Елена Ботвина
Сборник дидактических материалов к учебнику изобразительного искусства Н. А. Горяевой (5 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
В данном сборнике представлены тематические задания, составленные в соответствии с содержанием учебника по изобразительному искусству для 5 класса (авторы Н. А. Горяева, О. В. Островская УМК «Школа России»).
Тесты разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и реализующие основную адаптированную программу основного общего образования.
Публикация «Сборник дидактических материалов к учебнику изобразительного искусства Н, А, Горяевой (5 класс)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ИЗО в школе
- ИЗО, изобразительное искусство. Игры, дидактические пособия
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Пособие предназначено для оценки предметных и метапредметных планируемых результатов по предмету «Изобразительное искусство» впятом классе и содержит разные виды тестов для предварительного и текущего контроля знаний и умений учащихся; задания тематического контроля по разделам.
Сборник включает материалы для оценки умений работать с текстами, рисунками, схемами и таблицами, устанавливать соответствия, определять причинно-следственные связи и адресован учащимся пятых классов, учителям-предметникам.
Практическая часть
Раздел №1 «Древние корни народного искусства»
Итоговый тест №1 по изученным темам «Древние образы в народном искусстве», «Убранство русской избы»
1. Слово декор в переводе с латинского языка означает:
А) рисовать;
Б) украшать;
В) расписывать.
2. Подчеркни слово, материал которого НЕ использовалив древности для создания предметов декоративно-прикладного искусства?
Глина, дерево, пластмасс, камень, ткань, кожа, металл.
3. Далекие предки украшали изделия простейшими …
А) орнаментами;
Б) этюдами;
В) узорами.
4. Соедини условные знаки и обозначавшие их орнаменты:
Земля вертикальная линия
Вода крест или круг с крестом
Дождь прямая горизонтальная линия
Огонь/солнце зигзагообразная линия
5. Выбери, с какими символами плодородия связана женская фигура:
А) деревом, птицами, животными, солнечными знаками;
Б) рыбой, водой;
В) лесом, гнездами, птицами.
6. Прочитай понятие и выбери символ декоративно-прикладного искусства, о котором идет речь:
….- один из древнейших и любимых образов народного искусства. … был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ …, а … как бы приобретал животворящую силу солнца.
А) жар-птица;
Б) конек-горбунок;
В) конь.
7. Выбери символ декоративно- прикладного искусства, о котором идет речь:
Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц - …, да обращались с песнями – закличками:
… -…
Прилетите к нам,
Принесите весну
На своем хвосту.
А) жаворонки;
Б) ласточки;
В) журавли.
8. Выбери, как называлась северная русская изба?
А) кошель;
Б) подклет;
В) глаголь.
9. Выбери, как назывался дом зажиточного крестьянина?
А) клеть;
Б) глаголь;
В) кошель.
10. Подпиши декоративные элементы фасада избы:
Справка: наличник, полотенце, конь-охлупень, причелина.
11. Выполни графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома. Представь, что ты строишь дом для своей семьи и поэтому он должен быть красиво украшен.
Раздел №1 «Древние корни народного искусства»
Итоговый тест №2 по изученным темам «Внутренний мир русской избы», «Конструкция и декор предметов народного быта»
1. Что означает слово красное (крыльцо?
А) красивое, главное;
Б) солнечное, яркое;
В) высокое, величественное.
2. Выбери, о чем идет речь?
…Она основа жизни, главный оберег семьи, семейный очаг. … кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. Недаром говорится: «… краса- в доме чудеса!»
А) печь;
Б) красный угол;
В) пуховая перина.
3. Самое почетное место в избе - духовный центр дома – это….
А) красный угол;
Б) печь;
В) обеденный стол.
4. Что такое кросно?
А) игольница;
Б) половики;
В) ткацкий стан.
5. Заполни таблицу, соединяя предметы с их названиями:
А Б В Г Д
1) Бурак; 2) рубель; 3) ковш-черпак; 4) вальки; 5) ендова.
А Б В Г Д
6. Подпиши основные элементы прялки:
Справка: городки; лопасть, серьги, ножка, донце.
