Получи документы

Самообразование по теме «Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова»

Вихарева
Самообразование по теме «Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность темы.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и применять их, мыслить самостоятельно и творчески. Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшими задачами современного образования.

Публикация «Самообразование по теме „Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по методике А, И, Савенкова“» размещена в разделах

С введением федеральной образовательной программы в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, и к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту окончания дошкольного детства ребенку необходимо уметь решать такие сложные задачи как: уметь видеть проблему и ставить вопросы; уметь доказывать; делать выводы; высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

Наиболее эффективной в развитии навыков исследования является методика исследовательского обучения, разработанная А. И. Савенковым, доктором педагогических, психологических наук, профессором кафедры психологии развития. Данная методика оригинальна, интересна, результативна, позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых этапах. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Однако, дошкольника бесполезно «нагружать» темой исследования. Он конечно

исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т. п., а исследовать он будет только то, что ему действительно интересно. Его природный дар исследователя нуждается в неустанной педагогической заботе. В связи с этим поставила

Цель: углубление своих знаний о методиках проведения исследований, разработанных А. И. Савенковым, овладение методикой исследовательской деятельности.

Которая предполагает решение следующих задач:

- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу о

методике разработанной А. И. Савенковым;

- Организовать предметно-развивающую среду: карточки с символическим изображением «методов исследования»; специальные картинки — «темы» будущих исследований. (изображения животных, растений и т. д.);

- Подготовить консультации для родителей по данной теме;

- Обобщить и распространить в педагогической среде опыт работы по теме самообразования.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт или нет каких-либо достижений. Результатами самообразования могут быть: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта; презентация детских проектов; доклад на педсовете.

Таким образом, система работы по самообразованию дает возможность, во-первых, повышать свои теоретические и практические знания, умения и навыки, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт, наработанный ни одним поколением педагогов.

План работы по теме самообразования на год

Сроки Формы работы

В

течение Изучение нормативно - правовых документов.

года

* Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 04.08.2023г.)

* Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения от 25.11.2022г. № 1028)

* Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации "О внесении изменений» от 17.02.2023 №72264.);

*Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 сентября 2020 г. N 28 Об утверждении санитарных правил

СП 2.4.3648-20)

* "Конвенция о правах ребенка"

(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

(вступила в силу для СССР 15.09.1990

В

течение Подбор и изучение методической литературы

года

*Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.

*Савенков, А. И. Детское исследование как метод обучения Старших дошкольников»: Лекции 5–8. / А. И. Савенков. — М. : Педагогический университет «Первое сентября». - 2007 Изучение методики А. И Савенкова, его технологии познавательно-исследовательской деятельности для

развития собственного познавательного опыта.

*Савенков, А. И. Методика Исследовательского обучения дошкольников / А. И. Савенков. Серия: - Издательство: Дом Федорова. – 2010

Изучение публикаций в периодических изданиях по теме самообразования

- Семинар-практикум на тему: «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А. И»

https://docviewer.yandex.ru/view/0/sourc Изучение методики А. И Савенкова, его

технологии познавательно- исследовательской деятельности

- Детская исследовательская деятельность по методике А. И. Савенкова «Маленькие исследователи»

https://www.1urok.ru/categories

Педагогическая диагностика детей Сентябрь-октябрь Методика Савенкова А. И. «Интеллектуальный портрет

Изготовление карточек «папок исследователя» с символическим

изображением «методов исследования» - «Папка исследователя»: (подумать

самостоятельно; прочитать в книге, посмотреть по телевизору; понаблюдать;

спросить у другого человека; посмотреть в интернете; спросить

у специалиста; провести эксперимент,

Специальные картинки — «темы» будущих исследований.

Работа с детьми

Октябрь - Ноябрь

Беседа «Что такое исследование?» поддержка и развитие интереса у ребенка к исследованиям, открытиям.

«Тренировочные занятия» Знакомство детей с методикой проведения учебных исследований

Задание «Составьте рассказ от имени другого персонажа» формирование умения смотреть на мир «другими глазами» видеть проблемы

Д/и: «Угадай, о чем спросили» формирование умения задавать вопросы

Упражнение «Опиши предмет» Развитие внимания и наблюдательности

Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» Формирование умения познания в действии

Использование графических схем: «Дом с колоннами»; «Паучок» формирование умения выделить главную мысль и факты ее подтверждающие

Выбор темы исследования Составление плана исследования

Декабрь- Март «Самостоятельные учебные

исследования» -собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад

Работа с родителями Сентябрь

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по познавательному развитию. В частности, с методикой А. И. Савенкова.

Ноябрь Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребенка».

Подготовка мастер-класса для педагогов Ноябрь - Декабрь

- Мастер-класс «Технология проведения исследовательской деятельности по методике А. Савенкова»

Проведение защиты детских результатов проведенного

исследования. Апрель. Презентация докладов детей с результатами исследования

Вывод:

Самостоятельная работа по теме самообразования позволит повысить свой уровень знаний по данной теме, вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности благоприятно скажется на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей нашей группы.

Самообразование даст мне возможность овладеть набором умений к решению задач исследовательского обучения: умением находить и ставить перед воспитанниками реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме; умением увлечь воспитанников дидактически ценной проблемой; умением избегать директивных указаний и административного давления; умением быть терпимым к ошибкам детей, допускаемым ими в попытках найти собственное решение; организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований; и наконец быть способным видеть «удивительное в обыденном».

В ходе работы появится потребность в постоянном пополнении педагогических знаний повышении своей квалификации. Считаю, что успешность педагога в самообразовании зависит от его стремления в профессиональном росте.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумагиИсследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумаги ЦЕЛЬ – познакомить детей со способами изготовления самодельной бумаги, особенностями ее производства, воспитывать интерес к исследовательской.

Фотоотчёт по теме недели «Одежда» с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт по теме недели «Одежда» с детьми старшего дошкольного возраста В нашей группе проходила неделя по теме "Одежда ". В прошлую пятницу, на детском совете большинством голосов, ребята выбрали эту тему сами.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Изобразительная деятельность «Первоцветы!» с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна»Изобразительная деятельность «Первоцветы!» с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна» Ранняя весна в этом году не торопится в наши края, а так хочется тепла, появления первых весенних цветов. Но они еще прячутся под снегом,.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. СавенковаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования. Задачи: 1. Познакомить детей с этапами.

Познавательно-исследовательская деятельность «Мир бабочек» с детьми младшего дошкольного возрастаПознавательно-исследовательская деятельность «Мир бабочек» с детьми младшего дошкольного возраста Главная особенность современного мира - его высокая динамичность. В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование по теме «Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова»
Опубликовано: 28 августа 2024 в 21:12
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование по теме «Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова»» (включая файлы) размещена пользователем Вихарева (УИ 2314676) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД