МААМ-картинки

План по самообразованию «Сказка как средство развития речи детей 4–5 лет»

Любовь Пахтусова
План по самообразованию «Сказка как средство развития речи детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

План по самообразованию на тему :

«Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет»

Воспитатель: Пахтусова Л. М.

Проблема: В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.

Публикация «План по самообразованию „Сказка как средство развития речи детей 4–5 лет“» размещена в разделах

Актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу.

Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.

Задачи:

- Способствовать развитии умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения, обогащение словаря;

- Развивать умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку, представления об окружающем мире;

- Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству, побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

План работы с родителями

Анкетирование "Сказка в воспитание ребенка".

Наглядная педагогическая информация Папка-передвижка "Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников".

Памятка "Как выбрать полезную сказку для детей.

Консультации "Расскажи мне сказку мама";

"Сказка в жизни ребенка";

«Как развивать речь во время совместной прогулки»

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов Выставка: (рисунки) на тему: «Рисуем любимые сказки»

Перспективный план работы с детьми

Сентябрь 1. Чтение сказки колобок. Цель: совершенствовать устную речь детей.

2. Пальчиковая игра "Колобок". Цель: стимулировать формирование речи, внимания, памяти, ловкости и гибкости пальцев рук.

3. Подвижная игра "Колобок". Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на игру по знакомой сказке.

4. Коллективная работа. Рисование сказки "Колобок". Цель: Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.

Октябрь 1. Рассказ сказки "Теремок". Цель: учить воспроизводить диалоги персонажей.

2. Показ пальчикового театра "Теремок". Цель: формирование творческих способностей и речевой активности детей через театрализованную деятельность.

3. Отгадывание загадок по сказке "Теремок". Цель: Активизировать речь детей во время отгадывания загадок.

4. Рассматривание иллюстраций к сказке. Цель: Учить детей внимательно следить за сюжетом сказки и активно участвовать в рассказывании ее.

5. Просмотр мультфильма "Теремок". Цель: Обратить внимание детей на то, как повел себя медведь. Дать оценку поступку медведя. Пословица «Сделал худо – не жди добра»

Ноябрь 1. Чтение сказки "Маша и медведь". Цель: продолжать формировать у детей умение внимательно слушать сказку; учить отвечать на вопросы взрослого полным предложением.

2. Рассказывание детьми сказки «Маша и медведь». Цель: Закрепить умение детей пересказывать сказки выразительно, последовательно, опираясь на мнемотаблицу.

3. Подвижная игра «У медведя во бору». Цель: Формирoвать навыки двигательной активности детей, сoвмещая с познавательно-исследoвательской, коммуникативной деятельнoстью.

4. Пальчиковая гимнастика «Машина каша». Цель: Формировать умение сочетать движения с соответствующими словами в стихотворении.

5. Раскрашивание медведя. Цель: Продолжать учить осваивать примеры рисования (круглых и овальных форм, закрашивать их круговыми движениями, аккуратно, не выходя за пределы контура.

Декабрь 1. Чтение сказки "Лисичка -сестричка и серый волк". Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк»; продолжить формировать умение отвечать на вопросы по тексту полными предложениями.

2. Дидактическая игра " Из какой сказки герой". Цель: развивать память, закреплять знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке

3. Работа по составлению сказки по сюжетным картинам. Цель: Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя; пополнять и активизировать словарный запас детей.

4. Инсценировка сказки : «Лисичка–сестричка и серый волк». Цель: Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Январь 1. Чтение сказки "Гуси-лебеди". Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Гуси – лебеди». Способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление с устным народным творчеством.

2. Дидактическая игра выложи сказку "Гуси-лебеди". Цель: Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.

3. Рисование сказки "Гуси-лебеди" нетрадиционным способом. Цель: Закрепить знания детей по содержанию сказки. Научить рисовать лебедей с помощью ладошек.

4. Рассматривание иллюстраций к сказке. Цель: Учить детей внимательно следить за сюжетом сказки и активно участвовать в рассказывании ее.

