша,
Могу петь я как певица, песня льется, как водица.
Не поверите друзья, и танцую я всегда.
Хозяйка: Мы сейчас проверим, как у нас дети научились танцевать. Но сначала отгадайте загадку
В лесу расту я маленькой, душистою и аленькой.
Но меньше, чем клубника… Так кто я?. Конечно земляника.
Я приглашаю детей на казачий танец «Земляничка-Ягодка».
Танец: «Земляничка-Ягодка» дети гр№2-5
Ведуший: Молодцы казачата! Наступает весна, просыпается природа, степь оживает, все рады теплу, солнцу! Прекрасна наша Родина-
наш Донской любимый край.
Выходят дети ст. гр. №6
1. Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.
2. Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет.
3. Казак – опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь.
Танец: «Ой, как было на Дону»
Ведущий: Мы сегодня вместе веселились,
Край Донской прославлять не ленились,
Хозяйка: Угощенье приготовили на славу
Веселились, танцевали мы по праву!
Все: Любим мы Дон всегда!
Казаки мы – хоть куда!
Общая пляска
Дети получают угощения