Надежда Шуклина
Аналитический отчёт по кружковой работе «Королевство шахмат» (первый год обучения)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Светлячок».
Аналитический отчёт воспитателя по работе кружка «Королевство шахмат» на 2020-2021 год.
Воспитатель: Шуклина Н. П.
В течение 2020-2021 г. в подготовительной к школе группе функционировал кружок «Королевство шахмат».
Публикация «Аналитический отчёт по кружковой работе „Королевство шахмат“ (первый год обучения)» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Отчет о работе кружка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Занятия кружка проводились один раз в неделю во второй половине дня. За отчётный период кружок посещало 10 человек : 6 мальчиков и 4 девочки.
Я выбрала эту тему в связи с недостаточностью разработанных в научной литературе путей развития логического мышления детей дошкольного возраста в процессе обучения игре «Шахматы».
В начале года проведена диагностика определения уровня логического мышления и интеллектуального развития детей по следующим критериям: 1. Знает шахматные термины 2. Знает название шахматных фигур, их отличие. 3. Знает правила хода каждой фигуры. 4. Ориентируется на шахматной доске. 5. Играет каждой фигурой. 6. Правильно располагает доску. 7. Умеет перемещать фигуры. 8. Решает простые шахматные задачи. Проанализировав данные диагностики, я определила для себя последовательность дальнейших действий для достижения поставленных целей и задач. Основная цель, которую я поставила перед собой - это прежде всего сформировать интерес к игре в шахматы и создать условия для интеллектуального развития детей подготовительной к школе группы посредством ознакомления игры в шахматы.
Задачи: Обучающие : - познакомить с историей шахмат - обучить правилам игры : - дать теоретические знания по шахматной игре. Развивающие: - развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие познавательные и психические процессы: - сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику, формировать навыки запоминания: - обогащать сознание детей новыми знаниями, способствующими накоплению представлений о мире; -овладению навыками речевого общения; - развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации Воспитательные: - бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств; -прививать навыки самодисциплины; - способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Исходя из поставленных задач, я систематизировала материал по обучению дошкольников игре в шахматы : подобрала методику диагностики, составила учебно-тематический план по обучению детей на первый год работы, создала соответствующую предметно-развивающую среду, которая включает в себя дидактические средства: наглядный материал, шахматы, рабочие тетради.
При работе над планом использовала материалы следующих авторов: И. Г. Сухина «Приключения в шахматной стране», Гришин В. Г. «Малыши играют в шахматы», Сухин И. Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», где все занятия даются в занимательной, игровой форме, что способствует быстрому усвоению определённого объёма знаний.
Реализуя программу систематически наблюдалась положительная динамика в показателях развития логического мышления посредством обучения игре в шахматы.
На начало года: низкий-9 чел. -90% ;средний-1 чел. -10% ; высокий-0%
На конец года: низкий- 0% ; средний-3чел. -30% : высокий- 7чел. -70%
По результатам диагностики высокий уровень логического мышления и интеллектуального развития детей 6-7 лет повысился на 70% по сравнению с началом учебного года. (в начале года было 0%).
Большое внимание уделялось работе с родителями. Провела консультации на тему «Почему важно учить ребёнка играть в шахматы»; !Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста», «Увлекательная игра-шахматы», а так же индивидуальные рекомендации и беседы. Положительные тенденции:
Дети стали играть в шахматные партии. Научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. В свободной деятельности чаще стали проводить время за игрой в шахматы. Дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей группы шахматной игре выступая в роли учителя, наставника. Повысился уровень самооценки детей. Расширению кругозора детей способствовало знакомство детей с историей шахмат.
Сравнительный анализ.
На основе анализа научно-педагогической и психологической литературы мной раскрыты теоретические аспекты влияния игры «Шахматы» на развитие логического мышления дошкольников.
Разработан и реализован комплекс занятий по обучению дошкольников игре «Шахматы».
Выявлена эффективность комплекса занятий по обучению игре «Шахматы» в аспекте развития логического мышления детей дошкольного возраста.
Подводя итог работы с детьми по обучению детей первоначальным навыкам шахматной игры можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.