Татьяна Душенкова
Самодельные музыкальные инструменты народов Севера
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем детском саду проводятся различные виды музыкальной деятельности, в том числе кружок "Домисолька", где мы не только знакомимся, но и учимся изготавливать самодельные музыкальные инструменты. Одним из направлений работы в кружке
Публикация «Самодельные музыкальные инструменты народов Севера» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Народы севера
- Работа музыкального руководителя
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
является знакомство с инструментами народов Севера. Дети с удовольствием пробуют играть на самодельных музыкальных инструментах, а так же пополняют свой словарный запас, знакомятся с традициями и условиями изготовления этих музыкальных инструментов. Занятия проводятся в игровой форме. Так же принимают участие и родители воспитанников, помогая в приобретении материала для изготовления инструментов. Это: тесьма, бусинки ленточки, колокольчики, палочки, другие украшения, необходимые для этого. На якутских традиционных развлечениях, которые мы проводим каждый год, совместно с инструктором по физической культуре, дети с радостью музицируют, озвучивают якутские песни.
Самодельные инструменты народов Севера.
МБДОУ Общеразвивающего вида «Д/с «Ёлочка»
Музыкальный руководитель Душенкова Татьяна Владимировна
Стаж работы 36 лет (высшая категория)
САХА (Якутия) Аданский район г. Томмот мкр. Алексеевск
Самодельные инструменты народов Севера.
Слайд 3
Цель:
- развивать интерес к музыкальной деятельности, к игре на самодельных музыкальных инструментах.
- развивать потребность детей к самовыражению, самостоятельности, желание выражать свой художественный замысел.
Задачи:
- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой народов Севера и музыкальными инструментами народов Севера.
- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности.
- вовлекать детей в разные виды художественно – эстетической деятельности, помогая им освоить различные техники игры на самодельных музыкальных инструментах.
- пополнять словарный запас детей, знакомить с новыми названиями самодельных музыкальных инструментов.
Слайд 4
«Лавыгыр» - нательное украшение и музыкальный инструмент
Могу я быть и украшеньем,
Меня все «Лавыгыр» зовут,
На мне под северным сияньем
Играет Русский и Якут.
Могу составить я узор.
Могу и ритм передать.
Я необычный, но простой,
Прошу скорее в руки взять.
Слайд 5 "Лавыгыр"
Слайд 6
Рекомендации по изготовлению и использованию
музыкального инструмента «Лавыгыр»
1. Сделай сам музыкальный инструмент «Лавыгыр».
«Лавыгыр» – палочки из засохшей на корню ели, украшенные бусинками, цветными кисточками, тесьмой, ракушками. Палочки, соединённые тесьмой, одеваются на шею. Дети, ударяя палочками, исследуют их звучание.
2. Играя на палочках можно петь, составлять узоры, или можно сопровождать рисунок ритма скороговоркой. Меняя положение палочек, можно менять звук. Если играть плашмя, то звук получится звонким, а если боком – тише и тоньше.
3. Исполни произведения: «Тик-так» С. Вольфензона, «Моя лошадка» А. Гречанинова, «Лошадки» М. Потоловского, «Лошадка» Е. Макшанцева, «Кап-кап» Е. Тиличеева, «Лесная песенка» В. Витлина.
4. Озвучь с помощью музыкального инструмента «Лавыгыр» : попевку, скороговорку, песню, танец.
Слайд 7
«Кюгюней»
Я жужжу, жужжу, жужжу,
Остановиться не могу.
Дёрни палки посильней,
И услышишь «Кюгюней».
Нитка там вращается,
Жужжанье получается.
Слайд 8 "Кюгюней"
Слайд 9
Рекомендации по изготовлению и использованию «Кюгюней»
. Сделай музыкальный инструмент : «Кюгюней» (жужжалка).
Он сделан из кусочков дерева, палочек, может иметь плоскую форму.
Через два отверстия в середине продёрнута капроновая нить. Ребёнок заставляет игрушку крутиться, и она начинает жужжать.
2. Можно использовать для сопровождения игр, песен, сказок, скороговорок.
Слайд 10
«Дьяга»
(шумовой инструмент)
Можем мы пошуршать, постучать,
Звуки разные можем издать.
Как бубенчики можем звенеть.
И якутскую песенку спеть.
«Дьяга» я – инструмент шумовой,
Наслаждайтесь моею игрой.
