Оксана Половинкина
Опыт работы «Самостоятельная художественная деятельность в детском саду средней группы»
▼ Скачать + Заказать документы
В федерально-образовательном стандарте дошкольного образования (п. 2.6) художественно эстетического развития предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей в изобразительной деятельности детей.
В дошкольном возрасте ребенок очень активен восприимчив ко всему новому, поэтому и нужно развивать в ребенке те способности, которые изначально заложены в нем.
Художественное творчество один из любимых видов детской деятельности.
Публикация «Опыт работы „Самостоятельная художественная деятельность в детском саду средней группы“» размещена в разделах
Дети любят художественную деятельность и часто по собственной инициативе занимаются ее. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого, просто руководство носит косвенный характер. Предварительно воспитатель заботиться о накоплении ребенка опыта, впечатлений, которые потом отобразятся в его рисунках.
Самостоятельная художественная деятельность носит обычно индивидуальный характер, когда ребенок рисует один.
Главным признаком самостоятельной деятельности является то, что ребенок самостоятельно переносит усвоенное на занятии, в общении с воспитателем в собственную деятельность. Особенно это характерно для среднего и старшего возраста.
Самостоятельная деятельность, в том числе художественное творчество возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Она осуществляется без принуждения и должна сопровождаться положительными эмоциями.
В своем опыте работы я отметила, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и предоставляет большие возможности для осуществления многих воспитательных задач, развитие таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Для этого нами создана развивающая предметно –пространственная среда, в которой ребенок может заниматься любимым делом.
Уголок ИЗО находиться в хорошо освещенной части групповой комнаты. Здесь расположен стол с полочками. На открытых полочках находятся принадлежности для рисования, т. е. различные средства художественной деятельности материалы, в том числе нетрадиционные (краски, мелки, карандаши, зубочистки, ватные палочки, цветная бумага, тонированная бумага и другие средства для художественно - творческой деятельности, трафареты для рисования, книжки раскраски). Создавая уголок, мы постарались подобрать разнообразный материал для художественной деятельности.
В своей работе мы придерживаемся принципов новизны и динамичности, т. е. стараемся регулярно обогащать содержание ИЗО уголка новыми художественными материалами (краска с блестками, коробка с красками в виде бабочки, машины). Регулярно осуществляем сменяемость материалов.
При постановке задач к организации самостоятельной деятельности детей мы обращаем внимание на создание условий привлечение детей к той или иной деятельности, побуждаю их, учитывая индивидуальный особенности детей.
Например, тема «Деревья», задачи: создать условия для закрепления умения рисовать (техника оттиск); Тема «Фрукты»; задачи: способствовать развитию умения аккуратно заштриховать предмет, не выходя за контуры (рисование по трафарету).
Безусловно, что самостоятельность, инициативность не заложены в ребенке изначально, их надо развивать. Для этой цели мы ввели игру «Карта выбора», которая представляет собой игровое поле, в верхней части которого нарисованы изобразительные средства (карандаши, фломастеры, краски). В нижней части располагаются картинки по теме. Ребенок самостоятельно выбирает предмет и средство изо деятельности, которым он хочет рисовать и на пересечении помещает свою метку. Игра может проходить и в обратном порядке, воспитатель распределяет метки, а дети рисуют заданный предмет.
Чтобы вызвать интерес к изобразительной деятельности, мы расширяем представления детей о различных техниках и примерах в творчестве, познакомили с использованием нетрадиционных материалов при изготовлении работ. Например, рисовать можно не только кисточкой, но и пальцем, ладошкой, ватной палочкой, печаткой. Все это помогает развивать творческие способности, ум, речь, воспитывает эстетический вкус.
Стремясь сформировать потребность в самостоятельном творчестве у детей, мы тщательно продумываем организацию различных форм изобразительной деятельности (создание коллекционных работ, изготовление атрибутов для сюжетно ролевых игр и т. д.) Подбираем интересные для детей темы: «Птицы», «Цветы для мамы», «Бабочки».
Все это дает толчок детскому воображению, заставляет ребенка творчески мыслить.
Таким образом, я считаю, что такая работа развивает у детей самостоятельность, уверенность в своих силах, побуждает к проявлению инициативы, проведению самостоятельных исследований, созданию новых творческих работ.