Приложение МААМ

Самообразование педагога в ДОУ

Анна Буркова
Самообразование педагога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднения или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка. Педагогу не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Публикация «Самообразование педагога в ДОУ» размещена в разделах

Педагог ДОУ (образовательного учреждения) - одна из профессий, которая предполагает постоянное самообразование. Современные дошкольники отличаются от тех, что были, к примеру, десять лет назад. По этой причине воспитатель должен по-иному выстраивать свою деятельность, внедрять в работу новые приемы, инновационные технологии – одним словом, развиваться. При этом он должен учитывать требования федеральных государственных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО, а также предоставлять ежегодную отчетность в соответствии с выбранным планом и темой.

Данные рекомендации разработаны в помощь педагогам. Материал содержит основные аспекты самообразования, требования к оформлению документации по самообразованию, рекомендации по выбору тем и представления результатов.

1. Самообразование педагога в соответствии с ФГОС ДО

Суть самообразования – это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.

Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, как:

• Анализ возрастных особенностей группы;

• Выявление проблем;

• Внедрение новейших педагогических разработок в практическую деятельность;

• Организация учебно-воспитательного процесса с учетом развития технологий и актуальных требований общества.

Формы самообразования педагога детского сада.

Самообразование воспитателя дошкольного учреждения – многогранная и разноплановая деятельность, которая реализуется в различных формах.

Выделим основные из них:

• Работа с современными нормативными документами, связанными с разными аспектами дошкольного воспитания;

• Проработка методической литературы по своей теме, включая чтение специальных журналов по вопросам воспитания дошкольников (например, «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч»);

• Освоение новейших педагогических технологий, классических и инновационных программ, знакомство с передовым опытом других дошкольных учреждений;

• Личностное самосовершенствование.

Самообразование воспитателя соотносится с государственными нормами и предполагает ведение определенной документации. Педагог заводит методическую папку, куда собирает полезные статьи по выбранной теме, интересные конспекты проведения непрерывной образовательной деятельности, образцы художественной литературы (если с ней связана тема, загадки, фотографии с мероприятий и т. д.

Обязательно разрабатывается план работы по самообразованию на год : это помогает оптимально организовать будущую деятельность, привести ее в стройную систему. В обязанности педагога также входит регулярное заполнение им папки по своему самообразованию. Так делаются заметки о проведенных мероприятиях:

• С воспитанниками (например, образовательная деятельность);

• С родителями (оформление памяток, стендов, подготовка консультаций);

• С педагогами (доклад на педсовете и т. п.);

• О других компонентах процесса самообразования (например, воспитатель прочел определенную книгу по теме, приобрел наглядное пособие, посетил мероприятие).

Кроме годового плана, есть также перспективный план по самообразованию, где тезисно расписывается работа по определенной теме на несколько лет вперед.

Необходимо отметить, что самообразование не следует воспринимать лишь как заполнение тетрадей, планов, подготовку консультаций, оформление стендов и т. д. В первую очередь это стимуляция профессионального роста, а также личностного развития педагога.

2. Требования к оформлению документации по самообразованию

Документацию по самообразованию необходимо оформить в папку-скоросшиватель, определив следующие разделы:

№/№ Содержание

1 Титульный лист.

На титульном листе должно быть (приложение 1.) :

- Полное наименование дошкольного учреждения (Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 68 Кировского района Санкт-Петербурга). Должно соответствовать уставу

- Заголовок (например,

План по самообразованию Ивановой Иванны Иванновны, воспитателя первой квалификационной категории)

Тема: Развитие творческих способностей детей через различные формы изобразительной деятельности

- Место разработки: Санкт-Петербург, 2020 (внизу страницы посередине)

2 Содержание

3 Далее указываются:

Тема

Актуальность (почему данную проблему нужно изучать в настоящее время, насколько она важна и значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся)

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать реальные особенности.

Цель работы (это то, что необходимо получить или показать в результате работы).

Задачи работы (пути достижения поставленной цели; ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение)

Ожидаемые результаты.

4 План работы (составляется на учебный год – Приложение № 2)

5 Практический выход темы (представление материала)

Применение полученных знаний на практике воспитатель может представить такими способами:

Провести открытое занятие (коллективный просмотр);

Подготовить (участвовать/провести семинар);

Провести мастер-класс для педагогов по указанной теме;

Оформить папку-передвижку;

Составить сборник консультаций для родителей;

Составить отчет о проделанной работе за учебный год.