Раздел №1 «Древние корни народного искусства»
Итоговый тест №3 по изученным темам «Русская народная вышивка», «Народный праздничный костюм», «Народные праздничные обряды»
1. … - это пучок вычесанного льна или шерсти, приготовленный для пряжи.
А) кудель;
Б) ломоть;
В) клок.
2. Прочитай и выбери о чем идет речь?
… играло важную роль в народной жизни. … развешивали на ветвях деревьев по праздникам. …украшали красный угол избы, на … принимали родившегося ребенка.
А) покрывало;
Б) полотенце;
В) одеяло.
3. Какие основные цвета использовались для вышивки полотенец?
А) Синий и белый;
Б) Черный и красный;
В) Красный и белый.
4. Подпиши название каждого цвета, который означал:
___ цвет связывался в народных представлениях с чистотой, светом, благом. Означал женское начало.
___ цвет был главным в вышивке, он был символом огня, жизни, красоты и силы. Означал мужское начало.
5. Два сходных мотива в вышивке, расположенные по обе стороны от центра называются…
А) симметрия;
Б) узор;
В) вышивка.
6. Продолжи узор.
7. Разукрась симметрию.
8. Основой женского народного костюма была…
А) рубаха;
Б) блуза;
В) душегрейка.
9. Поверх рубахи девушки и женщины надевали.
А) коруна;
Б) сарафан или понёву;
В) передник.
10. Женский головной убор:
А) кокошник/ платок;
Б) ожерелок;
В) епанечка.
11. Основой мужского костюма была …
А) зипун;
Б) онучи;
В) рубаха.
12. Запиши, как назывались неширокие длинные штаны крестьянина?
Ответ: ___
13. Какие обряды сопровождали зимние Святки и Новый год?
Ответ: ___
14. Катание на лошадях, традиционные игры и затеи, хождение в гости и выпекание блинов – это … обряды:
А) масленичные;
Б) святочные;
В) солнечные.
15. На Масленицу пекли блины, которые являлись символом …
А) солнца;
Б) лета;
В) плодородия.
16. Семь дней спустя после Пасхи праздновали … святки:
А) желтые;
Б) зеленые;
В) красные.
Раздел №2 «Связь времен в народном искусстве»
Итоговый тест №1 по изученной теме «Древние образы в современных народных игрушках»
1. Основной материал для создания народных игрушек:
А) глина;
Б) камень;
В) гипс.
2. Выбери из предложенных вариантов изображение филимоновской игрушки:
А) Б) В)
3. Выбери основные цвета филимоновской игрушки:
А) серый, белый, красно-оранжевый;
Б) малиново-красный, желтый, изумрудно-зеленый;
В) ярко – желтый, небесно-голубой, черный.
4. Выбери из предложенных вариантов изображение каргопольской игрушки:
А) Б) В)
5. Каргопольская игрушка отличается солярными знаками– это…
А) травинки, колосья, веточки;
Б) огненно-красные круги, кресты, зерна, хлебные колосья;
В) цветы, листья, морские волны.
6. Выбери из предложенных вариантов изображение дымковской игрушки :
А) Б) В)
7. Перед тем как украсить дымковскую игрушку, мастерицы белили фигурки …
А) мелом, разведенным в молоке;
Б) золе, разведенной в воде;
В) белой краской.
8. Соедини игрушки и узоры с названиями.
«Филимоновскаяигрушка» «Каргопольская игрушка» «Дымковская игрушка»
Раздел №2 «Связь времен в народном искусстве»
Итоговый тест №2 по изученным темам «Искусство Гжели», «Городецкая роспись», «Хохлома», «Жостово. Роспись по металлу»
1. Сочетание белого и синего цветов это знаменитая…
А) гжельская керамика или гжель;
Б) филимоновская роспись;
В) жостовская роспись.
2. Продолжи предложение:
Более тонкая посуда – это.
3. Дорисуй элементы гжели. Используй соответствующие цвета росписи.
4. О какой росписи идет речь?
Искусство … росписи зародилось в заволжском крае близ Городца – старинного русского города на берегу реки Волги. … роспись содержит такие элементы как розаны и купавки.
А) городецкая роспись;
Б) пластуновская роспись;
В) хохлома.
5. Укажи названия основных элементов городецкой росписи:
Справка: роза; купавка; листочки; бутон.
