Андреева Галина
Самообразование «Пальчиками играем, речь развиваем»
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Публикация «Самообразование „Пальчиками играем, речь развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна. Самые простые:
1. Массаж ладошек
2. Ладушки
3. Разрывание бумаги
4. Перелистывание страниц
5. Бусы
6. Вкладыши-мисочки
7. Крупы
8. Баночки с крупами
9. Рисование на песке
10. Завинчивание крышек
11. расстегивание и застёгивание пуговиц,шнуровка
12 Лепка
13. Рисование и раскрашивание
14. Собирание мозаик и паззлов
На первом этапе необходимо изучить литературу
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. : Астрель, 2009. - 143 с.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПБ. : Литера, 2005. - 220 с.
6. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на
развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». – М. : ЭКСМО, 2004.
9. Плутaeвa E. - 2011. - № 3. - с. 28-35
10. Узорова О. В. Игры с пальчиками. - М. : Астрель, 2008. - 154 с.
На втором этапе необходимо привлечь родителей к данной проблеме.
Организовать мастер-класс "Развиваем мелкую моторику дома"," Игры из бросового материала для развития мелкой моторики"
Наглядная агитация " Для чего необходимо развивать мелкую моторику"
" Самомассаж для рук и кистей дома"," Пальчиками играем,речь развиваем"
" Лепим дома",
Третий этап Копилка педагога : " Картотека пальчиковых игр" ,"Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук. "," Картотека по пластилинографии в группе раннего возраста "
"Картотека конспектов занятий по нетрадиционной технике рисования", "Картотека детских сюжетных песен " ,изготовленние игр своими руками для детей раннего возраста.
Планирование,работа над реализацией плана.
Повторное анкетирование. Итоговое мероприятие с родителями.