Светлана Якушева
Русский язык. 3 класс. Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа в родительном падеже
▼ Скачать + Заказать документы
Урок русского языка в 3 классе.
Составила: учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Якушева С. В.
Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа в родительном падеже.
Тип урока: ОНЗ
Тема: Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.
Публикация «Русский язык, 3 класс, Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа в родительном падеже» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Падежи
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Цель урока: формировать умение определять безударные падежные окончания имен существительных в родительном падеже 1, 2, 3 склонений и употреблять их в речи.
Задачи урока:
- выработать последовательность действий при написании падежных окончаний имён существительных в родительном падеже 3 – х склонений, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений;
- формировать у обучающихся способность к рефлексии;
- научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных;
- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Формирование УУД:
Личностные:
-осознавать роль языка в жизни людей;
- понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;
- уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметные:
Регулятивные:
- самостоятельно формировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы и работать по плану;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составить таблицу);
- строить рассуждения;
- устанавливать причинно-следственные связи
- оформлять свои мысли в письменной речи;
- слушать и слышать других;
- договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
Предметные:
- различать существительные в родительном падеже;
- правильно писать безударные падежные окончания существительных единственного числа.
Оборудование:
- учебник «Русский язык 4 класс» к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого;
- компьютер;
- мультимедийная презентация;
- ноутбуки учащихся.
Ход урока:
Организационный момент. Мотивация. Слайд2
- Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.
- Что ещё может делать улыбка? (Дарит хорошее настроение, радость).
- Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.
Проверить правильность посадки.
Руки – на месте,
Ноги – на месте,
Локти – у края,
Спинка – прямая.
Подготовка тетрадей к работе (запись числа, классная работа)
- Вы начать урок готовы? На слайде по щелчку появляется запись
Глаза смотрят и всё видят.
Уши слушают и всё слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнения других.
Актуализация опорных знаний. Слайд 3
- Ребята, сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
- Как вы ее понимаете? (Мы узнаем что-то новое).
- Вы уже знаете, что наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок (память, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня нам этот сундучок понадобится.
а) Индивидуальная работа:
- Мы продолжаем исследовать части речи.
- Отгадайте часть речи, зачеркивая все буквы а ё Слайд 3 на слайде по щелчку появляется запись
Аимяасуёщесатвиётеальноеё
б) Мобилизующий этап. Коллективная работа:
Логическое упражнение. Слайд 4
Ученики 4-го класса бывают забывчивы. Сегодня у Саши, Димы, Сережи нет альбома, тетради, книги. У Саши нет тетради, а Дима не забывал альбома. Определите, что каждый из детей оставил дома?
Дети повторяют текст упражнения и доказывают правильность своих суждений : Слайд 5
Ученики 4 класса бывают забывчивы. Сегодня на уроке у Саши, Димы, Сережи нет альбома, тетради, книги. У Саши нет тетради, а Дима не забывал альбома. Значит, у Саши нет тетради, Дима забыл книгу, а Сережа – альбом.
Слайд 6
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, определив падеж имен существительных во втором предложении логического упражнения. Но для начала составьте
Алгоритм выполнения задания:
Дети: - тема сегодняшнего урока “Имена существительные в родительном падеже”, так как во втором предложении имена существительные стоят в родительном падеже. Например, нет у кого? У Саши, Димы, Сережи. Нет чего? Альбома, тетради, книги. Это имена существительные в родительном падеже.
Учитель открывает заранее записанную на доске тему урока.
Учитель: Зная тему и используя опорные слова, поставьте цель урока.
Г) Проверка индивидуальных работ.
Е) Самостоятельная творческая работа детей. Слайд 12.
-Мы с вами сейчас говорили, что осени посвятили свои творенья многие поэты и писатели. Музыканты тоже писали об осени, но музыку.
-Сейчас я вам поставлю отрывок одного музыкального произведения, которое посвящено разным временам года.
-Закройте глазки, внимательно слушайте, а потом расскажите, что вы представили.
-Итак, какому времени года посвящена эта музыка (Осени)
-Что вы представили себе (дети отвечают)
--Молодцы! Это произведение написал известный русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Называется оно «Времена года»,а отрывок «Октябрь».
-Писали осенние пейзажи и художники. Перед вами репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень». Слайд 13.
-Что вы видите на ней?
-Что можно описать на этой картине?.(На доске вспомогательные слова).
Дети: небо, шум, краски.
-Я предлагаю вам записать словосочетания, которые можно употребить при описании картины. Я вам называю первые слова словосочетаний, а вы записываете второе из слов для справок, связав их по смыслу. Слайд 15.
