Зульфия Мезенцева
Сборник «Дидактических игр экологического содержания с использованием НРК»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ:
Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Дидактические игры экологического содержания Коми направленности помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Публикация «Сборник „Дидактических игр экологического содержания с использованием НРК“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Игры доставляют детям много радости, и содействуют всестороннему развитию. В процессе игр у детей формируются знания об окружающем мире РК, познавательные интересы, у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу родного края, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы РК, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Я разработала и предложила в своей брошюре дидактические игры экологического содержания с использованием НРК, которыми могут воспользоваться педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, воспитатели. Игры, предлагаемые мной, могут применяться в дошкольных учреждениях, в ООД в качестве его составной части или вместо нее, в кружковой работе, во время экологических викторин, а также для родителей при закреплении знаний детей по данной теме.
«ЗВЕРИ, ПТИЦЫ, РЫБЫ РК».
Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб, занесенных в Красную книгу РК.
Материалы: мяч или кубик, или карточка схема.
Ход игры: Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Какая птица занесена в красную книгу РК?» Сосед принимает предмет и быстро называет птицу, занесённую в Красную книгу РК. Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называют рыб, зверей РК. (Называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).
2 вариант: Ребенку дается карточка, и он по схеме её описывает, а дети должны догадаться что это за зверь, птица, занесена ли она в красную книгу РК.
«УГАДАЙ ГДЕ Я РАСТУ».
Цель: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений, занесенных в Красную книгу РК. Развивать внимание, сообразительность, память.
Материалы: мяч.
Ход игры: Воспитатель или ребенок кидает одному из детей мяч. Называет растение, занесенное в Красную книгу РК, например, лютик ядовитый - ребёнок называет место, где растё т данное растение: болото, река, луг, поле, лес. (сосна сибирская, осока, гвоздика ползучая, хохлатка плотная, кипрей горный, лютик длиннолистый, сибирский ирис, вяз (гладкий и шершавый) и т. д.
«ПО ЦВЕТНЫМ СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ РК».
Цель: уточнить знания детей о значении цветных страниц в Красной книге РК. Развивать внимание, сообразительность, память.
Ход игры: Воспитатель раздает цветные картинки, дети подбирают соответствующих животных, птиц, растений. Например, черная страница- вымершие виды: таких объектов на территории РК не выявлено; белая страница – мало изученные виды: бурый ушан; красная страница – исчезающие виды: сибирский осетр, скопа, заяц-русак; желтая страница редкие: печорская семга, пищуха; зеленая страница – восстановленные виды: северный олень т. д.
«КТО ОТНОСИТСЯ К ДАННОЙ СТИХИИ».
Цель: закреплять знания детей об объектах природы нашего края. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «Беркут», а ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «Лосось» ребенок отвечает «вода», на слово «Пищуха» - «земля» и т. д.
2 вариант: Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие в Коми крае. На слово «вода» - обитателя рек, озер РК.
«НАЙДИ И ИСПРАВЬ ОШИБКУ».
Цель: закрепление знаний детей о местах обитания животных, птиц, и произрастании растений, занесенных в Красную книгу РК.
Материал: карточка с заданием.
Ход игры: Детям предлагаются картинки «Путаницы». Они должны найти ошибку и сказать, где обитают данное животное, птица, где растет растение. Например, северный олень не обитает в пустыне, а обитает в тундре. (овцебык – на дереве, беркут – в море, черный аист – на горе, Югорский мак– в пустыне, венерин башмачок– в поле и т. д).
«РЕКА ПЕЧОРА И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ».
Цель: учить детей классифицировать рыб по месту обитания, закрепить представления об их жизни, воспитывать чувство ответственности и уважительного отношения к природе РК.
Ход игры: У детей в руках силуэты речных, морских рыб с подписанным названием на русском и Коми языке. Воспитатель кладет перед собой символ моря, реки. После того, как все рыбки размещены по месту проживания, детям предлагается придумать рассказы о жизни рыб в море, реке (как называются, где живут, чем питаются и т. д.)
2 вариант: определи какие рыбы занесены в красную книгу РК (например, таймень обыкновенный, сибирский осетр, нельма, арктический голец, сибирский хариус, обыкновенный подкаменщик и т. д).
«ЛЕТАЕТ, ПЛАВАЕТ, БЕГАЕТ».
Цель: закреплять знания об объектах живой природы занесенных в Красную книгу РК.
Ход игры: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы, занесенный в Красную книгу РК. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «северный олень» дети начинают бежать на месте, при слове «налим» - имитируют плывущую рыбу, при слове «беркут» - изображают полёт птицы.
«СЛОЖИ ЖИВОТНОЕ».
Цель: закрепить знания детей о животных занесенных в Красную книгу РК. Учить описывать по наиболее типичным признакам.
Материалы: картинки с изображением разных животных РК (каждое в двух экземплярах).
Ход игры: Одна картинка целая, а вторая разрезана на четыре -шесть частей. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.
«ПРОДОЛЖИ ЦЕПОЧКУ».
