Татьяна Белова
Игровой самомассаж
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой самомассаж
Доклад на педсовете тема: «Игровой самомассаж».
Древнегреческий философ Анаксагор говорил:
«Рука у каждого человека таит в себе чудодейственную силу излечения болезней».
Публикация «Игровой самомассаж» размещена в разделах
Статистика показывает, что при поступлении в дошкольное учреждение значительное число детей имеют низкие показатели развития основных физических качеств: двигательной активности, выносливости, мышечной силы.
Почти треть дошкольников имеет неблагоприятные реакции сердечно - сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку, низкую устойчивость организма к гипоксии.
По данным Минздрава России за последние десять лет уровень здоровья детей ухудшился более чем на 19%. На первом месте находятся болезни органов дыхания, на втором – пищеварения, на третьем – инфекционные заболевания; далее – болезни глаз, заболевания нервной системы, кожи, клетчатки, костно-мышечная патология, травмы и пр.
По мнению медицинских работников, это класс болезней, которым можно и нужно управлять в дошкольных образовательных учреждениях.
Инфекционные заболевания можно предупредить профилактическим мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, болезни дыхания – путем поддержки функций организма, его возможностей через закаливающие процедуры, физическое воспитание.
Одним из таких средств оздоровления является игровой массаж и самомассаж. Под действием массажа происходит покраснение кожи (сосуды расширяются, повышается теплоотдача, затем сосуды сужаются, что приводит к охлаждению и тренировке центра терморегуляции).
При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.
Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.
Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.
Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям проводящим и «получающим» игровой массаж
Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.
Предлагая ребятам упражнения самомассажа, необходимо соблюдать определенные правила:
• Во время упражнений массажа и самомассажа, дети самостоятельно или в парах выполняют поглаживание, растирание, похлопывание отдельных частей тела в определенном порядке в образно-игровой форме.
• Направление массирующих движений должно быть строго в сторону лимфатических узлов: на руках от пальцев к подмышкам; на ногах от стопы к колену и далее к паху; на груди – от центра к периферии. Лимфатитческие узлы массировать нельзя.
• Важно добиться у детей оптимального расслабления мышц массируемых областей тела.
• Главное правило – никакой боли! Только приятные ощущения позволят в дальнейшем детям всегда с удовольствием выполнять задания.
Отличительная черта данных упражнений – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья; предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.
Упражнения массажа и самомассажа можно проводить в любой удобной позе, как утром – во время проведения утренней зарядки, так и в любое другое время: во время игры, после дневного сна и т. д.
Так, можно предложить детям проделывать самомассаж ушной раковины, пальцев рук, ног, верхнего плечевого пояса, тонизирующий массаж лица и т. д. Стоя, сидя или лежа на ковре. Дети самостоятельно выполняют легкие пульсирующие движения пальцами обеих рук в определенных местах, указанных взрослым.
Предлагаемые детям упражнения массажа и самомассажа должны быть доступны для самостоятельного выполнения; разнообразны по своему физическому воздействию; обеспечивать тактильный контакт; направлены на развитие эмоциональной сферы, партнерских и доверительных отношений детей.
Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Игровой массаж и самомассаж можно делать под руководством, как инструктора по физической культуре, так и воспитателей д/с, а так же родителей.
Приемы массажа, а также некоторые виды игрового массажа и самомассажа представлены в приложении.