Толстогузова
Самообразование «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Воспитатель Толстогузова Оксана Александровна
Самообразование «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Самообразование.
ТЕМА: «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Этап работы над темой: 9 месяцев.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2019 г.
Публикация «Самообразование „Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Предполагаемая дата окончания работы: май 2020 г.
Пальчиковые игры - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
У ребенка улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность и зажатость.
Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепная автоматическая память и запомнить двух-четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст для них не составляет особого. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот- жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Если подросшему ребенку напомнить известную потешку: «Сорока, сорока кашку варила…», он сразу начнет выполнять движения руками.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории
7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей двух-трех лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научим его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук вызывают трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструированию).
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1) Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и упражнений;
2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей 1 младшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов;
3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4) Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.
Актуальность:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский»
В раннем возрасте речь некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры. Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе
Форма отчтности:
• Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Играем и развиваем»
• Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик,
дыхательных упражнений.
Формы работы:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
• массаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
• пальчиковый театр;
• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;
• рисование ;
• штриховка в заданном направлении;
• дорисовка;
• дидактические игры;
• шнуровка, пуговицы, прищепки;
• игры с мелкими предметами;
• пазлы, мозаика, матрешки, пирамидки;
Ожидаемый результат:
- Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
- Расширение словарного запаса у детей.
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
1 Диагностика уровня развития мелкой моторики рук и речи детей.
2 Изучение научной и учебно-методической литературы:
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз»,2007
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –М. : ТЦ Сфера, 2006
3 Елена Данилова «Пальчиковые игры»
4. Кольцова М. М «Развитие моторики»
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
6. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
7. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006
8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребнка»
9. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007
10. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996»
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.
Выступление на родительском групповом собрании.
План
Работа с детьми
Октябрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Замок».
2. Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».
3. Обучение детей игре «Шнуровка».
4. Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».
5. Настольная игра «Мозаика».
6. Игра «Я катаю мой орех».
7. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Ноябрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Капуста».
2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
3. Изображение пальцами различных фигур : «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул»,«Замок».
4. Рисование пальчиками «Дождик»
5. Настольная игра «Найди фигуре место».
6. Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Декабрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».
2. Учить детей одевать и раздевать кукол.
3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».
4. Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».
5 Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
6. Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик. бутылок).
Январь
1. Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».
2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).
3. Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)
4. Конструирование из палочек «Флажок»
5 Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)
6. Настольная игра «Мозаика» (крупная).
Февраль
1. Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»
2 Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».
3. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.
4. Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»
5. И/у «Сделаем матрешке бусы».
Март
1. Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».
2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».
3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»
4. Конструирование из палочек «Окно»
6. Игра «Прищепки»
7. Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».
Апрель
1. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.
2. Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.
3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».
4 Рисование на крупе «Светит солнышко в окошко»
5. Проигрывание с детьми пальчиковым театром р. н. сказок.
6. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.
Май
1. Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста»,«Спокойного сна!».
2. Учить детей инсценировать руками стихи.
3. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.
4. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры : «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».
5. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (полоски, треугольники, квадраты).
6. Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».
Работа по взаимодействию с родителями
октябрь
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей
раннего возраста».
ноябрь
Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».
декабрь
Анкетирование родителей
январь
Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.
февраль
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
март
Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками»)
Апрель-май
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок
Библиография
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз»,2007
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –М. : ТЦ Сфера, 2006
3 Данилова Е. «Пальчиковые игры»
4. Ермакова С. О. «Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет».
5. Жукова Н,С. «Учимся говорить правильно» (от 1г.);
6. Кольцова М. М «Развитие моторики»
7. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
8. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
9. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006
10. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребнка»
11. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007
12. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996»