Цель: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы РК.
Ход игры: Воспитатель называет объект живой или неживой природы РК. Сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое и т. д.
«МЫ ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ РК».
Цель: развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнения, обобщения) на основе представлений детей об охраняемых законом растениях Р К.
Материал: 2 обруча, сигнальные карточки красного и зеленого цвета, карточки с изображением растений Коми, занесенных в Красную книгу и не занесенных в нее.
Ход игры: -Я предлагаю вам разобрать картинки, те растения, которые занесены в Красную книгу Коми края положить в обруч, где лежит красная карточка, так как они нуждаются защите, их нужно оберегать. А другие в обруч, где лежит зеленая карточка, так как в природе их большое количество. Дети берут по одной картинке и выполняют задание, объясняя свой выбор.
«ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ».
Цель: уточнить и обобщить знания детей о природе РК и животном мире родного края, повысить интерес к изучению своего края.
Материал: карты изображения на больших картах подобраны по темам: «Деревья тайги, насекомые, птицы, животные, ядовитые растения и растения, занесенные в Красную книгу РК.
Ход игры. Всем игрокам раздается по большой карте. Водящий берет маленькие карточки, перемешивает их, и предъявляет по одной карточке игрокам. Игрок должен назвать его и забрать маленькую карточку себе, накрыв ею изображение на большой карте. Побеждает тот, кто первым закроет все изображения на большой карте.
«НАПОМИНАЮЩИЕ ЗНАКИ».
Цель: сформировать правильное отношение к лесным обитателям РК, расширить знания детей о правилах поведения в тайге, на водоемах. Упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.
Материал: «Экологические знаки», карточки.
Ход игры: Педагог показывает карточки со знаками, напоминающими правила поведения в природе, и предлагает детям рассказывать, что означает каждый знак. Спрашивает у детей, почему следует поступать, так или иначе. За правильный ответ игроки забирают карточку себе или получают фишки. Игра заканчивается, когда все экологические знаки расшифрованы.
2 вариант: Дети берут экологический знак, и определяют, как и кому он может помочь, объясняют свой выбор.
«ПОМОГИ ПРИРОДЕ».
Цель: ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе, формирование навыков безопасного поведения.
Ход игры: Каждому ребенку дается карточка с различными ситуациями и сигнальные круги (красные- запрет, зелёные – правильный поступок). Ребенок самостоятельно оценивает ситуацию и раскладывает круги на каждую картинку. Затем объясняет своё решение.
«КТО ЛИШНИЙ ЗАНЕСЕН В КРАСНУЮ КНИГУ РК?»
Цель: закрепление полученных знаний о растениях, животных, и птицах, занесенных в Красную книгу Коми края.
Ход игры: Педагог перечисляет животных, птиц, растения. Дети называют того, кто в этом списке лишний.
1) заяц, гималайский медведь, бобр, снежный барс;
2) амурский тигр, белый медведь, лиса, овцебык;
3) подснежник, ландыш, одуванчик, лунник;
4) хариус, осетр, сиг, щука;
5) голубь, белая сова, утка, филин;
6) хохлатка, незабудка, кипрей, купальница европейская;
7) кедр, лиственница сибирская, берёза, черё муха:
«УЗНАЙ ЖИВОТНОЕ, ПТИЦУ, РАСТЕНИЕ ПО ОПИСАНИЮ РК».
Цель: обучение детей узнаванию животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу РК, по описанию.
Ход игры: Например, серый, длинношеий, перелетный – серый гусь (юркий, маленький хищник – норка; рыжий, маленький, травоядный пискун - пищуха, гладкошерстный, травоядный, парнокопытный - лось).
«КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»
Цель: обучение детей подбору слов-определений признаков к существительным, закрепление знаний о фауне РК.
Ход игры: Например, северный олень какой? Большой, гладкошёрстный, травоядный…. (заяц-русак, европейский барсук, северная пищуха, аист, беркут, серый журавль, лебедь крикун, чернозобая гагара).
«ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ ИЗ ЛЕСА ИСЧЕЗЛИ…»
Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Ход игры: Воспитатель предлагает подумать, что было бы, если из тайги, (тундры) убрать насекомых? Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если лесорубы бы спилили все деревья в тайге? А если бы ушли из леса зайцы? Если бурый медведь жил в тундре? А если бы в реке Печоре выловили всех рыб? А если дети сорвали бы все цветы первоцветы? А если люди разбрасывали везде мусор?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
«ХОРОШИЙ РЫБАК».
Цель: учить детей бережно относиться к богатству природы РК, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них будет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство.
Ход игры: После предварительной беседе о рыбах обитающие в реке Печоре, воспитатель спрашивает: «А где еще живут рыбки? (в водоемах). Выбираются 2 игрока, Коми считалкой, они встают на дорожки. Дети по очереди предлагают, свои варианты: «Что нужно сделать, чтобы в водоемах было много рыбы?» Если правильно отвечает ребенок делает шаг вперед, если неправильно- шаг назад. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу, он «Хороший рыбак».
