Елена Митрофановна Суворова
Сценарий Дня толерантности в детском саду «Цветок дружбы» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для проявления нравственных и патриотических чувств дошкольников.
Задачи:
• формировать и развивать представления о чувстве толерантности;
• развивать певческие навыки, музыкально-ритмические движения;
• развивать коммуникативные навыки;
• воспитывать чувства уважения, дружелюбия, сострадания, взаимопомощи, щедрости по отношению к окружающим, чувство сплоченности
I-ая половина дня. Утро. Ситуативная беседа с детьми и родителями «Кто и зачем придумал вежливые слова»
Публикация «Сценарий Дня толерантности в детском саду „Цветок дружбы“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- День толерантности, 16 ноября
- День толерантности. Сценарии
- Дружба. Сценарии развлечений с друзьями
- Дружба. Учимся дружить
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Цель: закрепить с детьми представление о правилах поведения в гостях; в общественных местах; развивать диалогическую речь, умение строить суждение; воспитывать доброжелательность; культуру общения.
В группе : Игра с мячом «Кто больше знает вежливых слов».
Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, меткости, ловкости при приеме мяча от воспитателя; воспитывать культуру общения.
Задания «Как можно…»
• Поздороваться
• Попрощаться
• Поблагодарить
• Вежливо попросить
• Вежливо обратиться
гимнастика «Спасем Доброту»
Цель: научить различать, называть эмоции удовольствия, удивления, восхищения, радости и адекватно реагировать на них; закрепить знание понятий «добро», «доброта», «добрый поступок»; развивать внимание, смелость, научить расслабляться.
Завтрак.
После завтрака воспитатель предлагает детям вспомнить, какие волшебные слова (о дружбе и доброте) они знают.
Вспомним пословицы: (Ответы детей)
1. Человек без друзей, что дерево без корней.
2. Ссора до добра не доводит.
3. Друзья познаются в беде.
4. Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
5. Делу - время, потехе - час.
6. Легко сломать, да трудно сделать.
7. Добро творить – себя веселить.
8. Добрые слова дороже богатства
9. Слово лечит и слово калечит.
Непосредственная образовательная деятельность
Дети входят в игровую веранду под музыку садятся на скамейки.
Слайд: планета Земля, а вокруг дети разных национальностей
Ведущий: На нашей планете Земля огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. Чтобы других мы смогли понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать,
С добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!
Ребята, а в какой стране живем мы?
Дети: В России
Слайд: картинки России
Ведущий: Молодцы! Наша страна готовится к большому празднику - Дню России. Ребята, а что вы знаете о России?
Ребенок 1: Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Ребенок 2: Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Ребенок 3: Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
Ребенок 4:
И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
Звучит песня «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой)
(присаживаются на скамейки)
Ведущий: Россия очень большая страна. Много у нас зеленых лесов, рек, морей, где живут различные животные, птицы, рыбы.
Слайд: герб, флаг, матрешка
Есть у России свой герб, флаг, гимн, а также есть и своя любимая и народная игрушка. Как вы думаете, ребята, какая?
Дети: Матрешка
Ведущий: Правильно. Встречайте девочек матрешек
Танец девочек «Русские матрешки»
Ведущий: Наша страна очень гостеприимна, многонациональна, в ней живут представители разных национальностей и народностей. И несмотря на то, что мы все разные по цвету кожи, у каждого из нас есть свой родной язык, мы должны относиться друг к другу терпимо, с уважением, спокойно, без вражды, ценить и дорожить дружбой.
Слайд: фотографии детей, дружба
Ребенок 5: Ты дружбу не купишь за деньги
Её не найдешь просто так,
Ведь дружба, как золото ценна
А так же не всем по зубам.
Ребенок 6: Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Ребенок 7: Дружба — наука, дружба — искусство,
Дружба — прекрасное, доброе чувство.
Ребенок 8: Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
(Дети встают возле скамейки)
Игра «Давай с тобой подружимся».
(присаживаются на скамейки)
Ведущий: Мы с вами живем в многонациональной стране - России, и в наших группах есть ребята разных национальностей. Мы отличаемся цветом кожи : кто-то смуглый, кто-то белокожий; цветом глаз : у кого-то голубые, у кого-то карие и зеленые; цветом волос : брюнеты, шатены, блондины. Отличаемся мы и характером: кто-то веселый, кто-то грустный; одни говорят на русском языке, другие на английском, немецком, украинском. Ребята, а как вы относитесь друг к другу?
Дети: Мы дружим, уважаем друг друга, не обижаем, а защищаем своих друзей.
Ведущий: Правильно. А все качества, которые вы перечислили, такие как терпение, взаимопомощь, взаимовыручка, доброта, уважение называют одним словом - толерантность. И давайте мы с вами объединим в один большой цветок все эти качества. И назовем его цветок - дружбы (смотрит на экран, на котором цветок).