Ответ:
А)___
Б)___
В)___
Г)___
6. Промысел росписи по дереву называется:
А) хохлома;
Б) гжель;
В) жостово.
7. Основные цвета хохломской росписи:
А) Желтый и черный, с добавлением золотого;
Б) Черный и синий;
В) Красный и черный, с добавлением желтого и зеленого.
8. Какой неповторимый цвет добывали русские умельцы, покрывая хохломскую роспись олифой или лаком и закаляли в печи?
А) золотой;
Б) серебряный;
В) прозрачный.
9. Выбери узоры хохломской росписи:
А) травки, ягодки, цветы;
Б) люди, быт, колосья;
В) животные, рыбы, лес.
10. Прочитай и выбери роспись, о которой идет речь:
«… На сверкающей лаком черной, синей, красной, палевой поверхности подноса, сделанного из жести, хороши подмосковные пейзажи и цветочные композиции…»
А) жостово;
Б) хохлома;
В) гжель.
11. Заполни таблицу. Соотнеси роспись с ее названием.
А) Б)
В) Г)
1) Жостово
2) Гжель
3) Городецкая роспись
4) Хохлома
А Б В Г
12. Повтори узоры хохломской росписи.
13. Распиши жостовский поднос. Используй только определенные цвета и не забудь за зарисовку фона (подноса).
Раздел №2 «Связь времен в народном искусстве»
Итоговый тест №3 по изученной теме «Щепа. Роспись по лубу дереву. Тиснение и резьба по бересте»
1. Основной материал в крестьянском быту - …
А) металл;
Б) пластмасс;
В) дерево да береста.
2. По древним поверьям птица счастья – щепная птица приносила в дом …
А) удачу и богатство;
Б) счастье, добро, покой, здоровье;
В) славу.
3. Соотнеси изделие с техникой ее исполнения.
Изделие из луба Изделие из бересты Изделие из щепы
4. Чем мастера обводили замалевки на изделиях из луба?
А) черной гелиевой ручкой;
Б) черной краской;
В) металлическим перышком с тушью.
5. Рассмотри узоры и выполни фрагмент мазенской росписи по дереву.
Раздел №3 «Декор – человек, общество, время»
Итоговый тест №1 по изученным темам «Зачем людям украшения», «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»
1. Зачем воины разрисовывали свое тело устрашающими узорами перед тем как выступить против другого племени?
А) Нанося узоры, они стремились защитить себя и повергнуть в страх своих врагов;
Б) Нанося узоры, они показывали «кадры» из своей жизни;
В) Нанося узоры, они соревновались, кто больше рисунков изобразит.
2. Что означал каждый клык в украшении?
А) могущество;
Б) количество убитых зверей;
В) силу, величественность, славу.
3. Разукрась знаки державного величия. Напиши их названия.
Ответ: ___
4. Полновластный правитель Египта – почитался как сын Бога на Земле.
А) президент;
Б) фараон;
В) монарх.
5. Фараон и его сановники носили великолепный полосатый платок - …
А) клафт;
Б) тиара;
В) калазирис.
6. Знаком власти была двойная корона владыки Верхнего и Нижнего Египта - …
А) калазирис;
Б) скипетр;
В) тиара.
7. Узкое платье царицы или рабыни:
А) тога;
Б) калазирис;
В) сарафан.
8. Соотнеси.
Жрец Воин Царица Чиновник
9. Древнеегипетский символ, олицетворяющий красоту, бессмертие, вечную жизнь это- … .
А) роза;
Б) солнце;
В) лотос.
10. Усыпальницы фараонов это - … .
А) пирамиды;
Б) храмы;
В) избы.
11. Символ Бога утреннего солнца:
А) скарабей;
Б) глаз – уаджет;
В) змея – урей.
12. Соотнеси древнеегипетские символы с их названиями и заполни таблицу.
1 2 3 4 5 6 7
А) священная змея Б) знак жизни В) лотос Г) ладья вечности
Д) глаз – уаджет Е) скарабей Ж) знак силы
13. Символичны были и цвета. Соотнеси каждый цвет с символом. Соедини.
Золотисто – желтый - луна
Белый - небо и вода
Зеленый - солнце
Синий - природа и плодородие