Оксана Тарасова
Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях ограниченного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое развитие детей – главная цель педагогической работы в ДОУ. Одной из важнейших задач является удовлетворение естественной потребности детей в движении (слайд 2). Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т. д.) ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособ-ности организма.
Публикация «Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях ограниченного пространства» размещена в разделах
Если ограничить двигательную активность детей, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности.
П. Ф. Лесгафт. (слайд 3)
Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении.
Во всех программах дошкольного воспитания большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе, в т. ч. организации двигательного режима воспитанников. Однако важно отметить, что современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности (слайд 4). Она все больше ограничивается созданными условиями (слайд 5) :
замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском
саду и квартир;
ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта);
требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т. п.);
продолжительности познавательных занятий с преобладанием стати-ческих поз;
преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изобразительной деятельностью и т. д.);
генетической наследственностью (по последним статистическим данным только 10% детей являются условно здоровыми).
Но самая главная проблема (слайд 6)— несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. То же самое и в квартире, где места зачастую еще меньше.
Таким образом, одной из задач педагогов (слайд 7) является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади (группы, квартиры и т. п.).
С целью реализации данной задачи важно позаботиться о создании физкультурной игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек).
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.
Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.).
Полезно из отдельных разрозненных физкультурных пособий выстраивать комплексы, различные «полосы препятствий», иногда намеренно создавать «экстремальные» условия для движений, например в свободной групповой комнате натягивать шнуры, ленты, веревки на разной высоте, чтобы наблюдать, как дети будут выполнять движения (подлезать, перешагивать, перепрыгивать, обходить, наталкиваться, может быть, запинаться). Для воспитателя здесь главное - получить информацию о том, как ребенок воспринимает новую обстановку, умеет ли выполнять хорошо знакомые ему движения в новых условиях, радует ли малыша эта новизна, появились ли хотя бы самые малые элементы творчества.
Важнейшим элементом «двигательной грамоты» является умение выполнять движение вдвоем, в подгруппе, в коллективе сверстников.
• В дверных проёмах можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в "Классики".
• Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.
• Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.
Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы или квартиры. Традиционные подвижные игры трудно проводить в помещении, где можно мебели игрушек, и, кроме того, для таких игр часто требуется участие нескольких игроков. А если хочется поиграть одному или с двумя-тремя друзьями. Как сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей?
Сначала необходимо определить индивидуальные предпочтения дошкольников: любимые игры, виды движений, чаще всего используемые в самостоятельной деятельности и т. д. Определив круг интересов детей, можно подобрать именно те подвижные игры и изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность в условиях ограниченного помещения.
Так, с целью выяснения индивидуальных интересов воспитанников предлагаю провести наблюдение (в течение месяца) за их самостоятельной деятельностью (слайд 8). В листах наблюдения фиксировать предпочтения дошкольников в выборе видов деятельности, названия творческих игр, а также нарушения поведения, проявляющиеся у детей во время самостоятельной деятельности.
Опыт работы в детском саду показывает, что дошкольники предпочитают такие творческие игры, как: "Домики" (организуют домик и обустраивают его); "Больница"; "Магазин"; "Гараж" (или подобные игры с машинами). Кроме того, дети любят делать постройки из крупного и мелкого конструктора "Лего", обыгрывая их. Из настольных игр они выбирают разнообразные лото, много рисуют и раскрашивают.
Очень незначительное время уделяется играм с оборудованием спортивного уголка и подвижным играм, где самостоятельная двигательная активность носит в основном спонтанный, хаотичный характер.
Для активизации самостоятельной двигательной активности детей необходимо разработать серию игр, учитывающих индивидуальные потребности дошкольников (игровые интересы, необходимость тренировки отдельных групп мышц, задачи развития данного возраста) и позволяющих им активно двигаться в условиях группы. Игры вводить в самостоятельную деятельность воспитанников постепенно (слайд 9).
Сначала необходимо придумать и изготовить атрибуты для игр (На чем можно попрыгать в группе? Что можно метать и кидать так, чтобы это было неопасно и интересно? Где полазить).
Далее на занятиях по физкультуре дошкольников нужно обучить под-вижным играм из разработанной серии.
После обучения новые атрибуты и игры использовать в физкультурных минутках. Простота игр, разнообразные варианты применения привычных предметов, возможность дозировать физическую нагрузку стимулируют детей и взрослых к придумыванию новых вариантов.
Также игры необходимо вводить в процесс совместной деятельности. Дети с удовольствием принимают взрослого в свою игру и прислушиваются к его предложениям. Здесь необходимо учитывать, что это совместная деятельность, а не прямое руководство.
Другая форма игры - создание проблемных ситуаций. Например, в процессе игры мальчиков в военных необходимо изобразить сложные условия похода. Для этого использовать разноцветные коврики, раскинув их по ковру. Прыгать по ним как по кочкам, идти друг за другом, имитируя разведчиков, а в конце пути устроить тоннель из обручей, через который должен будет проползти весь отряд.
И, наконец, введение новой игры опосредованно, через рассказы воспитателя и родителей.
При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни наших воспитанников, мы должны исходить из необходимости учета следующих факторов:
1. индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
2. особенности эмоционально-личностного развития;
3. индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.
В самостоятельной деятельности ярко прослеживаются индивидуальные особенности. Детям с высоким уровнем ДА (гиперактивные дети) как правило, присуща однообразная деятельность с большим количеством бесцельного бега. Эти дети отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности. Поэтому им следует показать, прежде всего, спокойные действия, требующие точности выполнения движений или особой осторожности при использовании пособия. Например, в действиях с мячом, предлагаем скатывание по узкой доске и попадание в ворота, подбрасывание и ловля мяча с несколькими хлопками, метание мяча в цель и т д.
Детям с низким уровнем ДА (малоподвижные дети) также присуща однообразная деятельность, часто прерываемая статическими позами. Эти дети предпочитают играть в одиночку или вдвоём. Таким детям предлагаются более активные действия и движения, не требующие точности выполнения: бросание мяча вдаль и бег за ним, прыжки из обруча в обруч, прыжки через скакалку и т. д.
Чтобы способствовать регулированию ДА детей с разной подвижностью, нужно объединять их в совместные игры.
Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Систематическая, двигательная деятельность детей играет важную роль в физическом и психическом развитии ребенка, поэтому расширение и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста - одна из основных задач, стоящая перед коллективом ДОУ.