В зал влетает злая Дюдюка
Дюдюка: Вот так значит! Сидите здесь радуетесь, песни поете, танцуете и без меня? Ну все, мое терпение лопнуло. Я испорчу вам праздник!
Ведущий: Интересно знать, а вы кто?
Дюдюка: Я - Дюдюка Барбидокская. Не зовете меня на праздник? И не надо! А чтоб вам так не было весело, я забираю ваше настроение, сама буду веселиться!
Подходит к детям и начинает колдовать.
Дюдюка: И ваш цветок дружбы заберу. хотя, зачем он мне? Заберу лепестки (Взмахивает рукой перед экраном и все лепестки разлетаются, остается одна середина)
Ведущий: Постойте, а как же нам быть без нашего цветка?
Дюдюка: Проживете как - нибудь, да перессоритесь (смеется)
Ведущий: Но мы не хотим ссориться, мы хотим жить в мире и добре.
Дюдюка: Какие добрые все собрались. Ну ладно. Что-то мне тоже доброй захотелось быть. Захотите собрать свой цветок дружбы, постарайтесь. Помогите кому - нибудь. А я за вами буду наблюдать. Увижу доброе дело - верну лепесток.
Убегает.
Ведущий: Ну, Дюдюка. Какая вредная. Все настроение нам испортила и цветок наш поломала. Рассорить нас всех захотела. Что же мы будем делать, ребята? (ответы детей)
Приходит Доктор Айболит
Айболит: Здравствуйте, ребята. А чего это вы такие грустные? Заболели что ли? (начинает осматривать детей)
Дети рассказывают о злой Дюдюке.
Айболит: Ребята, я не знаю чем вам помочь, но знаю, как поднять вам настроение!
Я же Доктор Айболит,
А он таблеткой исцелит!
И я для вас приготовил не таблетку, а витаминку! Только эта витаминка непростая. Посмотрите, она большая, одна на всех. Это витаминка дружбы, добра и настроения. И я хочу с вами ей поделиться (отдает ведущему).
Ведущий: Спасибо вам. Посмотрите, какой добрый Айболит, поделился с нами витаминкой счастья. Ну что, поднялось ваше настроение? (ответы детей) И настроение поднялось и даже, кажется, что солнышко ярче светить начинает. Вставайте в дружный большой хоровод.
Дети встают в круг
Исполняется песня «Светит солнышко» (муз. А. Ермолов)
(после песни доктор Айболит прощается и уходит)
Забегает Дюдюка
Дюдюка: (сердится)ух. Вернули себе хорошее настроение, да? Веселиться продолжаете? Ух, какие! Ладно, я слово свое сдержу. Обещала, что буду возвращать лепестки вашего цветка за добрые дела? Раз вы смогли найти в себе силы улыбаться, радоваться и верить в лучшее, то вот держите один лепесток (взмахивает, на экране появляется лепесток).
Ведущий: Спасибо вам.
Дюдюка: Не радуйтесь вы так. Я все равно испорчу праздник (Уходит).
Ведущий: Ребята, посмотрите, Дюдюка отдала нам один лепесток нашего цветка дружбы за радость и веру в лучшее.
Вприпрыжку забегает негритянка Айрис
Айрис: Здравствуйте, ребята. А меня зовут Айрис, я пришла к вам из далекой страны Африки. Мы все там живем под ярким солнцем и поэтому у нас такая темная кожа. А вы будете со мной дружить, несмотря на то, что я очень темнокожая? (ответы детей)Тогда готовьте ваши руки, будем с вами здороваться! (со всеми детьми поздоровалась ладошкой)
Влетает Дюдюка, начинает колдовать, у Айрис портиться настроение (она ее не замечает) и она становится злой. Дюдюка со смехом убегает
Айрис: Ай! Все руки мне отбили! Собрались здесь, веселятся, песни поют.
Ведущий: обращает внимание детей на то, как испортилось настроение Айрис после ухода Дюдюки
Айрис: Праздник у вас какой?
Ведущий: Айрис, у нас сегодня праздник! Мы сегодня с ребятами учимся быть толерантными.
Айрис: Какими?
Ведущий: (вместе с детьми пытаются объяснить значение слова - толерантность)
Айрис: Слово то какое интересное.
Ведущий: Айрис, а может ты останешься с нами на празднике?
Айрис: Еще чего? Делать мне больше нечего. Скучно у вас здесь! А я веселиться люблю!
Ведущий: Так наши ребята, тоже очень любят веселиться, петь и танцевать.
Айрис: А вы все равно хотите пригласить меня на праздник, даже несмотря на то, что я совсем на вас всех не похожа?
Ведущий: Айрис, для нас совсем нет никакой разницы какого цвета твоя кожа, главное, что ты очень добрая хорошая.
