Ирина Куроптева
Презентация «Сборник экспериментов для детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Родничок»
Сборник экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель:
Куроптева И. В.
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определённую стадию развития,
проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Публикация «Презентация „Сборник экспериментов для детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Поступление в школу – начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Это накладывает определенные требования, обязанности и ограничения. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному.
Впервые на уровне нормативных документов в качестве одного из оснований преемственности дошкольного и начального общего образования выступают целевые ориентиры образовательной программы дошкольного образования, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования. Предпосылки к универсальным учебным действиям обеспечивают социальную успешность дошкольников при переходе к обучению в начальной школе. Термин «универсальные учебные действия» (УУД) в широком смысле означает умение учиться, т. е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём присвоения нового социального опыта. В другом, более узком значении - способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса – способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
Итоговыми результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования является три планируемых результата: личностные, метапредметные и предметные. В основе которых лежат УУД. Сформированность предпосылок к ним на этапе завершения дошкольного детства будет способствовать успешной адаптации маленького человека в школьном пространстве. Они обеспечат ребенку умение анализировать и синтезировать полученную информацию (познавательные); возможность управления познавательной и учебной деятельностью (регулятивные); личностное самоопределение, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях (личностные); появление навыков слушать и вступать в диалог; умение взаимодействовать и сотрудничать с окружающими людьми в обществе (коммуникативные).
Основными средствами формирования предпосылок УУД являются образовательные ситуации, которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.
Выделяется 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Познавательные УУД включают общие учебные действия, логические учебные действия, а также действия постановки и решения проблем. Общие учебные действия представляют собой умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания. Логические учебные действия – это умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения. Постановка и решение проблемы - умение сформулировать проблему и найти способ её решения.
На этапе дошкольного детства формирование предпосылок познавательных УУД заключается в формировании сенсорных эталонов; умении применять правила и пользоваться инструкциями; при помощи взрослого создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач; устанавливать аналогии, осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале.
Какими же способами можно сформировать предпосылки познавательных УУД в дошкольном учреждении?
Для их формирования можно использовать проектный и проблемно-поисковый методы, информационно-коммуникативные и игровые технологии, познавательно-исследовательскую деятельность, всевозможные викторины и конкурсы, педагогику Марии Монтессори, а также многое другое.
Среди разнообразия используемых способов формирования предпосылок познавательных УУД особое внимание уделяется детскому экспериментированию. Еще Конфуций говорил: «Что я слышу – я забываю. Что я вижу - я помню. Что я делаю – я понимаю». Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Детское экспериментирование, направленное на познания закономерностей и явлений, преобразование объектов окружающего мира, способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе опыта идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, стимулируется познавательная активность и любознательность. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие одного из вида общеучебных универсальных действий (компонента познавательных УУД) - осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Как сказал В. А. Сухомлинский: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Экспериментальная деятельность может проходить в демонстрационной или фронтальной формах. Демонстрационные проводятся экспериментатором, а дети следят за его выполнением. Такие эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). Основное правило проведения эксперимента - соблюдение правил безопасности, которые проговариваются дошкольникам в начале каждого эксперимента. В остальных случаях проводятся фронтальные эксперименты, что способствует развитию у детей активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности. Стоит обратить внимание, что в конце эксперимента всегда происходит объяснение его результатов: почему не горит бумага; почему одно яйцо тонет, а другое плавает; почему монетка танцует и т. д.
В каждом эксперименте выделяются основные сменяющие друг друга этапы: формулирование цели и задач исследования, продумывание методики эксперимента, продумывание инструкций. Решение задач эксперимента можно осуществлять в 2 вариантах: дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания либо дети вначале предсказывают вариант результата эксперимента, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Таким образом при правильной организации экспериментальной деятельности у дошкольников формируется умение видеть, выделять и решать проблему; принимать и ставить цель; выдвигать гипотезы, предположения; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; осуществлять эксперимент; делать выводы.
После эксперимента дети самостоятельно приводят в порядок рабочее место - чистят и убирают оборудование, протирают столы, убирают мусор и моют руки с мылом.
В целях обобщения и усовершенствования опыта работы по детскому экспериментированию, его практического внедрения, как средства формирования предпосылок УУД была разработана картотека экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
Детское экспериментирование, по мнению Н. Н. Поддъяков претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Таким образом дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Дети учатся самостоятельно рассматривать различные объекты окружающей действительности и производить с ними простые преобразования; обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причины, что станет основой для формирования у детей познавательных УУД при дальнейшем обучении в школе.
Самодельный телефон
Понадобится: 2 пластиковых стаканчика, пластилин, нить.
Опыт: Сделайте из пластилина толстую лепешку размером немного больше дна и поставьте на нее стаканчик. Острым ножом сделайте в донышке отверстие. То же самое проделайте со вторым стаканчиком. Протяните один конец нитки (ее длина должна быть около 5ти метров) сквозь отверстие в донышке и завяжите узелок.
