Наталия Колодяжная
Самоанализ работы на тему «Организация работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях. Цели и задачи, стоящи перед семьей и детским садом, едины: воспитывать здоровых, всесторонне развитых людей.
Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Публикация «Самоанализ работы на тему „Организация работы с родителями“» размещена в разделах
Чтобы работа с родителями носила разносторонний характер, использую разные формы организации работы с родителями :
Родительские собрания - одна из основных форм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Умело организованное, интересное и содержательное родительское собрание играет особую роль во взаимоотношениях родителей и воспитателей. Вначале каждого нового учебного года проводятся «Организационные собрания» -цель которых ознакомление родителей с возрастными особенностями детей; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Для того, чтобы собрания были интересными использую разные методы: групповые дискуссии, которые позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, выявить индивидуальные приемы воспитания (тема «Знаете ли вы своего ребенка?»). Консруктивиый спор помогает сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнение других участников встречи (тема «Телевидение в жизни Семьи и ребенка»). Но наибольший интерес среди родителей вызывают игры (психологические и ролевые, с помощью которых мы моделируем и воспроизводим проблемные ситуации (темы «Играют дети - играем вместе», «Развивающие игры в детском саду»). Так же после каждого родительского собрания провожу тестирования и опрос родителей по тем или иным вопросам: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Моя семья», «Я и мой ребенок», «Каков ваш творческий потенциал?»
Провожу консультации, как групповые и подгрупповые («Давайте играть», «Математическое развитие» и «Развитие речи», «Учим детей любить все в природе», «Роль общения в развитии связной речи», «Закаливание -одно из средств физического воспитания», «Укрепление и сохранение
1
здоровья дошкольников», «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании» и др., так и индивидуальные с отдельными родителями по интересующим их темам.
Особенно интересно проходят семинары - практикумы, на которых родители выполняют практические действия своими руками («Умелые руки» (создаем красоту своими руками, «В стране оригами», «Место и роль игры в подготовке детей к школьному обучению», «Закаливающие процедуры - на пользу организму ребенка»).
Организовываю выставки как детских работ, так и работ, изготовленных вместе с родителями : «Поделки из природного материала своими руками», «Портрет семьи», «Времена года», конкурс «Лучшее новогоднее украшение», конкурс «Кукла своими руками». Стенгазеты «Из жизни группы», «Экскурсия в конно - спортивую школу».
Активность родителей в создании выставок, конкурсах говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. В родительском уголке содержится информация о работе группы, режимных моментах, советы для родителей. Для того, чтобы эта форма работы была действенной, помогала мне активировать родителей, я использую рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Говорят дети», «Это интересно» и т. д. В родительском уголке отводится место для раздела «Чем мы сегодня занимались» - демонстрируются детские работы по ИЗО деятельности, лепке, ручному труду, выкладываются прописи по математике и развитию речи.
Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки - передвижки. Обычно в них я подбираю тематический материал с практическими рекомендациями. Например: «Профилактика гриппа», «Воспитание детей дошкольного возраста», «Закаливание детей дома» и др.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым трудным в организации. Это объясняется тем, что одни родители очень заняты на работе, другие не желают принимать участие в мероприятиях. Но таких родителей оказалось мало. Большинство пап и мам с удовольствием принимали участие в совместных мероприятиях. В группе проведены развлечение по правилам дорожного движения «В стране дорожных знаков»,
совместный досуг «Семейный час» (о семейных традициях, конкурс посвященный «Дню матери» с участием мам и детей».
На сегодняшний день можно сказать, что использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками, помощниками воспитателя. Этот вывод я делаю на основании анкетирования (смотри приложение). Из всех родителей определились родители - лидеры (45%,которые являются организаторами и помощниками во всех начинаниях. Родители - исполнители (50%) выполняют любые важные поручения, И родители - наблюдатели (5%,
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 75% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках, конкурсах, развлечениях, проектной деятельности,
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого - педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по -своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.