5. Показ настольного театра "Гуси-лебеди". Цель: формирование творческих способностей и речевой активности детей через театрализованную деятельность.

Февраль 1. Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Цель: Познакомить детей с р. н. с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», помочь понять содержание, выделить основных героев, охарактеризовать их.

2. Беседа по прочитанному произведению ««Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Цель: Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, воспитывать культуру речевого общения.

3. Рисование эпизода из сказки ««Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Цель: Развивать творческие способности детей, воспитывать интерес к устному народному творчеству.

4. Дидактическая игра «Сказочный мяч». Цель: Развивать связную речь детей, творческое мышление. Ход: Дети стоят в кругу. У одного из детей в руках мяч. Он бросает мяч любому ребенку и называет сказочного героя. Например, гуси-лебеди. Тот, кто поймал, должен назвать действие этого героя. Например, летят. Затем он должен назвать любого другого сказочного героя и бросить мяч другому, который назовет действие героя.

Март 1. Прослушивание сказки "Петушок и бобовое зернышко". Цель: закрепить знания о русских народных сказках, развивать речь, память, воображение в процессе знакомство со сказкой "Петушок и бобовое зернышко".

2. Отгадывание загадок про героев сказки. Цель: закрепление знаний

у детей о любимых сказочных персонажах.

3. Конструирование из бумаги. Цель: научить детей приемам складывания бумаги пополам для изготовления петушка, срезать уголок квадратика для получения круга.

Апрель 1. Чтение сказки "Лиса-лапотница". Цель: Развитие связной речи.

2. Упражнение "Какая?". Цель: формирование навыка подбора прилагательных по смыслу, согласования их с существительными. Лиса Какая? хитрая.

3. Отгадывание загадок про героев сказки. Цель: Закрепление знаний у детей о любимых сказочных героях.

4. Рассматривание иллюстраций к сказке. Цель: Учить детей внимательно следить за сюжетом сказки и активно участвовать в рассказывании ее.

5. Аппликация "Лисичка". Цель: Познакомить детей с новым

приё мом работы с бумагой: обрыванием.

Май 1. Прослушивание сказки "Красная шапочка". Цель: Познакомить детей со сказкой Ш. Перро «Красная Шапочка».

2. Пересказ сказки по опорным картинкам. Цель: Учить ребёнка последовательно пересказывать услышанное по опорным картинкам.

3. Показ настольного театра "Красная Шапочка". Цель: формирование творческих способностей и речевой активности детей через театрализованную деятельность.

4. Дидактическая игра "Бабушкины пирожки". Цель: развитие связной речи, развитие умения согласовывать

прилагательные и существительные

4. Дидактическая игра "Бабушкины пирожки". Цель: развитие связной речи, развитие умения согласовывать

прилагательные и существительные

4. Дидактическая игра "Бабушкины пирожки". Цель: развитие связной речи, развитие умения согласовывать

прилагательные и существительные

4. Дидактическая игра "Бабушкины пирожки". Цель: Развитие связной

речи, развитие умения согласовывать прилагательные и существительные.

5. Лепка "Пирожки для любимой бабушки". Цель: Вызвать желание помочь лепить пирожки, применяя разные приемы лепки.

Список используемой литературы

1. Аникин В. П. Русская народная сказка, Пособие для воспитателей, -М. : Просвещение, 1977г.

2. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи с детьми» М. : Просвещение, 2004.

3. Гурович Л. М. «Ребенок и книга» Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002.

4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольника, Дошкольное воспитание -2005

5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007

6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» В процессе работы с родителями, в беседах с детьми и взрослыми мы узнали, что на самом деле родители читают ребятам очень мало. В некоторых.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей» на 2015–2016 уч. год План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» на 2015-2016 уч. год воспитателя.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Сказка как средство развития речи детей 4–5 лет»
Опубликовано: 10 декабря 2023 в 14:59
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Сказка как средство развития речи детей 4–5 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Пахтусова (УИ 3342300) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД