Елена Иванова
Сборник рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Разработал:
Иванова Елена Олеговна
воспитатель ГДО №1
I КК
Сборник рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста / сост. Е. Иванова. – МБОУ СОШ №6, 2020г.
В сборнике представлены характеристика возрастной нормы сформированности культурно-гигиенически навыков, схема последовательности действий самообслуживания, художественная литература по данной теме и диагностическая карта по выявлению уровня культурно-гигиенический навыков у детей данной возрастной категории. Кроме игр, сборник включает рекомендации родителям и список литературы.
Публикация «Сборник рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Сборник адресован воспитателям и родителям.
Характеристика навыков самообслуживания
В 2 года ребенок умеет:
• есть аккуратно, не обливаясь;
• при умывании тереть ладони и часть лица, вытираясь с помощью взрослого;
• самостоятельно одеваться (натягивать носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого, частично раздеваться;
• знать места хранения одежды, игрушек и посуды;
• пользоваться носовым платком (при напоминании);
• контролировать физиологические потребности.
В 2г 6 мес ребенок умеет:
• одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;
• пытаться расстегивать и застегивать одну пуговицу;
говорить слова благодарности, здороваться прощаться.
В 3 года ребенок умеет:
• одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно;
• складывать свою одежду перед сном;
• расстегивать и застегивать пуговицы;
• уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
• замечать беспорядок в собственной одежде, пользоваться носовым платком;
• регулировать свои физиологические потребности;
• вытирать обувь при входе в квартиру;
• аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;
• не выходить из-за стола после еды и не мешать за столом другим;
• говорить слова благодарности, здороваться прощаться.
Режимные процессы
Умывание: самостоятельно и аккуратно моет руки и лицо (закатывает рукава; правильно открывает кран – так, чтобы струя воды была небольшой; смачивает руки водой, намыливает ладони и тыльную сторону кисти; смывает мыло и умывает лицо; стряхивает воду в раковину; снимает полотенце с вешалки и тщательно вытирается, после чего аккуратно вешает его на место); проявляет желание мыть руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом.
Прием пищи: самостоятельно ест ложкой, пьет из чашки, держит их в правой руке; пользуется салфеткой; не крошит хлеб; не пачкает одежду; не проливает пищу; пережевывает пищу.
Одевание и раздевание: совершенствуются умение и стремление самостоятельно раздеваться и одеваться. Аккуратно складывает и вешает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок.
Схема последовательности процессов
одевания и раздевания детей раннего возраста
Одевание Раздевание Место ребенка, расположение вещей Действие взрослого
Футболка, платье
Взять платье (футболку) и просунуть голову в ворот; затем выпрямится и поочередно просунуть руки в рукава, попросить помощи взрослого застегнуть застежки. Потянуть за ворот двумя руками вперед и вверх, высвобождая голову
Затем потянуть рукав за конец (не за плечо) вниз сначала с одной руки, потом с другой. После вывернуть платье (футболку) на лицевую сторону.
Стоя перед стулом, повесить на спинку стула подолом вниз. Растяните пуговицы, если самостоятельные попытки ребенка безрезультатны. Направляйте движение руки ребенка вперед и вниз при расстегивании платья; вниз – при стягивании рукава. Покажите, как взять (за плечевые швы) вещь – застежкой к себе или от себя.
Обувь
Выдвинуть обувь из под стула, одновременно поставить между ступнями ног, вставить ноги в обувь, застегнуть. Ноги в обуви поставить вместе; наклониться, расстегнуть застежку (развязать шнурки, ноги поочередно вынуть из обуви и поставить рядом с обувью так, чтобы обувь оказалась между двумя ступнями ног. Наклонившись, не вставая со стула, рукой задвинуть под стул сразу пару обуви Помогите расстегнуть или застегнуть обувь, покажите движение, каким задвигается и выдвигается обувь из под стула.
Культура общения
Благодарит взрослого, сверстников за оказанную помощь и внимание.
Выражает просьбу словами.
Умеет здороваться и прощаться.
Обращается к сверстнику, называя его по имени, смотрит на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме.
Стремится взрослого называть по имени и отчеству.
Соблюдает элементарные правила поведения: ведет себя спокойно, не кричит, не мешает окружающим.
Дорогие родители!
Давайте будем стремиться к совершенствованию культурно-гигиенических навыков детей и помогать в их усвоении. Уделяйте каждый день немного времени для самостоятельных действий ребенка. Постепенно вы увидите, что ребенок в состоянии самостоятельно одеться, помыть руки, застегнуть обувь и многое другое.
Художественная литература в процессе
формирование культурно-гигиенических навыков
Формирование навыков гигиены можно начать, а в дальнейшем сопровождать, чтением в процессе чтения художественной литературы:
К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Телефон»;
Е. Благинина «Аленушка», «Научу обувать я братца.»;
З. Александрова «Утром», «Купание», «Колокольчики», «Мы оделись раньше всех»;
В. Орлова «Хрюша обижается»;
А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка-ревушка», «Сто одежек»;
М. Яснов «Я мою руки»;
О. Дриз «Про веселый пирожок»;
Я. Аким «Мыть посуду я люблю», «Про неумейку», «Мыло»;
В. Зайцев «Я одеться сам могу»;
Э. Мошковская «Уши», «Обида»;
С. Капутикян «Хлоп-хлоп»;
А. Воронкова «Маша-растеряша»;
П. Синявский «Про очень голодную щетку», «Кто не умывается», ;
Н. Сынгаевский «Помощница»
Приобретенные навыки гигиенической культуры можно укрепить в процессе потешек и сказок при умывании, купании, кормлении, расчесывании, укладывании спать.
Хлоп-хлоп ручками,
Полон мыла таз,
Ты не трогай Машенька
Мыльной ручкой глаз
А водица булькает,
А водица пенится,
Машенька умоется,
Причешится, оденется.
С. Капутикян
Носик, носик!
Где ты, носик?
Ротик, ротик!
Где ты ротик?
Щечка, щечка!
Где ты, щечка?
Будет чистенькая дочка.
Г. Лагздынь
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб улыбался роток
И белел один зубок.
Ладушки-ладушки,
С мылом моем лапушки!
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб да ложка!
Г. Лагздынь
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Махровое, душистое,
Мягкое, пушистое.
Любит воду промокать,
Где что влажно вытирать.
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
Н. Саконская
Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они - сапожки.
Этот - с левой ножки.
Этот - с правой ножки.
Мы пойдем сейчас гулять,
Но не будем замерзать.
Чтобы нам теплее стало,
Завернемся в одеяло!
Ленточка яркая!
Одеяло жаркое!
Только глазоньки да нос!
На прогулку! На мороз!
Завяжу потуже шарф.
Буду делать снежный шар.
Я шар покачу,
Гулять хочу.
Рекомендации родителям
«10 правил воспитания ребёнка от Печоры»
1. Любите своего ребенка! Принимайте его таким, каков он есть, не оскорбляя, не унижая его, не подрывая его уверенности в себе, давайте ему повод любить тебя.
2. Охраняйте своего ребенка! Защищайте его от физических и душевных опасностей, жертвуя собственными интересами и рискуя собственной жизнью.
3. Будь добрым примером для своего ребёнка! Ребенок должен жить в такой семье, где бытуют честность, скромность, гармония, где семья дружна, где уважают и любят стариков.
4. Играйте со своим ребенком! Уделяйте ему время. Играйте так, как ему нравится, игры его принимайте всерьез.
5. Трудитесь со своим ребёнком! Помогайте ему, когда он пытается принять участие в работе. Приучайте участвовать во всех работах по хозяйству.
6. Позвольте ребёнку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно! Дайте ему возможность накопить собственный опыт. Чрезмерно оберегаемый ребёнок нередко становится социальным инвалидом.
7. Покажете ребёнку возможности и пределы человеческой свободы! Нужно показать, что любой человек должен признавать и соблюдать известные пределы в своих поступках в семье, в коллективе…и в обществе.
8. Приучайте ребенка быть послушным! Родители обязаны следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы его поступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим.
9. Ждите от ребёнка таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии со ступенью созревания и собственным опытом!
10. Предоставляйте ребёнку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний!
И самое главное правило:
любите малыша просто за то, что он у вас есть.
Список литературы
1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. // Дошкольное воспитание, 1989. - №11 - 17-21с
2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 9. - М. : Просвещение,2011. - 273с.
3. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду. - М. : Просвещение, 2007. - 95с
4. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. - СПб. : Литера, 2007. - 30с.
5. Давидчук, Е. Г. Организация деятельности детей в разновозрастной группе. - СПб. : Литера, 2002. - 198с.
6. Паунова С. Гигиенические навыки - с малых лет // Дошкольное воспитание. - 1993. -№ 11. - С. 67.
7. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2014. - 96с.