6 Список литературы

В конце плана нужно указать литературные источники по стандартному библиографическому принципу: автор пособия, название, год издания, издательство – для каждого пункта в списке.

7 Отчет о работе за год

3. Этапы по самообразованию

1. Информативно-подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

Включает в себя:

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

2. Практический этап.

На данном этапе педагог может :

Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.

Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.

Разработка конспектов занятий.

Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

Подготовить консультации по теме.

Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составлению календарно-тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся.

Разработать проект.

Разработать опросники для диагностирования обучающихся.

Создать фотоальбом или презентацию по проблеме, над которой работает педагог.

Создать собственные методические пособия, атрибуты.

3. Итоговый отчет.

Формы отчета:

Презентация проекта

Выступление на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и

Мастер-классы.

Участие в конкурсах «Педагог года», «Сотрудник года».

Внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий.

Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме).

Неделя педагогического мастерства.

Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.

Выставки работ педагогов и детей по темам самообразования.

4. Выбор темы самообразования воспитателя детского сада

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углубленно заниматься проблемой, решение которой вызывает определенные затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

Изучение учебной и научно-методической литературы;

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

Изучение новых программ и педагогических технологий;

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

Повышение общекультурного уровня.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

• Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

• Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

• Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

• Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески работающих педагогов :

• Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

• Проявление творческого потенциала педагога;

• Пропаганда своих достижений;

• Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов после курсов переподготовки воспитателей:

• Овладение методикой работы с детьми;

• Адаптация к педагогической деятельности;

Воспитатель выбирает тему для самообразования, учитывая свой индивидуальный опыт и уровень профессионального развития. Она всегда должна быть направлена на какой-то конкретный результат, поднимающий процесс воспитания и обучения на качественно новый уровень.

Выбранная тематика должна при этом быть актуальной, а работа по самосовершенствованию – органично вливаться в педагогический процесс всего дошкольного учреждения.

Обобщив вышесказанное, можно обозначить следующие направления в тематике для самообразования :

• Какая-либо из актуальных годовых задач дошкольной организации;

• Вопрос, вызывающий у воспитателя трудности;

• Углубление знаний и расширение уже имеющихся навыков педагога. Кроме того, тему нужно выбирать с учетом возрастных особенностей группы воспитанников, с которыми работает педагог.

Например, для воспитателя будут актуальны следующие темы (примеры) :

Группа раннего возраста и младшая группа:

• Внедрение интерактивных методов в воспитательной работе в детском саду;

• Инновационные методики раннего развития;

Интегрированные занятия в младшей группе: аспекты подготовки и методика проведения;

• Экологическое воспитание детей трех-четырех лет;

• Воспитание детей средствами устного народного творчества в воспитательном процессе в младшем дошкольном возрасте;

• Развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного возраста;

• Природа - средство воспитания младших дошкольников;

• Нетрадиционные техники в работе с младшими дошкольниками;

• Формирование у младших дошкольников ключевых навыков самообслуживания;

• Развитие в младшей группе представлений о неживой природе (различные природные явления, сезонность, время суток);

• Формирование у младших дошкольников ключевых культурно-гигиенических навыков.

Средняя группа:

• Театрализованная деятельность;

• Формирование стремления к здоровому образу жизни у дошкольников;

• Эмоционально-личностная сфера воспитанников средней группы ДОУ;

• Развитие речи – эффективное средство познания окружающего мира;

• Нетрадиционные техники рисования на занятиях;

• Воспитание любознательности (в процессе общения, игровой и трудовой деятельности);

• Развитие познавательной активности средствами математики;

• Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений.

Старшая группа:

• Развитие связной речи воспитанников старшей группы;

• Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством национально-регионального компонента;

• Дидактическая игра как средство логопедической работы в старшей группе;

• Использование личностно-ориентированной модели в обучении детей старшего дошкольного возраста;

• Формирование представлений о своей малой родине у воспитанников старшей группы;

• Обучение детей пяти-шести лет элементарному анализу литературного произведения;

• Традиционные техники рисования на занятиях с детьми старшей группы;

• Приемы развития навыков безопасной жизнедеятельности в старшей группе;

• Обучение воспитанников старшей группы перескажу художественных произведений.

