Анна Ивановна Дьяченко
Сборник подвижных игр «Забытые кубанские игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Горелки»
В наши дни эту замечательную, но немного забытую игру можно встретить на праздновании широкой Масленицы или дня Ивана Купалы. Многие знают эту игру под названием «Гори-гори-ясно!»
Правила игры «Горелки»
В игре учавствует от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Для игры выбирается большая поляна или место во дворе. Выбирается водящий — он будет «гореть».
Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют:
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Публикация «Сборник подвижных игр „Забытые кубанские игры“» размещена в разделах
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»
Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа.
Как только они поравняются с водящим, они кричат ему:
«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»
После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим».
Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны.
Играть можно, пока не устанете!
Варианты напевов
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат:
— Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!»
или такой вариант
«Гори, гори ясно,
чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди на поле:
Ходят грачи да едят калачи.
Птички летят, колокольчики звенят!»
Игра «Жмурки»
Одна из самых любимых детских подвижных игр - это Жмурки. Наверное нет такого взрослого, который бы не вспомнил эту игру из своего детства и нет такого ребенка, который бы в нее не играл. В эту подвижную забаву можно играть веселой компанией на улице или в большом просторном зале. Самый главный в игре "жмурящийся" - водящий с завязанными глазами, который пытается поймать прячущихся от него игроков. К слову, в европейских странах аналогичная игра называется "слепая курица", "слепая муха" и даже "слепая корова".
Есть много разновидностей этой веселой детской игры. Свой вариант жмурок есть в каждом дворе. Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты жмурок - пряталок.
Игра «Прятки»
Игра начинается, когда с помощью жеребьёвки или считалочки выбирается водящий — «вода», затем определяется место, откуда начинается игра и где надо будет «застукиваться». Водящий отворачивается к стене (углу, двери, столбу, закрывает глаза и начинает считать. В зависимости от возраста детей считать можно от 10 до 50. Обычно хватает до 20.
Задача ведущего — искать спрятавшихся, и, найдя, вернуться и постучать по стенке, около которой он считал:
Стуки-стуки, вижу Машу, она за деревом.
Задача спрятавшихся — попробовать обогнать ведущего или дождаться, когда тот пойдёт в другую сторону и застукаться первыми — тогда они считаются не найденными. Они должны подбежать к стене и громко крикнуть
Стуки-стуки за себя!
Тому, кого удалось застукать первым, говорят «Первая курица жмурится», что означает, что тот, кого смогли застукать первым, будет водить в следующем кону игры.
Игра «Казаки-разбойники»
Когда кого-то из поколения 70-80х просишь назвать самую любимую игру детства, то очень часто ей оказываются казаки-разбойники. Во дворах в то время гуляло много детей, и не было проблемой собрать большую компанию. Бывало даже, что проходили встречи двор-на-двор. Частенько в эту игру играли в пионерских лагерях и на даче.
Правила игры Казаки-разбойники
Разбойники убегают и прячутся, используя для указания направления движения нарисованные стрелки, казаки должны их найти, поймать и отвести в темницу. Играть лучше большой компанией, минимум 4-6 человека, а лучше 10-12. Для рисования стрелок вам понадобится мелки.
С помощью жеребьёвки ребята делятся на две команды. Можно выбрать сначала атаманов (капитанов команд, а затем каждый атаман набирает себе людей. В начале игры разбойники отходят в сторону и загадыват ключевое слово («шифр», затем берут по мелку и убегают. Казаки отворачиваются или отходят за угол и организовывают место для темницы. Темницу можно отгородить палочками, камнями или очертить мелком.
После оговоренного времени они пускаются в погоню за разбойниками. Разбойники, убегая, рисуют стрелочки каждые 20-30 метров, а также на всех поворотах и перекрестках. Иногда можно рисовать на перекрестках обманные стрелочки, например во все четыре стороны. Тем самым, получается, что казаки иногда бегут по неверному пути и заходят в тупик, им приходится возвращаться на перекрестки и продолжать поиск.
Разбойники сначала бегут большой группой, потом начинают разделяться на более мелкие и ищут себе укрытия. Если казак находит разбойника он может его поймать — осалить. Осаленный разбойник не может убегать и должен послушно пройти с казаком в темницу. Однако, по пути друзья-разбойники могут освободить пленника, осалив казака. После этого пойманный разбойник свободен и игра продолжается.
