Вихарева
Самообразование по теме «Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и применять их, мыслить самостоятельно и творчески. Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшими задачами современного образования.
Публикация «Самообразование по теме „Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по методике А, И, Савенкова“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
С введением федеральной образовательной программы в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, и к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту окончания дошкольного детства ребенку необходимо уметь решать такие сложные задачи как: уметь видеть проблему и ставить вопросы; уметь доказывать; делать выводы; высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.
Наиболее эффективной в развитии навыков исследования является методика исследовательского обучения, разработанная А. И. Савенковым, доктором педагогических, психологических наук, профессором кафедры психологии развития. Данная методика оригинальна, интересна, результативна, позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых этапах. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Однако, дошкольника бесполезно «нагружать» темой исследования. Он конечно
исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т. п., а исследовать он будет только то, что ему действительно интересно. Его природный дар исследователя нуждается в неустанной педагогической заботе. В связи с этим поставила
Цель: углубление своих знаний о методиках проведения исследований, разработанных А. И. Савенковым, овладение методикой исследовательской деятельности.
Которая предполагает решение следующих задач:
- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу о
методике разработанной А. И. Савенковым;
- Организовать предметно-развивающую среду: карточки с символическим изображением «методов исследования»; специальные картинки — «темы» будущих исследований. (изображения животных, растений и т. д.);
- Подготовить консультации для родителей по данной теме;
- Обобщить и распространить в педагогической среде опыт работы по теме самообразования.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт или нет каких-либо достижений. Результатами самообразования могут быть: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта; презентация детских проектов; доклад на педсовете.
Таким образом, система работы по самообразованию дает возможность, во-первых, повышать свои теоретические и практические знания, умения и навыки, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт, наработанный ни одним поколением педагогов.
План работы по теме самообразования на год
Сроки Формы работы
В
течение Изучение нормативно - правовых документов.
года
* Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 04.08.2023г.)
* Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения от 25.11.2022г. № 1028)
* Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации "О внесении изменений» от 17.02.2023 №72264.);
*Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 сентября 2020 г. N 28 Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20)
* "Конвенция о правах ребенка"
(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
(вступила в силу для СССР 15.09.1990
В
течение Подбор и изучение методической литературы
года
*Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
*Савенков, А. И. Детское исследование как метод обучения Старших дошкольников»: Лекции 5–8. / А. И. Савенков. — М. : Педагогический университет «Первое сентября». - 2007 Изучение методики А. И Савенкова, его технологии познавательно-исследовательской деятельности для
развития собственного познавательного опыта.
*Савенков, А. И. Методика Исследовательского обучения дошкольников / А. И. Савенков. Серия: - Издательство: Дом Федорова. – 2010
Изучение публикаций в периодических изданиях по теме самообразования
- Семинар-практикум на тему: «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А. И»
https://docviewer.yandex.ru/view/0/sourc Изучение методики А. И Савенкова, его
технологии познавательно- исследовательской деятельности
- Детская исследовательская деятельность по методике А. И. Савенкова «Маленькие исследователи»
https://www.1urok.ru/categories
Педагогическая диагностика детей Сентябрь-октябрь Методика Савенкова А. И. «Интеллектуальный портрет
Изготовление карточек «папок исследователя» с символическим
изображением «методов исследования» - «Папка исследователя»: (подумать
самостоятельно; прочитать в книге, посмотреть по телевизору; понаблюдать;
спросить у другого человека; посмотреть в интернете; спросить
у специалиста; провести эксперимент,
Специальные картинки — «темы» будущих исследований.
Работа с детьми
Октябрь - Ноябрь
Беседа «Что такое исследование?» поддержка и развитие интереса у ребенка к исследованиям, открытиям.
«Тренировочные занятия» Знакомство детей с методикой проведения учебных исследований
Задание «Составьте рассказ от имени другого персонажа» формирование умения смотреть на мир «другими глазами» видеть проблемы
Д/и: «Угадай, о чем спросили» формирование умения задавать вопросы
Упражнение «Опиши предмет» Развитие внимания и наблюдательности
Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» Формирование умения познания в действии
Использование графических схем: «Дом с колоннами»; «Паучок» формирование умения выделить главную мысль и факты ее подтверждающие
Выбор темы исследования Составление плана исследования
Декабрь- Март «Самостоятельные учебные
исследования» -собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад
Работа с родителями Сентябрь
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по познавательному развитию. В частности, с методикой А. И. Савенкова.
Ноябрь Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребенка».
Подготовка мастер-класса для педагогов Ноябрь - Декабрь
- Мастер-класс «Технология проведения исследовательской деятельности по методике А. Савенкова»
Проведение защиты детских результатов проведенного
исследования. Апрель. Презентация докладов детей с результатами исследования
Вывод:
Самостоятельная работа по теме самообразования позволит повысить свой уровень знаний по данной теме, вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности благоприятно скажется на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей нашей группы.
Самообразование даст мне возможность овладеть набором умений к решению задач исследовательского обучения: умением находить и ставить перед воспитанниками реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме; умением увлечь воспитанников дидактически ценной проблемой; умением избегать директивных указаний и административного давления; умением быть терпимым к ошибкам детей, допускаемым ими в попытках найти собственное решение; организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований; и наконец быть способным видеть «удивительное в обыденном».
В ходе работы появится потребность в постоянном пополнении педагогических знаний повышении своей квалификации. Считаю, что успешность педагога в самообразовании зависит от его стремления в профессиональном росте.