«БЛАГОДАРЮ».
Цель: ощущение единства с миром природы и психологической включенности в этот мир.
Ход игры: Ведущий благодарит растение, предлагает сделать это и участникам.
- За что ещё мы можем быть благодарны деревьям? (Жильё, книги, музыкальные инструменты, тепло в печи, кислород и т. д).
- Спасибо, Солнце, за то, что даёшь энергию рябине, ягодам и мне! А за что можно благодарить рябину? ( ОД: Спасибо, рябина - за плод, за здоровье, за семена, которые можно посадить в землю и т. д.)
- За что можно благодарить паука, муравья, волка, оленя, дятла, цаплю….
«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК».
Цель: закреплять и систематизировать знания детей о том, что хорошего человек делает для природы РК и как он может навредить ей. Учить бережно относиться к природе Коми края.
Материал: мяч.
Ход игры: Воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, как человек должен правильно и бережно относиться к природе и какие его поступки могут принести вред природе. Что хорошего человек делает для природы? - спрашивает воспитатель и передает по очереди предмет или мяч, и каждый играющий дает свой ответ. После ответов детей воспитатель задает новый вопрос: Как может человек навредить природе?
«БОГАТСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ».
Цель: формировать у детей знания о природных богатствах РК и их пользе в жизни людей. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам РК.
Материал: Комплект игры состоит из 5 больших карт, с изображением в центре природных богатств РК: уголь, нефть, газ, лес, вода - и 35 маленьких карточек, на которых изображены готовые изделия. Пять карточек-схем (условных обозначения) соответствующих углю нефти, газу, лесу и воде
Ход игры: Ведущий перемешивает маленькие карточки и, показывая их по одной, спрашивает: «Что это? Из чего это сделано?» Тот, кто правильно ответил на вопрос, и картинка соответствует большой карте, получает эту карточку и закрывает на большой карточке картинку. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет маленькими карточками большую карту.
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ, ЧТО ВРЕДНО ДЛЯ ПРИРОДЫ?»
Цель: обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воды, воздуха, земли, тайги). Закрепить правила поведения в природе РК. Воспитывать бережное отношение к экосистемам (тундра, тайга, река)
Ход игры: Предложить детям игру с перфокартами, на которых изображены объекты природы (воды, воздуха, земли, тайги) и действия человека, наносящие вред природе. Ведущий показывает карточки отрицательное воздействие человека на природу, ребёнок определяет какой экосистеме человек нанес вред (воде, воздуху, почве или лесу).
«ПИЩЕВАЯ ЦЕПОЧКА».
Цель: познакомить детей с понятием «пищевая цепь» и дать представление о цепях питания в тайге.
Материал: набор карточек с иллюстрациями по четыре в каждом (например, тайга — растение — травоядное животное — хищник).
Ход игры: Воспитатель: «Это гриб маховик, где он растет?» (в лесу, тайге) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (белка) «Есть ли у нее враги?» (куница) Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, маховик, то вся цепочка распадается.
2 вариант: детям даются карточки они выкладывают цепочку питания в экосистемы тайги, объясняют свой выбор.
«ЗАКОН ПРИРОДЫ».
Цель: закреплять знания об охране объектов природы РК.
Ход игры: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например, убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.
«ПАУТИНА ЖИЗНИ».
Цель: познакомить детей со значимостью всего живого на земле.
Ход игры: Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок веревки и называет одно из растений или животных тайги, тундры, например, «Лиственница». Ведущий задает всем вопрос: «Кто питается семенами лиственницы?» Кто-то из детей отвечает: «Белочка». Тот ребенок, который сказал «Лиственница», отдает клубок веревки тому, кто сказал «Белочка», оставив в руках конец бечевки. Ведущий задает следующий вопрос: «Кто вредит лиственнице?» Ответ: «Бобер». Далее ведущий задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только пищевым, но и не пищевым связям между природными компонентами «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Лиственница нуждается ли в солнечном свете?», «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? ( ОД: почва и вода). К концу игры все дети оказываются опутанными веревкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.
«ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ».
Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в предметах и явлениях, повторяя при этом условия существования и образ жизни животных РК (растений, птиц, рыб).
Ход игры. Кто заметит небылицу, должен сказать, почему так не бывает. Например, сможет ли белочка жить в лесу, если лесорубы спилили все деревья? Почему? и т. д.
«ЛЮБИТЕ ПРИРОДУ».
Цель: формировать желание оберегать и охранять природу РК. Умение охарактеризовать с помощью знаков хорошего (веселого, плохого) поведения человека в природе. Дать представления о том, какие действия вредят природе.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям карточки, на которых изображены разные экологические ситуации плохого или хорошего обращения с природой. Воспитатель предлагает детям выбрать тот знак (изображение веселого или грустного человечка, который соответствует ситуации. Знак дети выкладывают в правый угол карточки. За правильное выполненное задание участник игры получает фишку. Игра проводиться несколько раз. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек.
В заключение:
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Автор разработки: Мезенцева З. З.