Виктория
Самообразование на тему «Формирование нравственного воспитания у детей разновозрастной второй младшей-средней группы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Шемуршинский детский сад “Аленушка”
Шемуршинского района Чувашской Республики
План по самообразованию
На тему :
«Формирование нравственного воспитания у детей разновозрастной – второй младшей, средней группы»
Составитель: Емельянова В. Ю.
2021г.
Содержание
1. Актуальность …. …3
2. Цель и задачи …. ….3
3. Участники и возраст участников …. …. 4
Публикация «Самообразование на тему „Формирование нравственного воспитания у детей разновозрастной второй младшей-средней группы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
4. Сроки реализации…. 4
5. Ожидаемый результат…. …. 5
6. План работы кружка…. …5
7. Материально-технический ресурс….…8
8. Литература….…. 9
9. Приложения…. ….10
1. Актуальность.
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно - значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.
Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета, а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы, то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм.
В процессе развития личность проходит периоды особой открытости определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является дошкольное детство. Этот этап является наиболее сензитивным для формирования данной готовности, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка-дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.
Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы нравственного воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования. Также недостаточно изучены и выявлены возможности и особенности реализации индивидуального подхода к детям в процессе соответствующей педагогической работы.
Вычленение проблемы нравственного воспитания современных дошкольников посредством игры из общего тематического поля исследований, позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику педагогической работы с детьми в ДОУ.
Игра оказывает огромное влияние на личность ребёнка. Игра ведущая деятельность детей является великолепной формой организации их жизни. Дети, которые много играют, растут более организованными, дисциплинированными. Через игру можно влиять на поведение ребёнка, на его взаимоотношение с детьми. Но следует помнить, что игра воспитывает только тогда, когда в своей основе имеет нравственное содержание. Одно дело, если ребёнок отображает в игре заботливое отношение к игрушке, другое, если в той же игре грубо обращается с ней. Поэтому организуя игровую деятельность детей, нужно позаботиться о том, чтобы она была содержательной и воспитывающей.
Игра – своеобразная школа для ребёнка. Он принимает определённые роли в игре, что воздействует на развитие различных чувств: доктор – внимателен и чуток; мама – добрая и заботливая; учительница – умная и требовательная. И если ребёнок берёт на себя одну из этих ролей, то, вживаясь в образ, он искренне переживает. Именно поэтому важно, чтобы ребё нок брал на себя положительные роли: игра должна будить в нем добрые чувства. Только в этом случае она оказывает благотворное влияние. Поэтому важно особое внимание уделять играм и их значению в формировании нравственных качеств личности ребёнка.
2. Цель и задачи:
Цель:
создание комплексной системы по воспитанию нравственных основ, формирование ответственности у детей и родителей.
Задачи:
- изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу по вопросу нравственного воспитания;
- развивать у детей этические нормы поведения;
- формировать у детей и родителей осознанного отношения к воспитанию доброты, толерантности, уважения;
- привлечение родителей к организации воспитательной работы с детьми
- повысить педагогические знания родителей в вопросах нравственного воспитания детей.
3. Участники проекта и возраст участников
Участниками являются дети, воспитатели и родители. Возраст участников 3-5 лет.
4. Сроки реализации
Долгосрочный. С 1.09. 2021 по 25.05.2022 г.
5. Ожидаемый результат
- создание образовательной среды формирующей нравственно-развитую личность;
- положительная динамика.
6. План работы
Подготовительный этап:
1. Изучение литературы по нравственному воспитанию.
2. Принимать участие в семинарах, вебинарах, научно-практических конференциях.
3. Принимать участие в обмене опытом.
4. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
5. Составление плана работы по самообразованию.
6. Подбор материала, изучение методической литературы, необходимой для работы с детьми и родителями на тему : «Нравственное воспитание в ДОУ».
7. Составление картотеки «Пословицы и поговорки о семье»
Основной этап.
Работа с педагогами:
Сентябрь Составление картотеки «Пословицы и поговорки о семье».
Октябрь-Апрель
Оформление и пополнение патриотического уголка;
Создание дидактической пособии «Копилка добрых дел»;
Создание пальчикового театра «Семья»;
Создание картотеки «Спортивные игры»;
Создание дидактической игры «Вежливость»;
Создание дидактической пособии «Уголок труда».
Май Самоанализ о проделанной работы на педсовете по теме самообразования «Нравственное воспитание в ДОУ».
Работа с воспитанниками :
Сентябрь Беседа: "Что такое дружба";
Д/ игра: «Волшебный шар»;
Д/ у: «Розовые очки».
Октябрь Гимнастика для глаз «Помоги другу»;
Чтение русской народной сказки «Иван Царевич и серый волк».
Ноябрь Проведение дидактических игр: «Наш детский сад», «Наша страна», «Расскажи о своей семье», «Назови ласково».
Декабрь Беседа: «С кем я дружу»;
Сюжетно – ролевые игры «У нас гости», «Дочки – матери».
Январь Беседа: «Добрые дела»;
Проведение подвижных игр: «Бубенцы», «Фанты», «Мячик к верху», «Делай, как я!», «Колыбель», «Молчанка», «Сосед, подними руку», «Змейка», «Дракон».
Февраль Чтение сказок «Крылатый, мохнатый, да масленый», «Зимовье зверей»;
Беседа: «Я и мой папа».
Март Изготовление подарков к международному женскому дню; Выставка творчества для родителей «Мамины руки не для скуки»;
Беседа: «Моя мама, лучшая на свете».
Апрель Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», Житкова «На льдине»;
Проведение дидактических игр: «Объясни, зачем?», «Нужно – нельзя», «Как можно?», «Объятия», «Пирамида любви».
Май «Природа – мать, ее надо любить»
Рассматривание картин «Природа нашего города»;
П/игра «Соблюдаем чистоту на участке»;
П/игра «Птенчики»;
Д/игра «Можно - нельзя»
Работа с родителями:
Сентябрь Составление картотеки «Пословицы и поговорки о семье»
Октябрь Консультация для родителей «Как воспитать доброго ребенка»;
Смотр среди родителей «Делай добро птицам» 1. Создание картотеки «Добрые игры»;
Создание дидактической пособии «Копилка добрых дел».
Ноябрь Памятка для родителей: «О воспитании доброты в детях»;
Выставка детского творчества «Милая мамочка».
Декабрь Консультация для родителей: «Будем добры».
Январь Памятка для родителей: "Нравственное воспитание".
Февраль Выставка рисунок «Подарок папе»;
Создание картотеки «Спортивные игры».
Март Литературный вечер «Люблю маму»;
Создание дидактической пособий «Как я помогаю маме»
Апрель Создание красной книги
Май Консультация для родителей: «Семейные традиции: культура общения».
1. Материально-технический ресурс
- Литература по данной теме;
- Картотека игр, картотек, подвижных игр и т. д. ;
- Дидактические игры;
- Художественная литература.
8. Используемая литература:
1. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы» М. 2008
2. Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду» М. 2006
3. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» №7,9; 2017г.
4. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» №1,4.; 2018г.
5. Журнал «Ребёнок в детском саду» №1.; 2018г.
6. Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет». М. 2012
7. Шорыгина Т. А. «Беседы о хорошем и плохом поведении». М. 2014
8. Мосалова Л. Л. // Я и мир: Конспект занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. СПб. 2010
9. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника : Кн. Для воспитателя дет. сада. М. 1987
10. Ашиков В. Еще раз о воспитании // Дошкольное воспитание. 2005
11. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. 2006
12. Методика воспитательной работы. / Под ред. Сластенин В. А. М. 2002
13. Интернет ресурсы.