Айрис: Тогда я останусь. Вы знаете, африканцы очень любят танцевать, и я любила. Но вот пришла и настроение мое испортилось. Я забыла, как умею веселиться, танцевать и радоваться.
Ведущий: Ребята, давайте поможем Айрис вспомнить как нужно весело танцевать (дети отвечают согласием)
Танец «Буги-вуги»
(После танца Айрис благодарит детей и убегает)
Забегает Дюдюка
Дюдюка: Да что мне с вами делать? Ходят они здесь, помогают всем!
Ведущий: Дюдюка, наши ребята очень добрые и хорошие, они всегда готовы прийти на помощь - а это лучшие качества, которыми обладает человек.
Дюдюка: Ладно, вот держите! (на экране появляется второй лепесток) Но весь цветок вы все равно не соберете! Я вам не позволю! (убегает)
Ведущий: Ребята, за вашу помощь Айрис, за то, что вы помогли ей поднять настроение и вспомнить танцы, Дюдюка отдала нам 2 лепесток (показывает на экран)Вы слышите? (Звучит марш) Знакомые звуки звучат? Интересно, что там такое происходит? Давайте посмотрим.
Дети маршируют в зону игр, останавливаются, а там делает зарядку спортсмен Спортикус.
Ведущий: Здравствуйте. А куда это мы попали?
Спортикус: (очень плохо говорит по-русски) Здравствуйте. Я плёхо говорить по-русски. Надеюсь вы меня поймете. Меня зовут Спортикус, вы у меня в гостях, в зале Чемпионов.
Ведущий: здравствуйте, не переживайте Спортикус, мы понимаем все, что вы говорите нам.
Спортикус: Здесь с ребятами, я делаю зарядки, тренируюсь и соревнуюсь. Здесь занимаются настоящие чемпионы, как я (показывает свою мускулатуру).
Ведущий: Ребята, а вы любите заниматься спортом?
В это время забегает Дюдюка, колдует над Спортикусом и убегает. Он становится уставшим и обессиленным и садится.
Спортикус: Ой, что это со мной? Куда делась моя сила?
Ведущий: Здесь точно не обошлось без козней злой Дюдюки. Ребята, а вы готовы помочь Спортикусу? Ведь мы его совсем не знаем, и он так плохо говорит с нами на русском языке? (ответы детей) Правильно, людям, попавшим в беду обязательно нужно помогать, независимо от того, на каком языке он говорит. Надо помочь Спортикусу. Но как? (предложения детей)
Спортикус: Помогите, мне, пожалуйста. Я не могу жить без спорта. У меня совсем нет сил, я даже встать не могу.
Ведущий: Не переживай, мы вернем тебе силы.
Аттракцион «Помоги собрать» (дети, берут из бассейна по 1 шарику и обходя препятствия, добегают до спортсмена и кладут их в ведра, расположенные по сторонам. С каждым шариком у него прибавляются силы. В конце, когда ведра заполнены, Спортикус встает сильным).
Спортикус: Спасибо, вам ребята. Как же вы мне помогли. Я бы без вас не справился.
Ведущий: Какие вы молодцы. Давайте мы с вами вернемся в сад, ведь мы там оставили цветок. Как бы он заново не пропал. До свидания, Спортикус.
Спортикус: До свидания, ребята. Спасибо вам большое.
Вернувшись на веранду, ведущий обращает внимание на экран, на котором появился новый лепесток - 3
Ведущий: Смотрите, наш цветок стал на 1 лепесток больше. Наверное, это Дюдюка его нам отдала. Как вы думаете почему? (ответ детей) Правильно, вы проявили сострадание к человеку, не оставили его в беде, а это качества заботливого человека, толерантного.
Ой, ребята, какой-то интересный звук, это случайно не мотор жужжит?
Залетает Карлсон
Карлсон: Здравствуйте девчонки и мальчишки! Всем привет! Как же вас здесь много, я хочу узнать как вас всех зовут, очень я люблю знакомиться. А ну-ка, раз, два, три, свое имя назови!
Игра «1,2,3 имя назови» (дети кричат свои имена вместе)
Ведущий: Карлсон, а куда ты спешил?
Карлсон: К бабушке лечу, помочь ей варенье варить.
Залетает Дюдюка, колдует и улетает. Карлсону становится нехорошо.
Карлсон: Как же мне плохо стало, мотор мой не заводится. Что же делать? Это все потому, что я такой толстый и неуклюжий! (плачет)Как же я до бабушки долечу? Только у нее можно наладить мой моторчик, она может накормить меня сладким.
