Елена Нижегородова
Самомассаж как один из способов здоровьесбережения
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня здоровье детей рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет маленькому человечку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Публикация «Самомассаж как один из способов здоровьесбережения» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Решая задачи по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста, педагог должен также заботиться о здоровье ребенка, применяя в работе здоровьесберегающие технологии с целью снятия мышечного, нервного и психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно-профилактического воздействия. [1]
Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки здоровьесбережения, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. В связи с этим разрабатываются новые оздоровительные методики и используются на практике. Одним из таких средств оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста является самомассаж.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.
В физкультурно - оздоровительной работе применяются такие виды самомассажа : самомассаж лица (головы, шеи, плеч, самомассаж рук (пальцев, кистей, предплечий и плеч, самомассаж ушных раковин (аурикулярный массаж, самомассаж стоп, точечный массаж, игровой самомассаж, а также массаж с применением различных специальных, подручных приспособлений и природного материала (массажных мячиков, шариков Су-Джок, массажных ковриков и щеток, а также орехов, прищепок, карандашей и т. п.). Их использование позволяет разнообразить кинестетические ощущения ребенка, усилить массажное воздействие, и, конечно, заинтересовать ребенка игровым действием или сюжетом.
Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме того, самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, может быть включен в организованную коррекционно-обучающую деятельность, а также завершать либо предварять корригирующую гимнастику, а самомассаж рук и тела может включаться в структуру любой организованной образовательной деятельности в качестве физкультурной паузы или пальчиковой гимнастики. [2]
Перед выполнением самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках, или лежать на ковриках или в кроватках (после дневного сна). Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз. [2]
Обучение детей самомассажу проводит педагог, который показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют прием самостоятельно, при необходимости можно использовать зрительный контроль (зеркало). При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном темпе. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно – проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Также использование стихотворного текста является дополнительным стимулирующим фактором речевого развития и создает у детей положительный эмоциональный настрой, желание заниматься. [2]
При выполнении самомассажа необходимо соблюдать ряд требований:
• помещение должно быть хорошо проветренным;
• одежда не должна стеснять движений;
• обязательно вымыть руки и лицо ребенка;
• направления движений всегда от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.);
• ногти ребенка должны быть коротко пострижены, без заусенцев;
• соматическое состояние ребенка не должно вызывать у него дискомфорта (не выполняются никакие массажные приемы при повышенной температуре, сыпи, вирусных и инфекционных заболеваниях, диатезах);
• не рекомендуется проводить массаж и самомассаж сразу после приема пищи;
• работа должна проводиться с положительным эмоциональным зарядом, доставлять детям физическое и психологическое удовлетворение.
К основным приемам самомассажа относятся те же приемы, что и в классическом массаже:
• поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки;
• растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях;
• разминание - смещение тканей с захватом – действие, стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике;
• вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка, бывает прерывистая и непрерывная. [3]
Польза самомассажа для организма ребенка бесспорна. Обучаясь самомассажу, воспитанники познают себя, накапливают и обогащают двигательный опыт и знакомятся с элементарными приемами самопомощи. Проводя массаж в паре (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, дошкольники учатся понимать другого человека, задумываться о последствиях своих действий, устанавливают или развивают добрые отношения, учатся доверять и помогать друг другу.
Таким образом, использование самомассажа в физкультурно-оздоровительной работе, является одним из эффективных путей оздоровления и повышения уровня физической подготовленности детей дошкольного образования.
Литература:
1. Зимонина, В. Н. Расту здоровым. Программно-методическое пособие для детского сада: в 2 ч. Ч. 2. [Текст] / В. Н. Зимонина. - М. : ТЦ «Сфера», 2013. – 240 с.
2. Картушина, М. Ю. Быть здоровыми хотим : оздоровительные и познавательные занятия для детей детского сада [Текст] / М. Ю. Картушина. - М. : ТЦ «Сфера», 2004. – 384 с.
3. Красикова, И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от 3 до 7 лет [Текст] / И. С. Красикова. – СПб. : КОРОНА принт: Учитель и ученик, 2003. – 336 с.