Суконкина Мария
Самообразование «Формирование познавательной активности дошкольников посредством знакомства с историей родного края»
▼ Скачать +Заказ
Перспективный план работы по самообразованию
Первый этап. Выявление проблемы, теоретическое изучение вопроса.
1. Изучение научно-методической литературы.
2. Изучение современных форм работы, технологий.
3. Изучение опыта работы воспитателей, информации по теме посредством интернет сообществ педагогов (maam.ru, nsportal.ru и др.)
4. Изучение статей в журналах по данной теме.
5. Знакомство с передовым педагогическим опытом других педагогов по данной теме.
6. организация кружковой деятельности «Тигренок» (краеведение)
Публикация «Самообразование „Формирование познавательной активности дошкольников посредством знакомства с историей родного края“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Второй этап. Практический
1. Проведение специальной диагностики по определению уровня сформированности представлений о родном крае.
2. Разработка методического комплекса по теме самообразования.
3. Создание развивающей среды в группе.
4. Подготовка консультаций для педагогов и родителей –
5. Изготовление пособий и дидактических игр.
6. Изготовление лэпбуков по теме самообразования.
7. Внедрение разработанного комплекса в образовательную деятельность с детьми.
8. Оформление папок-передвижок для родителей
Третий этап. Обобщающий.
1. Систематизация и обобщение накопленного опыта работы.
2. Досуг для детей и родителей.
3. Проведение открытого занятия.
4. Проведение мастер-класса для педагогов
Методическая работа
Формы работы Сроки
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой
Сентябрь
Создание предметно-развивающей среды по изучению истории и культуры родного края
В течение года
Кружковая деятельность
Еженедельно
Подготовка консультации для родителей «Семья – главный воспитатель высоконравственного ребёнка», «С чего начинается родина», «Народные праздники России», «Мой дом, мой город», «Воспитание любви к родному краю».
В течение года
Подготовка консультации для педагогов «Нужно ли знакомить дошкольников с историей и культурой родного края».
Ноябрь
Подготовка консультации для педагогов «Знакомство детей с родным краем».
Февраль-март
Подготовка анкет для родителей по темам «Родной свой край мы любим и знаем», «Моя малая родина».
Октябрь-апрель
Подготовка и проведение досуг для детей и родителей Поле Чудес по теме «Как жили наши предки».
Апрель
Подготовка и проведение НОД по теме «Мама и Родина очень похожи …»
Май
Работа с родителями
Формы работ Сроки
Привлечение родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
В течение года
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
В течение года
Папки-передвижки для родителей «С чего начинается Родина» «Что такое государственная символика» «Азбука патриотизм» «Наше отечество» «Наша родина Россия».
В течение года
Консультация для родителей «Семья – главный воспитатель высоконравственного ребёнка» «С чего начинается родина» Квест-игра «Народные праздники России» «Мой дом, мой город» «Воспитание любви к родному краю».
В течение года
Викторина для родителей «Родной свой край мы любим и знаем» «Моя малая родина».
Октябрь-апрель
Содержание работы над темой самообразования
№ Содержание работы
Источники
Ожидаемые результаты
1 ФГСО ДО в современных технология по изучению истории родного края
Методическая литература ресурсы интернета Повышение качества образовательной деятельности
2 Знакомство с новыми педагогическими технологиями в условиях доступной среды
Периодические издания методическая литература ресурсы интернета Разработка новых форм, приемов воспитательнообразовательного процесса
3 Создание творческой лаборатории
Методическая литература Дидактические, развивающие игры
4 Совершенствование знаний в области изучения истории родного края
Методическая литература, интернет источники Повышение качества проведения образовательной деятельности с детьми
5 Знакомство с новыми формами, методами и приемами по изучению истории родного края для дошкольников
Обмен опытом с коллегами посещение по МО теме Анализ и самоанализ деятельности
6 Подготовка и проведение ОД по теме «Предметы русской старины»
Методическая литература Интернет
Актуальность
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования. Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Цель и задачи
Цель: повышение собственного уровня знаний и развитие у детей дошкольного возраста нравственно- патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи: развивать познавательный интерес к изучению родного города, края. Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре.
Способствовать социализации воспитанников, развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формировать у детей желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, обогащать речь и словарный запас. Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
Изучить научно-методическую литературу по данному вопросу. Систематизировать методический и дидактический материал по ознакомлению с родным городом.
Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе.
Повысить уровень компетентности родителей по данной проблеме через организацию взаимодействия ДОУ и семьи.
Разработать перспективный план по краеведению.
Ожидаемые результаты
Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному городу, краю.
Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников.
Рост профессионального мастерства, умение оказать практическую помощь коллега.