Олеся Климова
Консультация «Самообслуживание в «Доме радости»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообслуживание в «Доме радости».Консультация.
Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя. Этот вид трудовой деятельности очень важен, так как он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и удобстве, уметь одеваться, раздеваться, принимать пищу, выполнять санитарно - гигиенические процедуры. Труд по самообслуживанию развивает у ребёнка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, надо особо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребёнка. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка.
Публикация «Консультация „Самообслуживание в „Доме радости“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дети во второй младшей группе приучаются к тому, что необходимо прогнозировать результат своего труда. Для этого используется модель выполнения любой работы – рука, где:
1. мизинец – цель, т. е., что я задумал (сделать лицо и руки чистыми);
2. безымянный палец –материал для деятельности, выбирать средства (мыло, воду, полотенце)
3. средний палец - средства труда (руки)
4. указательный палец – действия (порядок действий)
5. большой палец – результат ( какой мы получим результат от проделанной работы: руки и лицо чистые).
Дети приучаются самостоятельно мыть лицо и руки, засучивать рукава, намыливать руки, создавая образ «белых перчаток», умывать лицо, расправлять полотенце, вытирать досуха каждый пальчик, прикладывать сухую ладошку к запястью воспитателя, подтверждая свою самооценку результата. Во второй группе младшего возраста дети учатся овладевать умением правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, ножом, без напоминания-бумажной салфеткой, после еды самостоятельно убирать в определенном порядке посуду после приема пищи. Здесь тоже существуют определенные правила: бокал держим правой рукой за ручку, под донышко подставляем ладошку, тарелку несем двумя руками, носим только по одному предмету; а также учатся полоскать рот.
При организации одевания, для возникновения интереса у детей к данному процессу, используется игровой персонаж – Мишка, который делает «глупости», а дети помогают ему, объясняя, как нужно одеваться по – порядку, т. е в определенной последовательности, одежду выворачивать на правую сторону, складывать предметы на место, пуговицы расстёгивать и застёгивать (спереди). С помощью взрослого дети учатся зашнуровывать ботинки и завязывать шнурки, учатся замечать непорядок в одежде, исправлять его самостоятельно или обращаются за помощью к взрослому, учатся очищать обувь и одежду от снега, раздеваться, складывать правильно вещи в шкафчик. Следует содействовать раскрытию ребенком смысла всех процессов самообслуживания (для здоровья, для красоты, чтобы другим было приятно смотреть и быть рядом). Воспитатель учит детей отвечать на вопросы (зачем люди умываются утром и вечером, чистят зубы, чисто моют руки и т. д, создаёт каждый раз атмосферу радости- удовольствия от выполнения трудовых процессов; своевременному предупреждению ошибки, неосторожности.
В средней группе следует совершенствовать умение приобретённых ранее в деятельности умывания рук и лица. Дети сами формулируют замысел труда, воспринимают руки и лицо как материал для деятельности, выбирают средства (мыло, вода, полотенце, самостоятельно моют лицо и руки : засучивают рукава, намыливают сами руки, создавая образ «белых перчаток», умывают лицо, вытирают досуха каждый пальчик, сами формулируют самооценку промежуточного и конечного результата, прикладывают сухую ладошку к запястью воспитателя. Дети средней группы овладевают умением культурно есть: правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, ножом, без напоминания пользоваться бумажной салфеткой, после еды относить посуду на раздаточный стол, полоскать рот. Овладевают умениями самостоятельно одеваться, раздеваться, выполнять деятельность в определённой последовательности, выворачивать одежду на правую сторону, складывать одежду и обувь на место, расстёгивать и застёгивать пуговицы (спереди, с помощью воспитателя зашнуровывать ботинки и завязывать шнурки, сам замечает непорядок в одежде, и исправляет его самостоятельно или обращается за помощью не только к взрослым, но и к товарищам; сам очищает обувь и одежду от снега. В средней группе нужно способствовать раскрытию ребёнком смысла и значения всех процессов самообслуживания (для здоровья, для красоты, чтоб другим было приятно смотреть и быть рядом). Дети сами пытаются формулировать ответы на вопросы (зачем люди умываются утром и вечером, чистят зубы, часто моют руки, зачем нужно красиво есть и т. д.).
За детьми уже старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию. В практике воспитания детей старшего дошкольного возраста огромное значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию и близкому к нему бытовому труду. Это очень важно, потому что постоянные поручения повышают чувство ответственности, дают возможность ребятам ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, в жизни привычку к трудовому усилию. Воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу по самообслуживанию. Но теперь уже он помогает им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить ее. Однако ни в коем случае не следует эту необходимую помощь превращать в мелкую опеку, показывать и разъяснять детям каждый пустяк. Это весьма существенное указание. Объяснять, советовать надо в меру, чтобы оставалось место для собственной инициативы детей. Воспитатель, наблюдает за детьми, старается научить их проверять самих себя: хорошо ли они выполняют обязанности по самообслуживанию, выполняют ли требования взрослого, не слишком ли замедляют темп, достаточно ли тщательно и аккуратно делают свое дело; выясняет, кто из детей способен выполнять свою задачу быстрее, с наименьшей затратой сил.
Таким образом, и на этой возрастной ступени продолжается работа по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказывать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь в этом виде деятельности. Воспитатель обращает внимание на то, кто первый из детей пришел на выручку, разъясняет смысл хорошего поступка.
В подготовительной группе по-прежнему серьезное внимание уделяется труду по самообслуживанию. Многие навыки у дошкольников уже сформированы. Но, как показывает практика, некоторые действия (мытье рук, полоскание рта после еды) они подчас выполняют формально. Воспитателю от случая к случаю необходимо напоминать детям о целесообразности той или иной процедуры, раз за разом внушая им, что небрежность в выполнении тех или иных действий может привести к печальным результатам (стоптанные задники туфель будут натирать ноги и т. п.). Дети в состоянии следить как за своим внешним видом, так и за внешним видом сверстника. Это удобный момент, чтобы объяснить воспитанникам, как тактичнее сообщить товарищу о необходимости что-то изменить, поправить в костюме, прическе («Дима, тебе не нужна моя помощь? У тебя рубашка сзади не заправлена в шорты» и т. п.).
Итак ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени. Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива и осознают себя как часть этого коллектива. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Через него ребенок узнает цену заботам о себе и приобретает умение действенно заботиться о своих близких и родственниках. Поэтому труд по самообслуживанию дополняет в известной мере внутреннюю культуру ребенка: ребенок стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом.