анна нефедова
Самооценка ребенка как основа гармоничного формирования личности
▼ Скачать + Заказать документы
Объективная самооценка — это один из самых важных психологических аспектов развития ребенка. Он должен понимать, на что он способен, чего заслуживает и кем является.
Какая самооценка сформируется у ребенка, в основном зависит от влияния родителей. Как завышенная, так и заниженная самооценка приносит достаточно неудобств ребенку в жизни.
Публикация «Самооценка ребенка как основа гармоничного формирования личности» размещена в разделах
Научить ребенка адекватно оценивать свои возможности и придать ему смелости на то, чтобы самовыражаться, способен каждый родитель. Нужно только знать, что делать.
Предлагаю ряд игр и упражнений, которые могут быть полезны родителям,а так же педагога в своей воспитательной работе с детьми.
Игра «Копилка достижений»
Эту игру нужно продолжать долгое время, и эффект от нее чувствуется именно в перспективе.
Выберите вместе с малышом большую коробку, ящик или что угодно, куда можно складывать вещи, и визуально оформите её наклейками, рисунками.
Теперь это ваша копилка достижений. Каждый день, вернувшись домой из садика или школы, ребенок должен вспоминать какое-либо достижение дня. Он хорошо ответил у доски, нарисовал красивый рисунок, сам оделся в садике и так далее — всё, что может быть ему важно, чем он доволен. Вы вместе записываете этот успех на бумажке и бросаете в копилку.
Наполняющаяся копилка придаст ребенку уверенности в своих силах, ведь вот сколько всего он уже смог. А сколько еще сможет!
Арт-терапия.
Рисунки, лепка из пластилина или глины, аппликации — все, что нравится делать ребенку, идет в ход на занятиях. В легком творчестве на свободную тему раскрываются таланты ребенка. И если в процессе арт-терапии делать акцент на том, как хорошо у чада получается что-либо — хорошо раскрашивает, аккуратно лепит, отлично передает образ и так далее — это принесет свои плоды в повышении его самооценки.
Упражнение «Солнышко».
Для него нужны альбомный лист и фломастеры или карандаши.
Попросите ребенка нарисовать на бумаге солнышко. Затем пусть ребенок расскажет о солнышке: какое оно? Яркое, теплое, дарит свет и радость, желтое и так далее.
Затем скажите ему: «А сейчас представь, что солнышко — это ты. Какие у тебя есть хорошие качества?» Подпишите или пусть он сам подпишет на рисунке свое имя. Подрисуйте лучики и подписывайте каждый лучик тем словом, каким ребенок себя характеризует. Конечно, малыш не сразу сможет рассказать о своих достоинствах. Помогайте ему: скажите, каким добрым, умным, ласковым (или каким угодно еще) вы его считаете.
Сохраните рисунок солнышка с подписями и в те моменты, когда ваш ребенок будет сомневаться в себе, показывайте, какие достоинства помогут ему справиться с любым делом.
Домашняя доска почета.
Это еще одна игра. Именно родители должны показать малышу все прекрасное, что в нем есть. Выберите определенный период времени (оптимально — неделя или две) и организуйте в квартире доску почета для ребенка.
Доску можно сделать из того, что есть: лист ватмана на стене, меловая, маркерная или пробковая доска.
На выбранный период ребенок должен стать центром внимания в вашем доме. Все члены семьи будут отмечать его достижения и хорошие качества на этой доске почета. Вы можете писать на доске о том, как ребенок хорошо убрал игрушки, или о том, что он делает успехи в математике (или в любом другом предмете, что он всегда вежлив, что он добрый и так далее. Фиксируйте любой момент, в котором ваш ребенок себя хорошо проявил.
Существует масса психологических упражнений для поднятия самооценки ребенка, но главное — любить и поддерживать его в любых обстоятельствах, грамотно хвалить и поощрять, общаться с ним на равных и объективно оценивать его успехи.