Кристина Болдова
Самостоятельная музыкальная деятельность детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду — один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям. Опираясь на многолетние исследования лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания, проведенные под руководством Н. А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье. В его организации рекомендуется придерживаться следующих положений:
Публикация «Самостоятельная музыкальная деятельность детей в детском саду» размещена в разделах
• обучение - средство музыкального воспитания, нацеленное на развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающее его возрастные и индивидуальные особенности;
• музыкальные занятия — основная форма организации обучения детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие жизненные ситуации как в детском саду, так и в семье;
• содержание обучения должно соответствовать целям музыкального воспитания, обеспечивая перенесение полученных умений и навыков ребенка в повседневную жизнь детского сада и семьи;
• руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не над, сверху, в которой взрослый остается ведущим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера. Первые два положения были рассмотрены в главах, посвященных целям и задачам музыкального воспитания дошкольников и музыкальным занятиям в детском саду. Остановимся на последующих двух положениях, отражающих возникновение и развитие самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду.
Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные проявления детей, является умение педагога использовать музыкальный репертуар в повседневной жизни детского сада. Ведь данный материал по тематике, технике исполнения должен быть доступен и привлекателен для ребенка. Известно, что самостоятельные музыкальные действия детей выражаются в двух базовых формах: сюжетно-ролевой игре и упражнениях автодидактического типа. По этой причине очень важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы.
Ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки : напевая, танцуя или подбирая простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. Так, малыш, увидев бойкого воробья, может вспомнить русскую народную попевку Андрей-воробей и попытаться передать четкий ритмический рисунок молоточком на металлофоне; ребенок постарше, наблюдая за кружением осенних листьев, напевает песню М. Красева на слова М. Ивенсен:
Падают, падают листья —
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Таких примеров можно привести множество, но подобное происходит только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музыкальными умениями и навыками : чисто интонируют, пластично, выразительно двигаются под музыку, умеют подбирать простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах и т. д. и конечно же, ребенок должен иметь необходимые условия для реализации своих замыслов: ему могут понабиться инструменты, игрушки, различные пособия и, безусловно, помощь-руководство взрослого, педагога. Иначе появившиеся желания тут же могут погаснуть, в случае если малыш забыл слова или мелодию, а их некому напомнить, или под рукой не оказалось нужного музыкального инструмента или нет желающих его послушать (т. е. нет соответствующей ситуации для выполнения замысла).
Взрослые обязаны поддержать ребенка, создать ему условия для творчества. Музыкальный руководитель, воспитатели должны не только продумывать репертуар и предоставлять детям музыкальные инструменты, игрушки, пособия, но и научить способам самостоятельных действий, чтобы они смогли применить их в дальнейшем. Уже на занятиях крайне важно приучать дошкольников к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый медведь, подобрать попевку на триоли и т. д. Одновременно нужно побуждать детей к самообучению, предлагая им (с учетом интересов и возможностей) специальные задания типа: Научись легко прыгать с ноги на ногу, Научись отбивать ритм песенки на барабане, Выучи колыбельную для куклы и т. д.
Помимо обучения во всех его видах к важным средствам развития самостоятельности нужно отнести музыкальные впечатления, которые дети получают во время праздников, развлечений, слушания радиопередач и просмотра телепередач, детских мульт и кинофильмов. С детьми крайне важно слушать различные по стилям, жанрам музыкальные произведения. Так, чтение сказки Ш. Перро Золушка и слушание музыки одноименного балета С. С. Прокофьева, музыкально-литературная композиция по сюите К. Сен-Санса Карнавал животных с чарующей пьесой Лебедь, отрывки из балета П. И. Чайковского Щелкунчик, Лебединое озеро, Спящая красавица помогут заложить в детях основы музыкальной культуры, интонационного словаря разных эпох. Не менее важно, чтобы постоянно звучали народные напевы и мелодии, музыка устной традиции (Б. В. Асафьев). Для этого рекомендуется широко использовать музыкальный фольклор, проводить разнообразные игры под его сопровождение (настольные, подвижные, считалки и т. д., а также хороводы и инсценировки.
Такая эмоциональная насыщенность жизни ребенка, в которой преобладает добро, хорошее, бодрое настроение, положительно влияет и на его музыкальное развитие, формирование потребности слушать музыку, петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.
Руководство педагога, взрослого (старший дошкольный возраст) должно носить косвенный характер, чтобы поддержать инициативу детей, подсказать, как лучше выполнить задуманное, но не с помощью инструкций или прямого бесцеремонного вмешательства в их действия. Педагог заботится о развитии самостоятельной музыкальной деятельности, используя различные методические приемы, исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей