Любовь Пахтусова
План по самообразованию «Сказка как средство развития речи детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию на тему :
«Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет»
Воспитатель: Пахтусова Л. М.
Проблема: В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.
Публикация «План по самообразованию „Сказка как средство развития речи детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу.
Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи:
- Способствовать развитии умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения, обогащение словаря;
- Развивать умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку, представления об окружающем мире;
- Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству, побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
План работы с родителями
Анкетирование "Сказка в воспитание ребенка".
Наглядная педагогическая информация Папка-передвижка "Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников".
Памятка "Как выбрать полезную сказку для детей.
Консультации "Расскажи мне сказку мама";
"Сказка в жизни ребенка";
«Как развивать речь во время совместной прогулки»
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов Выставка: (рисунки) на тему: «Рисуем любимые сказки»
Перспективный план работы с детьми
Сентябрь 1. Чтение сказки колобок. Цель: совершенствовать устную речь детей.
2. Пальчиковая игра "Колобок". Цель: стимулировать формирование речи, внимания, памяти, ловкости и гибкости пальцев рук.
3. Подвижная игра "Колобок". Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на игру по знакомой сказке.
4. Коллективная работа. Рисование сказки "Колобок". Цель: Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
Октябрь 1. Рассказ сказки "Теремок". Цель: учить воспроизводить диалоги персонажей.
2. Показ пальчикового театра "Теремок". Цель: формирование творческих способностей и речевой активности детей через театрализованную деятельность.
3. Отгадывание загадок по сказке "Теремок". Цель: Активизировать речь детей во время отгадывания загадок.
4. Рассматривание иллюстраций к сказке. Цель: Учить детей внимательно следить за сюжетом сказки и активно участвовать в рассказывании ее.
5. Просмотр мультфильма "Теремок". Цель: Обратить внимание детей на то, как повел себя медведь. Дать оценку поступку медведя. Пословица «Сделал худо – не жди добра»
Ноябрь 1. Чтение сказки "Маша и медведь". Цель: продолжать формировать у детей умение внимательно слушать сказку; учить отвечать на вопросы взрослого полным предложением.
2. Рассказывание детьми сказки «Маша и медведь». Цель: Закрепить умение детей пересказывать сказки выразительно, последовательно, опираясь на мнемотаблицу.
3. Подвижная игра «У медведя во бору». Цель: Формирoвать навыки двигательной активности детей, сoвмещая с познавательно-исследoвательской, коммуникативной деятельнoстью.
4. Пальчиковая гимнастика «Машина каша». Цель: Формировать умение сочетать движения с соответствующими словами в стихотворении.
5. Раскрашивание медведя. Цель: Продолжать учить осваивать примеры рисования (круглых и овальных форм, закрашивать их круговыми движениями, аккуратно, не выходя за пределы контура.
Декабрь 1. Чтение сказки "Лисичка -сестричка и серый волк". Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк»; продолжить формировать умение отвечать на вопросы по тексту полными предложениями.
2. Дидактическая игра " Из какой сказки герой". Цель: развивать память, закреплять знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке
3. Работа по составлению сказки по сюжетным картинам. Цель: Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя; пополнять и активизировать словарный запас детей.
4. Инсценировка сказки : «Лисичка–сестричка и серый волк». Цель: Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
Январь 1. Чтение сказки "Гуси-лебеди". Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Гуси – лебеди». Способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление с устным народным творчеством.
2. Дидактическая игра выложи сказку "Гуси-лебеди". Цель: Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.
3. Рисование сказки "Гуси-лебеди" нетрадиционным способом. Цель: Закрепить знания детей по содержанию сказки. Научить рисовать лебедей с помощью ладошек.
4. Рассматривание иллюстраций к сказке. Цель: Учить детей внимательно следить за сюжетом сказки и активно участвовать в рассказывании ее.
5. Показ настольного театра "Гуси-лебеди". Цель: формирование творческих способностей и речевой активности детей через театрализованную деятельность.
Февраль 1. Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Цель: Познакомить детей с р. н. с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», помочь понять содержание, выделить основных героев, охарактеризовать их.
2. Беседа по прочитанному произведению ««Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Цель: Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, воспитывать культуру речевого общения.
3. Рисование эпизода из сказки ««Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Цель: Развивать творческие способности детей, воспитывать интерес к устному народному творчеству.
4. Дидактическая игра «Сказочный мяч». Цель: Развивать связную речь детей, творческое мышление. Ход: Дети стоят в кругу. У одного из детей в руках мяч. Он бросает мяч любому ребенку и называет сказочного героя. Например, гуси-лебеди. Тот, кто поймал, должен назвать действие этого героя. Например, летят. Затем он должен назвать любого другого сказочного героя и бросить мяч другому, который назовет действие героя.
Март 1. Прослушивание сказки "Петушок и бобовое зернышко". Цель: закрепить знания о русских народных сказках, развивать речь, память, воображение в процессе знакомство со сказкой "Петушок и бобовое зернышко".
2. Отгадывание загадок про героев сказки. Цель: закрепление знаний
у детей о любимых сказочных персонажах.
3. Конструирование из бумаги. Цель: научить детей приемам складывания бумаги пополам для изготовления петушка, срезать уголок квадратика для получения круга.
Апрель 1. Чтение сказки "Лиса-лапотница". Цель: Развитие связной речи.
2. Упражнение "Какая?". Цель: формирование навыка подбора прилагательных по смыслу, согласования их с существительными. Лиса Какая? хитрая.
3. Отгадывание загадок про героев сказки. Цель: Закрепление знаний у детей о любимых сказочных героях.
4. Рассматривание иллюстраций к сказке. Цель: Учить детей внимательно следить за сюжетом сказки и активно участвовать в рассказывании ее.
5. Аппликация "Лисичка". Цель: Познакомить детей с новым
приё мом работы с бумагой: обрыванием.
Май 1. Прослушивание сказки "Красная шапочка". Цель: Познакомить детей со сказкой Ш. Перро «Красная Шапочка».
2. Пересказ сказки по опорным картинкам. Цель: Учить ребёнка последовательно пересказывать услышанное по опорным картинкам.
3. Показ настольного театра "Красная Шапочка". Цель: формирование творческих способностей и речевой активности детей через театрализованную деятельность.
4. Дидактическая игра "Бабушкины пирожки". Цель: развитие связной речи, развитие умения согласовывать
прилагательные и существительные
4. Дидактическая игра "Бабушкины пирожки". Цель: развитие связной речи, развитие умения согласовывать
прилагательные и существительные
4. Дидактическая игра "Бабушкины пирожки". Цель: развитие связной речи, развитие умения согласовывать
прилагательные и существительные
4. Дидактическая игра "Бабушкины пирожки". Цель: Развитие связной
речи, развитие умения согласовывать прилагательные и существительные.
5. Лепка "Пирожки для любимой бабушки". Цель: Вызвать желание помочь лепить пирожки, применяя разные приемы лепки.
Список используемой литературы
1. Аникин В. П. Русская народная сказка, Пособие для воспитателей, -М. : Просвещение, 1977г.
2. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи с детьми» М. : Просвещение, 2004.
3. Гурович Л. М. «Ребенок и книга» Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002.
4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольника, Дошкольное воспитание -2005
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994