В темницу приводят пойманных разбойников и начинать выпытывать у них секретный шифр. Обычно самый легкий способ этого добиться — щекотка. О том как можно и как нельзя пытать, лучше договариваться в начале игры. Друзья могли освободить разбойника из темницы, «напав» на казака-караульного и держа его за руки, пока «пленные» разбегаются. Казаки считаются победителями, если узнают секретный шифр или поймают всю компанию разбойников. После этого команды меняются ролями. Известен вариант игры, когда разбойники пишут на стене первую и последнюю букву загаданного шифра, а остальные буквы пустыми квадратиками (по типу «Поля чудес») и указывают тему (города, животные, профессия и т. д.) После этого разбойники убегают, а казаки вместе отгадывают слово, после этого пускаются в погоню. Это дает разбойникам необходимую фору.
Когда разбойники пойманы они спрашивают что за шифр, если казаки правильно отгадали — они победили. Разбойники получают по шелбану, если нет, то щелбаны получают казаки.
Игра «Чехарда»
Как играть в чехарду
Игра чехарда – подвижная развивающая забава для детей и взрослых. Она замечательно развивает координацию движений, ловкость, силу, смелость и уверенность в себе. Кроме этого, после игры в чехарду дети научатся запросто перепрыгивать козла на уроках физкультуры в школе, поэтому сделайте чехарду семейным развлечением, и не придется волноваться за оценки по физкультуре у вашего ребенка.
1
Правила игры в чехарду очень просты и легко запоминаются даже детьми. Для начала игры необходимо как минимум два человека: тот, кто будет прыгать, и тот, через кого будут прыгать. Максимальное количество участников не ограничено: чем больше, тем веселее. Главное, найдите для игры достаточно просторную площадь, чтобы игроки не мешали друг другу, и не было возможности возникновения травмы. Чем больше человек принимает участие в игре, тем больше должно быть пространство. Игра может проходить по нескольким сценариям. 2
Перед тем, как начать игру, выберите водящего – это тот участник, который становится «козлом». Остальные участники начинают по очереди прыгать через водящего. Если вы не смогли перепрыгнуть через него, зацепили водящего или свалились после прыжка, становитесь вместо «козла». Предыдущий водящий присоединяется к участникам и тоже начинает прыгать. 3
Другой вариант игры : встаньте друг за другом в линию на расстоянии около 3 м. Пригните голову, а сами согнитесь так, чтобы вы опирались на ногу, согнутую в колене. Участник, который стоит последний в шеренге, должен разогнуться и поочередно перепрыгнуть через стоящих впереди так, как прыгают через козла: опершись руками о спину согнувшегося и разведя ноги врозь. После этого он должен стать впереди, шагах в десяти. Все участники понемногу выпрямляются, усложняя прыжок играющему. Все, кто справляется с задачей, становятся впереди. Те, кому не удалось перепрыгнуть, выбывают из игры. Продолжайте игру до тех пор, пока не определится победитель.
Игра «Кошки-мышки»
Старинная салочная русская игра. Все участники своими активными действиями помогают мышке убежать от кошки.
Правила игры Кошки-Мышки
Выбираются двое водящих — «кошка» и «мышка». Все дети становятся в круг и берутся за руки, как в хороводе, а потом поднимают руки, образуя «ворота». Расстояние между игроками при этом должно быть достаточно большим, чтобы между ними можно было пробежать. Мышка располагается в кругу, а кошка — за кругом.
По сигналу погоня кошки за мышкой начинается. Задача «кошки» — прорваться внутрь круга и догнать «мышку». Для этого она может подлазить под руками, перепрыгивать через них или даже разрывать цепь. Остальные игроки должны помогать «мышке» и мешать «кошке» : в нужный момент опускать руки, задерживая «кошку» и вновь поднимать их, пропуская «мышку». Запрещается лишь подставлять подножки и смыкаться плечами.
Если кошка прорвалась внутрь круга, мышка может выбежать за его пределы (но не слишком далеко). Если «кошка» всё-таки догнала «мышку», то «мышка» становится «кошкой». «Кошка» встаёт в круг отдыхать, а игроки выбирают новую «мышку» и игра продолжается.