Ведущий: Ну что, ребята, будем помогать Карлсону? Посмотрите какой он полненький? А можно дружить и помогать таким людям? (ответы детей)Конечно можно и нужно. Люди бывают разные высокие и низкие, полненькие и худенькие, но, если им требуется помощь, нужно помогать. Ребята, как же нам помочь Карлсону? (ответы детей) А помните, нам Айболит подарил витаминку настроения и дружбы? А давайте, спасем Карлсона и отдадим ее ему? (дети отвечают согласием)
Карлсон: Какие вы ребята, щедрые и добрые. Отдаете мне то, что вам дорого. Спасибо вам, большое (заводит мотор и улетает).
Забегает Дюдюка
Дюдюка: Да что с вами делать? Всем помогаете!
Ведущий: Да, наши ребята - добрые, щедрые и милосердные, и ни чуточку не жадные. А ты нам ничего отдать не хочешь?
Дюдюка: (отдает лепесток) А вы уже почти весь цветок собрали. Всем помогаете, никого в беде не оставляете. И продолжаете веселиться (злится).
Ведущий: Дюдюка, пусть ты и пытаешься выглядеть такой вредной и нехорошей, мы приглашаем тебя вместе с нами встать в большой и дружный хоровод. Будем вместе танцевать, петь и веселиться (Дюдюка встает в хоровод вместе с детьми).
Исполняется песня «Большой хоровод» (муз. и сл. Е. Семенова)
Дюдюка: Как же трогательно поете вы песни. И меня такую вредную позвали в свой дружный хоровод. И за это я вам дам последний лепесток вашего цветка (отдает лепесток).
Ведущий: Ребята, вот мы с вами и собрали наш цветок дружбы. А пока мы его собирали, какие качества проявили?
Дети: Доброту, заботу, внимание.
Ведущий: Правильно. Мы с вами живем в великой стране - России. Люди каких национальностей здесь живут? (ответы детей) Можно сказать, что наша страна толерантна? ( Дети отвечают: да) Большинство россиян - добрые, отзывчивые, щедрые люди, готовые прийти на помощь и друзьям, и сосем незнакомым людям, попавшим в беду. И мне очень хочется пожелать вам, ребята, чтобы вы никогда не теряли те качества, которые вы сегодня проявили: терпимость к другой национальности, цвету кожи, отличной от вашей; сострадание к слабому, независимо на каком языке он говорит; щедрость и заботу по отношению к людям, имеющим какие - либо особенности. Если все мы будем дружными, добрыми, щедрыми, заботливыми, терпимыми друг к другу - все эти качества и есть толерантность. Тогда наша Россия останется великой и могучей страной, а россияне будут счастливыми людьми.
Все расходятся по группам.
Прогулка (пока дети собираются на прогулку ведется беседа на тему : «Что такое хорошо, что такое плохо»).
Цель: продолжать употреблять в речи вежливые слова; закреплять знания и умения детей о поведении в обществе, формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу. Быть внимательным и оказывать другим помощь. Убеждать, что добротаприобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.
Игра «Копилка добрых дел»
Цель: активизировать память, внимание детей; воспитывать дружелюбие; чувство отзывчивости; сопереживания; желание помогать другу в трудной ситуации
Словесная игра «Назови ласково» Цель: активизировать речь; развивать память, мышление; пополнить словарный запас; воспитывать доброту и отзывчивость.
С/ролевая игра «Бюро добрых дел»
Цель: развивать игровой диалог; игровое взаимодействие; воспитывать культуру поведения и общения друг с другом.
Игры с телефоном (любая тема) Цель: научить вежливо разговаривать по телефону; расширить социальный опыт детей» развивать диалогическое общение.
Рисование мелками на асфальте на тему: «Хорошее настроение».
Возвращение с прогулки. Режимные моменты. Обед. Сон.
Водные процедуры. Полдник.
II-ая половина дня. Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу».
Цель: упражнять детей в употреблении вежливых слов, используя выражение, мимику, позу.
Рассматривание сюжетных картинок на тему: «Хорошо – плохо»
Цель: развивать внимание, усидчивость; учить детей ясно и четко выражать свою мысль, оценивать поступок, проектировать свое поведение в данной ситуации.
Д/и «Оцени поступок» Цель: развивать мышление; связную речь; упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку.
Развлечение «Чудесный денек».
Вечером воспитатель предлагает детям нарисовать, как они провели этот необычный день. Свои рисунки дети по желанию уносят домой, чтобы познакомить свою семью с таким замечательным днем, как ДеньТолерантности и Доброты.
Цель: развивать творческое воображение; аналитическое мышление и самостоятельность; желание доводить начатое дело до конца.
Работа с родителями. Привлечь родителей к созданию совместно с детьми творческого альбома «Наши добрые дела»; изготовлению «Дерева самых вежливых слов»
Анкетирование родителей «Что Вы знаете о вежливости» Цель: изучение индивидуальных особенностей семьи, её воспитательных возможностей.