Повторите опыт со вторым стаканчиком. Вуа-ля, телефон готов! Чтобы он работал, нужно натянуть нить и не касаться других предметов (в том числе, пальцев). Приложив стаканчик к уху, кроха сможет услышать, что вы говорите на другом конце провода, даже если вы будете шептать или беседовать из разных комнат.
Объяснение: Стаканчики выполняют в этом опыте роль микрофона и динамика, а нить служит телефонным проводом. Звук вашего голоса проходит по натянутой нитке в виде продольных звуковых волн.
Решето – непроливайка
Понадобится: сито, растительное масло, вода.
Опыт: Возьмем сито и смажем его маслом. Затем встряхнем и нальем в решето воду так, чтобы она текла по внутренней стороне сита. И, о чудо, решето заполнится! Почему вода не вытекает?
Объяснение: Ее держит поверхностная плёнка, она образовалась из-за того, что ячейки, которые должны были пропустить воду не намокли. Если вы проведете по дну пальцем и разрушите пленку, вода вытечет.
Соль для творчества
Понадобится: чашка с горячей водой, соль, плотная черная бумага и кисточка.
Опыт: Добавьте в чашку с горячей водой пару чайных ложек соли и перемешайте раствор кистью, пока вся соль не растворится. Продолжайте добавлять соль, постоянно перемешивая раствор до тех пор, пока в нижней части чашки не образуются кристаллы. Нарисуйте картину, используя раствор соли в качестве краски. Оставьте шедевр на ночь в теплом и сухом месте. Когда бумага просохнет, проявится рисунок.
Объяснение: Молекулы соли не испарились и образовали кристаллы, рисунок из которых мы и видим.
Крутящийся диск
Понадобится: клей, крышка от пластиковой бутылки с носиком, компакт-диск и воздушный шарик.
Опыт: Приклейте крышку от бутылки к компакт диску, так чтобы центр отверстия в крышке совпал с центром отверстия в компакт-диске. Пусть клей подсохнет, после этого приступайте к следующему этапу: надуйте шарик, перекрутите его «горлышко», чтоб воздух не вышел и натяните шарик на носик крышки. Поставьте диск на плоский стол и отпустите шарик. Конструкция будет «плавать» по столу.
Объяснение: Невидимая воздушная подушка действует, как смазка и уменьшает трение между диском и столом.
Огнеупорный шарик
Понадобится: 2 шарика, свечка, спички, вода.
Расплавить или сжечь можно любой материал. Все зависит от температуры нагревания. Например, пламя свечи имеет температуру выше 1000 градусов Цельсия. Конечно, такое пламя легко расплавит воздушный шарик. А как нагреть шарик свечой так, чтобы он не лопнул?
Опыт: Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.
Объяснение: Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет. Свойство, которое демонстрирует этот опыт, называется «теплопроводность». У воды она, например, в 24 раза больше, чем у воздуха. Это значит, что вода проводит тепло в 24 раза быстрее. Пока вода не испарится внутри шарика – он не лопнет. Потому что вода будет забирать большую часть тепла пламени свечи. Если поднести шарик без воды к огню – он мгновенно лопнет.
Карандаши
Если в сосуде с водой появилась дырка, то такой сосуд логично назвать дырявым. И заделать такую дыру обычно не так-то просто. Тем более, если речь идет о полиэтиленовом пакете. Но что будет, если пакет чем-то проткнуть, и это «что-то» из дырки не вынимать?
Понадобится: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.
Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.
Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, чтобы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.
Пакет сделан из полиэтилена, который очень эластичен. Когда мы протыкаем пакет карандашом, полиэтилен легко растягивается и как бы обволакивает карандаши, не давая воде приникнуть через отверстия.
Нелопающийся шарик
Понадобится: воздушный шар, деревянная шпажка и немного жидкости для мытья посуды.
Опыт: Смажьте верхушку и нижнюю часть средством и проткните шар, начиная снизу.
Объяснение: Секрет этого трюка прост. Для того, чтобы сохранить шарик, нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения, а они расположены в нижней и в верхней части шарика.
Шарик не лопается потому что спица протыкает его в наиболее толстых местах. Это верх и низ шарика. Резина здесь натянута меньше всего. Она плотно облегает спицу и не дает воздуху вырваться наружу. Если проткнуть шарик в местах более сильного натяжения резины – он лопнет.
Цветная капуста
Понадобится: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.
Опыт: Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.
Объяснение: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.
Плавающее яйцо
Понадобится: 3 яйца, 3 стакана с водой, соль.
Опыт: Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Как и ожидалось, оно опустится на дно (если нет, возможно, яйцо протухло и не стоит возвращать его в холодильник). Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовых ложек соли. В полупустой стакан насыпьте и размешайте 2 столовых ложки соли. Для чистоты эксперимента можно подождать, пока вода остынет. Потом опустите в воду второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности. А в третьем стакане, где воды налито наполовину, яйцо тоже будет плавать на поверхности, но если туда долить воды до полного стакана, то яйцо опуститься и будет плавать в толще воды – посередине.