Цвет (чего) неба
краски осени
шум ветра
сверкание реки
голос (кого) птицы
след зверя
Слова для справок : река, ветер, птица, осень, зверь, небо. Слайд 14.
- Определите падеж, число выделенных существительных. Давайте вспомним как узнать падеж имени существительного.
Вывод: Все существительные стоят в родительном падеже и в единственном числе.
- Выделим окончания выделенных существительных.
- Сравните окончания. Что мы можем о них сказать?
- Все окончания разные. Слайд 16-17.
ПРОБЛЕМА--- Обратите внимание. Существительные стоят в одном и том же падеже (родительном, в одном и том же числе (единственном, а окончания у них разные. Почему?
3. Постановка цели и задач урока.
-Сегодня на уроке мы вместе с вами попробуем решить эту орфографическую задачу. А вот как?
-Может быть, есть какие-нибудь предположения (высказывания детей)
! (Если не догадаются)
- А как вы думаете, почему разные существительные склоняются по-разному. Посмотрите на эти существительные. Какими грамматическими признаками они отличаются?
- Они разного рода. Река, осень, птица - женского, зверь, ветер – мужского, небо – среднего. А еще существительные : птица и зверь – одушевленные, а существительные : река, ветер, осень, небо – неодушевленные.
- Так, может быть, окончание существительных зависит от их рода? Давайте проверим.
-Так какой же будет цель нашего урока?
(научиться определять род и число имен существительных, чтобы правильно писать их окончания). Слайд 18.
Тема урока: Упражнение в определении падежных окончаний имен существительных в родительном падеже. Слайд 19.
А я - падеж Родительный,
Характер мой общительный.
Кого? Чего? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
И "с", и "до", и "у", и "из",
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный бываю иногда,
но в тексте различите вы два падежа всегда.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации. Слайд 20-21.
А) Беседа учителя. «Падеж родства».
-Вы послушали стихотворение, которое вам поможет ответить на вопросы Почемучки.
-Итак, на какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже и с какими предлогами употребляется? (Вопросы и предлоги записываются в тетрадях и на доске.)
Запись в тетрадях и на доске. Слайд 20.
Родительный падеж.
Кого? Чего?
С, до,у, из, без, для, около, после.
- Знаете ли вы, почему этот падеж носит такое название? (Предположения детей).
-Родительный падеж действительно означает «полученный от рождения» и даже раньше назывался родственным.
- Придумайте примеры существительных в форме родительного падежа, употребляемых с таким значением. Запишите.
Запись в тетради. Слайд 21.
Дочь Анны, внук знаменитого деда, сын Петра.
-Родство можно понимать и шире. Продолжаем запись.
Ветка березы, листок тетради.
-Мы видим, что существительные в родительном падеже могут указывать на лицо, которому принадлежат предметы. Затем родительный падеж приобрел иные значения, некоторые из них далеко ушли от основного.
Физкультминутка. Слайд 22.
Б) Существительные в форме родительного падежа, употребляемые в значении места.
Выполняется упр. 120. Списать, вставляя пропущенные буквы, объяснить их написание. Найти существительные в родительном падеже, пояснить их значение. (Значение места и принадлежности кому – либо.) Слайд 23.
В) Существительные в форме родительного падежа, употребляемые в значении материала, из которого сделан предмет.
-Ответьте на вопросы полными предложениями. Ответы запишите в тетрадь. Слайд 24.
Из чего делают манную крупу?
Манную крупу делают из пшеницы.
-Из чего получают пшено?
Пшено получают из проса.
-Из чего изготовляют керосин?
Керосин изготовляют из нефти.
-Найдите в ваших предложениях имена существительные в родительном падеже. Укажите их значение.
Г) Существительные в форме родительного падежа, употребляемые в сравнительном значении. Слайд 25.
- Составьте предложения, ответив на вопросы. Предложения запишите. Найдите существительные в родительном падеже. В каком значении употребляются данные существительные в составленных вами предложениях?
-Что толще – нитка или веревка?
Веревка толще нитки.
-Что шире - калитка или ворота?
Ворота шире калитки.
-Что больше – деревня или город?
Город больше деревни.
6. Обобщение и систематизация знаний. Слайд 25-26.
Возврат к ПРОБЛЕМЕ урока (слайд 16,17)
Итак, существительные стоят в одном и том же числе, а окончания у них разные.
Теперь вы знаете почему? (ответы детей).
- Сегодня наш сундучок пополнился новыми знаниями. А какими сейчас вспомним.
С. 69 №126.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Слайд 27.
С. 68 упр. №123
8. Рефлексия. Слайд 28.
-Самооценка на лесенке. Успеха.
- Выставляют смайлики на ступеньках лесенки Успеха.
Слайд 29 Молодцы! Всем спасибо!