Юлия Галкова
Самопрезентация «Я — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
При работе над самопрезентацией себя как педагога, я задумалась-
Каким должен быть современный воспитатель детского сада?
В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, переставляются акценты. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования. Работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ.
Публикация «Самопрезентация „Я — воспитатель“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самопрезентация воспитателя (педагога)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Повышаются требования и воспитателям. Современному обществу требуется уже не специалист-исполнитель, а специалист-исследователь, инициативный, творческий, широко образованный.
Педагогу всегда нужно быть в поиске путей и средств воспитания
Это поиск в себе самом терпения и любви, без которых невозможен контакт с детьми, невозможен процесс воспитания. Тот, кто считает, что достиг вершин, перестает двигаться вперед.
Современный воспитатель постоянно находится на пути творческого поиска, его путь не всегда бывает лёгким
«Чем жаловаться на всеобщую темноту,
Не лучше ли самому зажечь маленькую свечу».
Тамбовский Святитель Питирим
Как же я повышаю свой профессиональный уровень?
Я продолжаю работать над методической темой «Инновационные формы работы с родителями».
Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей — собрания, консультационные пункты, информационные стенды, родительские группы, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени — потому что не испытывают насущной потребности. А попробуйте-ка заставить взрослого человека делать то, что не вызрело в нем самом как необходимость. Педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают «кусочки» готовых знаний — что-то из детской психологии, что-то из методик оздоровления, что-то из практики обучения. Но, как и во всяком учении, люди берут из всего этого лишь то, что созвучно их соб-ственным мыслям, потребностям. Или вовсе не приходят за этими знаниями.
Считаю, следовало бы начинать не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок. Рассказывая (и устно, и письменно) о ребенке — о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день, — воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми — внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией об их ребенке, которой нет и может не быть у самих мам и пап. По той простой причине, что их нет рядом.
Что же нужно педагогу? Пожалуй, многое. Желание и умение наблюдать «личную» жизнь ребенка в группе во всем многообразии ее проявлений, а не только видеть и ценить свои воспитательские действия. Умение выделить существенное и позитивное в характере ребенка, понимать причины того или иного поступка, поведения в целом. Умение и готовность записать свои наблюдения. Желание и способность донести увиденное до родителей, чтобы затем вместе с ними сложить из отдельных фактов карти-ну жизнедеятельности и жизнетворчества ребенка.
Нужно многое. Но не невозможное.
Вероятная реакцию педагогов: «Легко говорить! Попробуйте сделать, когда в группе., когда нет., когда требуют.». Не отказываясь принимать и понимать трудности воспитательских будней, хочется все же напомнить о необратимости некоторых явлений. Нынешние родители уже уходят от опыта общественного воспитания по образцу советского детского сада.
Все больше меняется детский сад как социальное явление — из некогда закрытой самодостаточной структуры он становится открытым, подверженным существенным переменам и поэтому уязвимым. Выберут — не выберут конкретный детский сад родители — это только один из признаков таких перемен, но едва ли не самый насущный. Как выберут, кто выберет — от этого зависит, не только быть ли детскому саду, но и то, ка-ким ему быть. Конечно, всегда были и будут семьи, которые не выбирают, просто ведут дошкольников в тот детский сад, что под окнами. Но есть и такие, кто именно выбирает и готов преодолевать достаточные расстояния, нести дополнительные материальные затраты, чтобы реализовать свои представления, и подобных родителей становится все больше. Именно они будут задавать вопросы себе и педагогам о качестве детсадовской жизни ребенка. Вот к этому надо быть готовым.
Итак, вырисовывается следующий сюжет: чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для ин-формационного контакта — готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть — РЕБЕНОК, а не потребности детского сада, не образовательная программа, тем более не методики обучения.
Итак, для налаживания сотрудничества прежде всего следует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать для блага ребенка, и, значит, отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнерской.
Традиционная роль педагога Педагог-партнер
Выступающий мудрец (вещает, указывает, как надо поступать) Гид (ведет, опираясь на инициативу
участников)
Руководит Задает вопросы
Оценивает ребенка и предоставляет родителям информацию о его развитии Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ними оценивает его разви-тие
Ответы на все вопросы знает сам Ищет решение проблем вместе с родителями
Ставит цели развития для ребенка и группы в целом Узнает цели и пожелания родителей в отношении их ребенка и группы в целом и добавляет к ним свои пред-ложения
Задает родителям задания на дом Вместе с родителями обсуждает и находит те виды деятельности, ко-торые подходят по домашним усло-виям и стилю жизни
Часто применяет специальные слова (термины) Говорит так, чтобы родителям было понятно
Ожидает, что родители будут относиться к нему как знатоку-специалисту Помогает родителям оценить свои силы и знания, убедиться в пра-вильности своих действий. Готов не только учить, но и учиться у родителей
Еще одним аспектом вовлечения родителей в жизнь детского сада является создание сайта группы. На сайте размещается та же информация, что и в родительских уголках и на стендах объявлений. На сайте можно добавлять фотографии детей в режимных моментах, освещать темы недели, помещать стихи, рассказы, прочитанные с детьми в группе. Я обратила внимание, что на объявления в группе родители внимания не обращают. Они их не видят! Но в интернете сейчас все). Обязательным условием работы с сайтом это постоянное обновление информации.
Для вовлечения родителей разных групп в жизнь детского сада, что бы родители видели, что детский сад живет, растет и развивается можно начать выпускать ежемесячную или ежеквартальную газету детского сада, в которой отмечать все интересные события в жизни детского сада. Это проведение выставок, мастер-классов, помещать в ней интересные высказывания детей, фотографии жизни детей в детском саду, вписывать именинников, как детей, так и педагогов, информировать о кружках и секциях и т. д.
Если родители будут видеть, что происходит в детском саду, будут чувствовать заинтересованность педагога к своему ребенку то, постепенно, родители с детским садом станут единым целым.
Завершить свое выступление я хочу стихотворением
Я каждый день как на премьеру вхожу в притихший детский сад:
Иду сюда не для карьеры-здесь каждый мне ребенок рад.
Быть в гуще детских воприятий…
И так на протяженье лет
Судьба моя - я воспитатель, нет лучшей доли на земле!
Спасибо!