Объяснение: В пресной воде яйцо тонет. В сильно соленой воде яйцо всплывает и держится на поверхности. Это происходит потому, что при добавлении соли меняется плотность воды. Средняя плотность яйца гораздо больше, чем у простой воды, поэтому яйцо опускается вниз. А плотность соляного раствора выше, и поэтому яйцо поднимается вверх. Чем выше плотность, тем сильнее выталкиваются различные предметы из воды. Если правильно подобрать количество соли, то яйца можно заставить плавать в воде на разной глубине.
Кристаллические леденцы
Понадобится: 2 стакана воды, 5 стаканов сахара, деревянные палочки для мини-шашлычков, плотная бумага, прозрачные стаканы, кастрюля, пищевые красители.
Опыт: В четверти стакана воды сварите сахарный сироп с парой столовых ложек сахара. Высыпьте немного сахара на бумагу. Затем нужно обмакнуть палочку в сироп и собрать ею сахаринки. Далее распределите их равномерно на палочке.
Оставьте палочки на ночь сушиться. Утром в 2 стаканах воды на огне растворите 5 стаканов сахара. Минут на 15 можно оставить сироп остывать, но сильно остыть он не должен, иначе кристаллы не будут расти. Потом разлейте его по банкам и добавьте разные пищевые красители. Заготовленные палочки опустите в банку с сиропом так, чтобы они не касались стенок и дна банки, в этом поможет бельевая прищепка.
Далее остается только ждать, наблюдать за процессом, а потом — съесть получившееся лакомство.
Объяснение: с остыванием воды растворимость сахара понижается, и он начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей палочке с затравкой из сахарных крупинок.
Зажженная спичка
Понадобятся: Спички, фонарик.
Опыт: Зажгите спичку и держите на расстоянии 10-15 сантиметров от стены. Посветите на спичку фонариком, и увидите, что на стене отражается только ваша рука и сама спичка. Казалось бы, очевидно, но я никогда об этом не задумывался.
Объяснение: Огонь не отбрасывает тени, так как не препятствует прохождению света сквозь себя.
Шарик и апельсин
Понадобится один апельсин, надутые шарики (сколько пожелаете).
Опыт: Отрежьте от апельсина кусочек кожуры, как если бы вы чистили апельсин для еды. Надавив на кожуру, брызните соком цедры на надутый шарик. Шарик лопнет.
Объяснение: В цедре апельсина много такого вещества, как лимонен. Он активно растворяет резину, поэтому тонкий шарик не может ему противостоять.
Шарик и воронка
Понадобится: воронка и шарик для пинг-понга.
Опыт: переверните воронку широкой частью вниз, вложите мячик в воронку и поддерживайте его пальцем. Потом начните дуть в узкий конец воронки и перестаньте поддерживать пальцем мячик, не прекращая дуть. Мячик должен остаться внутри.
Объяснение: чем быстрее мимо мяча проходит воздух, тем меньше давления он оказывает на мяч. Давление воздуха между стенками воронки и мячиком гораздо меньше, чем снаружи, поэтому пока вы дуете, мячик будет оставаться в воронке, даже если вы перевернете ее вертикально. К этому же опыту можно приспособить пылесос.
Волшебная свеча
Понадобится: одна свеча и зажигалка.
Опыт: зажгите свечу и через некоторое время потушите ее. Когда свеча потухнет, от фитиля будет подниматься дымок. Если поднести огонь к дыму, то свеча загорится снова.
Объяснение: дым, который поднимается от фитиля содержит пары парафина, которые легко загораются. По этим парам огонек и доходит до фитиля.
Самонадувающиеся шарики
Понадобится: шарик, сода, бутылка, уксус.
Опыт: в шарик насыпьте соды, а в бутылку залейте уксус. Наденьте шарик на горлышко бутылки, а потом переверните так, чтобы содержимое шарика высыпалось в уксус, и наблюдайте.
Объяснение: при смешивании соды и уксуса происходит химическая реакция, в результате которой дело выделяется углекислый газ. Этого газа становится все больше и больше, он уже не может уместиться в бутылке и выходит из нее, попадая в шарик. Именно поэтому надувается воздушный шарик.
Светящаяся вода
Этот опыт потребует некоторой подготовки и дополнительных закупок, зато будет выглядеть особенно эффектно.
Понадобится: один высокий стакан, раствор стирального порошка (20 мл, трехпроцентная перекись водорода (10 мл, трехпроцентный раствор люминола (5 мл, несколько кристалликов марганцовки.
Опыт: налейте в стакан раствор стирального порошка, перекись водорода и раствор люминола. Отдельно разотрите несколько кристаллов марганцовки и тоже отправьте в стакан. При попытке перемешать смесь вспенится и будет красиво искриться.
Объяснение: люминол начинает светиться, когда вступает в реакцию с перекисью водорода. Растворив все ингредиенты в воде, кроме красной соли, мы получили щелочную среду. Крупицы марганцовки окисляются в ней и выделяют свет.