Людмила Филькина
Русские народные потешки в жизни малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша : вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в так произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные – успокаивают, веселые _ радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.
Публикация «Русские народные потешки в жизни малышей» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Потешки для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Народные пословицы, потешки, игры, хороводы способствуют так же в развитии познавательной деятельности, речи, движений, любознательности, любви к родному слову. Особую значимость фольклорный материал представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает устанавливает первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться. Так перебирая пальчики малыша воспитатель приговаривает:
Это пальчик – дедка,
Это пальчик бабка,
Это пальчик – папенька,
Это пальчик – маменька,
А вот этот – наш малыш,
А зовут его ….!
Ребенок прислушивается к словам потешки, веселеет. Маленькие фольклорные шедервы, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.
Известно, что словарный запас детей этого возраста еще невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Потешки, приговорки, попевки должны быть просты, коротки, с четким ритмом, побуждающие к действию, движениям. Разумеется надо произносить их соответствующей интонацией: колыбельную – нараспев, ласково, негромко; веселую потешку – задорно, с юмором, с улыбкой.
С помощь потешки можно привлечь ребенка к играм с той или иной игрушкой, так сажая ребенка на лошадку можно приговаривать:
Еду, еду
К бабе, к деду
На лошадке
В кранной шапке.
Показывая заводную курочку:
Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Цыплят водит,
Хохолок раздувает,
Малых деток потешает.
При этом надо учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого ребенка радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Та же всем известная потешка «Ладушки» звучит свежо, когда ее приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколь веселья вызывает у ребенка зайка, скачущий по комнате под слова русской народной потешки :
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.
С помощью ритмичного текста потешки можно вовлечь ребенка к движению и созданию радостного настроения:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы ребенок умывался, ел, раздевался, с удовольствием готовился ко сну можно прибегнуть к потешке. Так, во время умывания произносим:
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся. Или
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Потешка способна корректировать поведение ребенка, создать у него хорошее настроение. Помогает потешка и в процессе кормления, вызвать у ребенка желание есть:
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайка – за капустку,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.
Или:
Умница ….,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Не все дети охотно ложатся в постель, испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме в первые дни пребывания в детском саду, поможет потешка-колыбельная :
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам.
Спят-поспят,
Всему миру спать велят.
Или:
Спи, усни, дитя….
Все ласточки спят,
Все касаточки спят,
Нашему….
Спать велят.
Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания можно использовать потешки :
Вот они – сапожки,
Этот – с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождик пойдет,
Наденем калошки,
Этот – с правой ножки,
Это с левой ножки,
Вот как хорошо!
Или:
Завяжи потуже шарф,
Буду делать снежный шар.
Я шар покачу,
Гулять хочу.
Используя потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями, вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.