Подготовительная группа:

• Процесс обучения грамоте в подготовительной группе;

• Развитие экологической культуры старших дошкольников;

• Основы нравственного воспитания;

• Формирование познавательной активности и вербального общения через ознакомление воспитанников подготовительной группы детского сада с иностранным языком;

• Правовое воспитание воспитанников;

• Нетрадиционные техники рисования на занятиях с воспитанниками;

• Формирование предпосылок учебной деятельности у воспитанников;

• Ознакомление воспитанников с биоценозом лесов, полей, лугов, водоемов;

• Формирование у воспитанников представлений о космосе;

• Использование здоровьесберегающих технологий при работе с воспитанниками;

• Преемственность детского сада и школы;

• Обучение творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи в подготовительной группе.

Сформулировать тему самообразования педагогу поможет опорная таблица (Приложение № 3)

5. Представление результатов и их применение на практике.

Деятельность не имеет особого смысла, если не приводит к конечному продукту либо достижениям. Ценность знаний, полученных в ходе самообразования, заключается в их использовании на практике (практический выход). Это мастер-классы для других специалистов, открыты просмотры, различные проекты, ведение кружков, развлекательно-познавательные мероприятия. Также сюда относится составление картотеки (художественных произведений, опытов, альбома (например, по нетрадиционному рисованию, организация выставки работ воспитанников. Помимо этого, к практическим результатам относятся рефераты, доклады, консультации для родителей и коллег.

Анализ процесса самообразования можно выстроить по следующему алгоритму:

Указать тему самообразования;

Какие цели и задачи были поставлены;

Как план самообразования сочетался с задачами ДОУ;

Реализован ли план по самообразованию. В какой степени?

Какая литература была изучена: психологическая, педагогическая, научная и т. д. ;

Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования;

Была ли проведена исследовательская работа (если планировалась);

Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшим воспитателем и др.);

Практические результаты деятельности по самообразованию;

Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.

Постановка новых задач.

Заключение.

Работа воспитателя, связанная исключительно с развитием и обучением детей, предполагает постоянное самообразование и самосовершенствование. Этот процесс, прежде всего, должен представлять собой творческий поиск, а не сводиться к отчетам.

Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить свои знания, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с обучающимися и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. В результате такой целенаправленной деятельности растет педагогическое мастерство и появляется дополнительный стимул к работе.

Банк данных по электронным образовательным ресурсам в помощь педагогам по самообразованию

1. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - https://window.edu.ru

Нормативно-правовая база

2. «Конвенция оправах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990) – https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 9959/

3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2014 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)https://consultant.ru/document/cons doc LAW 154637/

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) - https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/

Психолого-физиологические основы развития

5. Азбука воспитания – https://azbyka.ru/deti/1/fizicheskoe-razvitie-rebenka/fizicheskoe-razvitie

6. Детская психология https://www.childpsy.ru/

7. Дошкольники. org/ психология – https://do shkolniki.org/psixologiya.html

8. Дошколята – https://doshkolyata.com.ua (сайт о воспитании детей)

9. Журнал «Логопед» - https://logoped-sfera.ru/

10. Логопед. БШ – https://www.logoped.ru/ (о развитии и коррекции речи детей)

11. Методики. БШ – https://www.ucheba.com/met rus/k psihologiya/title main.htm (психология)

По образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие

12. https://playroom.com.ru - Детская игровая комната.

13. https://www.babylib.by.ru - ‹‹Библиотека маленького гения››. О раннем развитии детей и развивающих игрушках. Пособия Зайцева, Никитина, Монтессори.

14. https://www.solnet.ee - Детский портал ‹‹Солнышко››

15. https://detskiy-mir.net - ‹‹Детский мир››. Веселый детский сайт. Программа ‹‹Раскраська!›› поможет превратить рисунки для раскрашивания в шедевры, выучить азбуку и цифры, создавать свои рисунки и весело, с пользой проводить время.

Познавательное развитие

16. https://www.detgazeta.ru - https://www.detgazeta.ru - ‹‹Детская газета››

17. https://vip.km.ru/Megabook/child/index.asp - Энциклопедия vip.km.ru : ‹‹Универсальная энциклопедия››, ‹‹Детская энциклопедия››, ‹‹Энциклопедия популярной музыки››, ‹‹Энциклопедия животных››, ‹‹Энциклопедия кино››, ‹‹Энциклопедия кулинарии››, ‹‹Автомобильная энциклопедия››, ‹‹Туристический атлас мира››, ‹‹Энциклопедия спорта››, ‹‹Энциклопедия здоровья››.