Слайд 11 "Дьяга"
Слайд 12
Рекомендации по изготовлению и использованию
музыкального инструмента «Дьяга»
1. Сделай с ребёнком музыкальный инструмент : «Дьяга» (шумовой инструмент).
2. «Дьяга» состоит из деревянных деревянных поплавков, нанизанных на капроновую верёвку. Палка может иметь вид головы птицы или животного.
3. Сначала делается основа из дерева. Определяя характер звучания, навешивают на них колокольчики, фисташки, бусинки и. т. д.
4. «Дьяга» получается эстетичным и удобным инструментом для игры с разными звуками.
5. Используется, как шумовой инструмент. Дети сами подбирают соответствующий аккомпанемент к тексту песни, стиха, к танцу, каждый раз меняя ритм и порядок звучания.
Слайд 13
«Тайах дьяга»
На палке колокольчики заманчиво звучат,
Мы можем постучать об пол, они и зазвенят.
«Тайах дьяга» названье мне.
Могу сыграть и при луне.
Создам любой аккомпанемент.
Ведь я якутский инструмент.
Слайд 14 "Тайах дьяга"
Слайд 15
Рекомендации по изготовлению и использованию
музыкального инструмента «Тайах дьяга»
1. Сделай музыкальный инструмент – «Тайах дьяга».
«Тайах дьяга» сделан из палки засохшего дерева, на шнуры подвешены колокольчики, бусины, перья и. т. д. Колокольчики могут быть с разным тембром звучания. «Тайах дьяга» украшается белым конским волосом, или украшение делается из белой пряжи. Высота может быть по плечо ребёнка.
2. Используется, как ударный, шумовой инструмент.
3. Способы игры: удары по полу, встряхивание.
4. Ребёнок может сам придумать ритмический рисунок.
5. Прочитай стихи и озвучь их вместе с друзьями: «Молоточек», «Посмотри, как у нас в мастерской», знакомые якутские стихи.
Слайд 16
«Дюнюр» (якутский бубен)
Пальцы ритмично по бубну стучат,
О звуках природы они говорят.
Сурова природы Якутии нашей,
Но нет её в мире милее и краше.
«Дюнюр» передаст всю прелесть тайги,
Послушай те звуки, и сядь, отдохни.
Слайд 17 "Бубен шамана"
Слайд 18 "Дюнюр"
Слайд 19
Рекомендации по изготовлению и использованию
музыкального инструмента «Дюнюра»
1. Сделай сам музыкальный инструмент «Дюнюр», «Бубен шамана»
2. Возьмите кусок замши или кожи. Намочите, натяните на каркас или старый бубен, без верхнего покрытия. Закрепите края степлером. Края украсьте тесьмой или якутским орнаментом, а так же нарежьте кожаные полоски и прикрепите к краю бубна. Для бубна шамана, необходимо взять палочку и намотать на неё мех. С внутренней стороны бубна сделать перекладину, за которую нужно держать бубен. Сверху сделать изображение и покрыть бесцветным лаком.
3. Исполни следующий ритмический рисунок: удар на сильную долю, пунктирный ритм, игра под счёт.
4. Придумай свой ритмический рисунок.
Озвучь с помощью «Дюнюра» стихотворение, якутскую песню, танец.
Слайд 20
«Чалыр»
(якутские колокольчики)
Слышен шум со всех сторон,
Колокольцев перезвон.
То «Чалыр» в тиши звучит,
Как копытцами стучит.
Колокольчиком играя,
Лошадь мы изображаем.
Цок-да цок, стук-да стук,
Интересный будет звук.
Слайд 21 "Чалыр"
Слайд 22
Рекомендации по изготовлению и использованию
музыкального инструмента «Чалыр»
1. Сделай музыкальный инструмент «Чалыр» – якутский колокольчик.
Небольшие рога оленя, на конце каждого рога просверливается дырочка, в которую продевается тонкая полоска кожи или замши, разной длинны (только не короткой). На концы полосок прикрепляются копытца оленей, распиленные пополам.
2. используется. Как шумовой инструмент.
3. Способы игры: Ритмичное не сильное встряхивание. Работают только кисть руки. Копытца должны ударяться друг о друга, а не раскачиваться в разные стороны.
4. Можно озвучивать сказки потешки, песни, стихи.
Слайд 23, 24, 25
Кружок «Домисолька»
Слайд 26, 27, 28
Развлечение «Мы в Якутии живём»
Слайд 29
Развлечение «Якутия – мой край родной»
Слайд 30
Спасибо за внимание!