Ирина Титова
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников.
“Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а
умелые руки снова способствуют развитию мозга”
И. П. Павлов
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Публикация «Консультация „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобразительнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы, а если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
Если у ребёнка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу.
Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую-либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учёбе. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Тактильные ощущения и мелкая моторика развиваются в детской
игре. Знания, умения и навыки, получаемые в игре, помогут детям ориентироваться в окружающем мире. А чтобы они выросли всесторонне развитыми, им нужно много самых разных игрушек. В своей работе мы используем традиционные и нетрадиционные предметы и способы развития у дошкольников мелкой моторики пальцев рук.
В своей работе на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях используем следующие приёмы развития мелкой моторики воспитанников с применением стандартного и нестандартного оборудования.
- массаж и самомассаж ладоней и пальцев рук;
- массаж карандашами
- массаж с использованием массажных мячей, каштанов, орехов
пальчиковая гимнастика;
- упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений;
- упражнения на развитие и совершенствование динамической
координации движении;
- упражнения на ритмическую организацию движений, переклю-
чаемость;
- игры с палочками Кьюизенера;
- мозаика;
- декоративные камешки
- морские камешки;
- ракушки;
- мягкие пазлы
- пазлы в рамке;
- кубики в картинках;
- конструктор Лего;
- пальчиковый театр;
- использование линейки спирографа;
-декоративные пуговицы;
- использование различных игр с верёвкой, прищепками, мячом – ёжиком, шариками, лентами, счётными палочками, крупными бигуди, эспандерами, массажной расчёской, пуговицами
- работа с трафаретами, штриховкой.
- использование песочной терапии
- разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку.
- штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой.
- резать ножницами.
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму