ЮЛИЯ БАРИНОВА
Консультация для воспитателей «Самооценка дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное образовательное учреждение
детский сад №25 «Ягодка»
подготовила педагог-психолог Баринова Ю. В.
Публикация «Консультация для воспитателей „Самооценка дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Темочки
Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определённым образцом – эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т. д.
Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются : самонаблюдение, самоанализ, самоотчёт, сравнение. На этой основе личность сама оценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимоотношения с людьми.
Самооценка – основной структурный компонент самосознания личности. Определённый уровень развития самосознания в дошкольном возрасте – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе.
Выделяют три группы детей по степени сформированности у них представлений о себе.
К первой группе относятся дети, у которых представления о себе относительно адекватны и устойчивы. Дети этой группы характеризуются умением анализировать свои поступки, вычленять их мотив, думать о себе. В деятельности эти дети больше ориентируются на знания о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля.
Вторая группа характеризуется тем, что представления у входящих в эту группу детей о себе неадекватны и неустойчивы. У них нет достаточного умения выделять у себя существенные качества, анализировать свои поступки. Число осознанных ими собственных качеств мало. Дети этой группы требуют особого руководства по формированию навыков самоконтроля.
Для третьей группы детей характерно то, что их представления о себе сводятся к характеристикам, данным им другими, особенно взрослыми. У них нет стремления заглянуть в свой собственный внутренний мир, их представление о себе неустойчиво, самооценка неадекватна, то есть эти дети имеют низкий уровень развития представления о себе.
Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Правильно решив нелёгкую задачу, выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.
Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них своё внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, личностные качества, результаты своей деятельности. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своём или тут же переключаются на самую лёгкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют всё, что делают другие, критичны к другим.
Ребёнок не рождается на свет с каким-либо отношением к себе. В процессе общения со сверстниками самооценка развивается, становится более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребёнок более точно представляет себе и свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и детскому саду.
Самооценка ребёнка практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего с оценкой близких взрослых. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка, его представления о себе окажутся искажёнными.
Дети с высокой адекватной самооценкой, как правило, встречаются в семьях, в которых родители уважительно относятся к личности ребёнка, к его интересам, и при этом внимание к личности сочетается с требовательностью к соблюдению норм поведения.
Дети с заниженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях, где родители мало интересуются жизнью своих детей, пренебрегают их интересами, их мнением, и в результате дети чувствуют себя незащищёнными, неуверенными и одинокими.
Дети с завышенной самооценкой, скорее всего, воспитываются в семьях, где ребёнок «центр» жизни, где его достоинства и недостатки оцениваются одинаково положительно, где ребёнка уверяют в его исключительности.
Взрослые (родители и педагоги) должны помнить об основных правилах в воспитании :
1. Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать, подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
2. Как бы вам ни нравилась ситуация или какой-то план, спросите мнение ребёнка, если необходимо предложите ему пару альтернатив, приемлемых для вас. Это не только приучит ребёнка думать самостоятельно, но и понимать, что его мнение ценят.
3. Установите последовательные, твёрдые ограничения, это позволит ребёнку понять, что окружающий мир предсказуем.
4. Используйте ролевые игры для обыгрывания с детьми трудных и незнакомых ситуаций заранее, чтобы сталкиваясь с ними, дети чувствовали себя уверенно и комфортно, зная, что делать и чего ожидать.
5. Помогите детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых.
6. Признавайте сильные стороны ребёнка и хвалите его за них, а не фиксируйте внимание на его слабостях. Предоставьте ребёнку как можно больше возможностей добиваться успеха в том, что ему нравится и что у него получается.
7. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.
8. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
9. Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой – формируют негативизм, эгоизм, зависть.
10. В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.
11. Знакомьте детей с многообразием окружающего мира; говорите о том, что каждый человек уникален, и это великолепно, - с уважением говорите о культурных, физических, и более тонких различиях между людьми. Скорее всего ребёнок сделает вывод, что никто другой в точности не похож на него и что его любят не за что-то, а такого, какой он есть.
Взрослым необходимо прислушиваться к ребёнку. Они не должны давить на ребёнка, навязывать ему свою оценку его личности, стремясь чтобы он её принял и сделал своей собственной самооценкой. Соблюдение взрослыми вышеперечисленных правил в воспитании детей обеспечит наиболее благоприятное развитие детской психики, а также формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.