18. https://www.merrypictures.ru/last_vk - ‹‹Веселые картинки››

19. https://www.unnaturalist.ru/index.php - ‹‹Юный натуралист››

Речевое развитие

20. https://www.kindereducation.com - ‹‹Дошколенок››. Обучение и развлечение дошколят. Развитие речи, детская психология

21. https://www.cofe.ru/read-ka - ‹‹Почитай-ка››. Сказки, стихи, головоломки, рассказы, загадки, факты из жизни ученых.

22. https://s-marshak.ru – ‹‹Недописанная станица – Самуил Маршак›› Сайт о жизни и творчестве С. Я. Маршака

23. https://www.bazhov.ru/ – Павел Петрович Бажов

Художественно-эстетическое развитие

24. https://www.museum.ru – Каталог музеев

25. https://www.merrypictures.ru/last_eskiz - ‹‹Эскиз››. Журнал об искусстве для детей.

26. https://www.sky-art.com/andersen/index.htm - Небесное искусство. Ханс Кристиан Андерсен. Иллюстрации к произведениям писателя

27. https://www.kostyor.ru – Детский литературно-художественный журнал ‹‹Костер››

Физическое развитие

28. “Танцевальная ритмика”, “Олимпийские танцы” Т. И. Суворова; “Ритмическая мозаика” А. И. Буренина, “Са-Фи-Дансе” Е. Г. Сайкиина, Ж. Е. Филирева

29. CD - диск: Прыг-Скок. Дыхательная и двигательная гимнастика для детей от 3-х до 5-и лет. – ООО Эврика фильм, Москва

30. Физинстуктор. ру https://fizinstruktor.ru/

31. Ребенок в детском саду https://deti-club.ru

Воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста.

32. Всероссийское сетевое издание «Дошкольник. РФ»

33. Дошкольный возраст/воспитание дошкольников – https://doshvozrast.ru (методические материалы, работа с родителями, правовое воспитание, игровая деятельность, оздоровительная деятельность, проведение праздников)

34. Информационный портал «Раннее развитие детей» - https://www.danilova.ru (презентации для детей)

Приложения:

Приложение 1,2 Форма плана по самообразованию педагога

Приложение 3 Опорная таблица для формулирования целей, задач, темы по самообразованию

Приложение 1

Пример титульного листа

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 68 Кировского района Санкт-Петербурга

План по самообразованию

Ивановой Иванны Ивановны

Воспитателя Первой квалификационной категории

Тема: «Развитие творческих способностей детей через различные формы изобразительной деятельности»

Санкт-Петербург

2020

Этапы работы по самообразованию :

1. Информационно - подготовительный этап (вводно-ознакомительный)

Включает в себя:

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы;

Изучение периодической печати;

Посещение библиотек;

Знакомство с работами других педагогов;

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

2. Практический этап

На данном этапе педагог может :

Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает;

Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования;

Разработка конспектов занятий;

Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей;

Подготовить консультации по теме;

Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление календарно-тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся;

Разработать проект;

Разработать опросники для диагностирования обучающихся;

Создать фотоальбом или видеролик по проблеме, над которой работает педагог;

Создать собственные методические пособия, атрибуты;

Участвовать в работе конференций, семинаров.

3. Итоговый этап (отчет)

Формы отчета:

Презентация проекта;

Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта;

Мастер-классы;

Участие в конкурсах «Педагог года»;

Внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий;

Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме);

Неделя педагогического мастерства;

Анализ взаимопосещений, видеороликов;

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС» Уважаемые коллеги! На сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Сегодня мне хотелось поделиться.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Самообразование педагога Самообразование – это целенаправленная работа каждого из нас по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся.

Самообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикумаСамообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикума Самообразование педагога. Отчет о посещение семинара-практикума. 11 октября 2016 года я посетила городской семинар-практикум «Информационная.

Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет)Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет) Самообразование педагога «Посещение семинара – практикума»(фотоотчет) «Если не умеешь говорить – учись читать» итальянский гумманист Л. Помпоний.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Самообразование «Игра как средство общения дошкольников» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование педагога в ДОУ
Опубликовано: 25 ноября 2020 в 20:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование педагога в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Анна Буркова (УИ 765789) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД