валентина васильева
Русские народные игры в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущей деятельностью старшего дошкольника является - игра. Но уже в игровой деятельности зарождаются элементы учебной, которые сопутствуют ей.
Мы часто привыкли смотреть на занятия, как на напряженный труд и усердное учение. Отчасти, да! Но как сделать наши занятия, где один и тот же материал, интересными и естественными для наших детей. Этому исподволь способствуют различные игры. Побольше нам их! Пусть дети играют в них постоянно. Ловкость, и сила, быстрота реакции и точный расчет, глазомер и чувство ритма – именно их развивают подвижные игры. А ведь формирование этих качеств - обязательный компонент логопедического занятия.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2014
Особого внимания заслуживают русские народные игры. Их отличительные особенности - выдумка, юмор, оптимизм. В каждой народной игре решается целый комплекс воспитательно-образовательных задач. Они учат детей выдержке, умению подчинить чувства рассудку (проиграл., приучают преодолевать трудности, радоваться выигрышу, и конечно же мужественно переносить неуспех.
И, самое главное, помогают решить проблему гиподинамики, то есть - проблему здоровья наших детей. И пусть, играя в эти игры, наши дети от занятия к занятию чувствуют свой успех, делают какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идут на последующие занятия.
Главное - пусть ребенок думает, проявляет инициативу, творчество.
Из своего опыта хочу предложить серию русских народных игр с логопедическим вариантом, которые использую уже в течение нескольких лет и которые помогают делать занятия для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
«БЛОШКИ».
Цель: развивает мышечную ловкость пальцев рук;
тренирует кисть руки.
Блошки – это разноцветные костяные кружочки, которые прыгают при нажатии на них. Их можно сделать и самим, взяв пуговицы и сточить у каждой одну сторону так, чтобы она стала плоской. Одна из блошек должна быть побольше. С помощью её мы и будем заставлять прыгать другие.
Вариант игры для логопедического занятия:
I Звуки превращаются в разноцветные «блошки». Весь звуковой состав слога, слова «прыгает»:
а) в корзиночку;
б) за «ленточку – дорожку».
II – Будем с блошками играть и слоги в слове мы считать.
- Сколько в слове слогов – столько будет прыжков.
«ТРИ ЯМКИ».
Цель: воспитывает умение концентрироваться; точность движений и двигательную ловкость.
Вариант игры для логопедического занятия:
Используем «ямки-заменители» (кольца; ячейки из-под яиц; и т. п.) а камешки можно взять цветные (грунт для аквариума).
С успехом можно использовать и цветные мешочки, набитые песком или опилками.
I «Забрасываем» звуковую схему слова (из 3-х звуков, типа: МАК, РАК, ШАР,.).
II «Забрасываем» звуковую схему слога.
III Сколько слогов в слове – столько ямок и запомним и т. д.
«КАРУСЕЛЬ».
Цель: тренирует навыки в координации движений, поддержания равновесия, т. е. улучшает функции вестибулярного аппарата.
Вариант игры для логопедического занятия:
Перчатка и шарик – получается образ персонажа. Такой персонаж умеет много: выражает кукольные эмоции с помощью наклонов головки жестикуляции ручек (движения пальцев); изображает настроение и намерения куклы за счет её походки (движения кисти руки). А это и есть основная цель использования данной игрушки на логопедическом занятии.
А ещё, ПЕТРУШКИ покружились и помогли с помощью цветных колпачков выложить схемку звуков в слове.
«ГОРОДКИ».
Цель: прежде всего – многообразные движения.
А нужно-то всего ничего: сами городки (цилиндрики, высотой 20 см; диаметр – 4,5 – 5 см). И бита (длина её не более 1 м). Плюс – площадка.
Вариант игры для логопедического занятия:
«Городки»-то – «Городки», да НЕ ТАКИ!
* «Городки с секретом»
(различные задания для каждого из играющих, спрятанные внутри городка).
* «Цвето - Городки»
Используя различную окраску торца, каждого городка - легко и с интересом выкладываем разнообразные звуковые схемы.
Игр с мячом за десятки веков накопилось немало. Нельзя обойти вниманием эти простые ежедневные забавы, способные доставить столько радости и приносит столько пользы нашим детям. А нужен только один мяч - выбирай смелей!
«О СТЕНКУ».
Цель: воспитывать точность движений, быстроту двигательной реакции; умение сосредотачиваться и одновременно, развивает двигательную ловкость.
Мячик должен быть небольшим, лучше всего, если это теннисный мяч. Всё очень просто: ударил мячиком о стенку, дождался, когда он отскочит к тебе, и поймал. Но сколько разнообразия!
1) Просто бросить мячик в стенку и просто поймать;
2) Бросить и поймать, но за то время, пока мячик летит, успеть хлопнуть в ладоши;
3) Бросить мячик так, чтобы он отскочил не в руки, а на землю и уж оттуда к тебе;
4) Заставить мячик проделать обратный путь: сначала о землю, потом о стенку и уже теперь в руки.
Вариант игры для логопедического занятия:
Брось мяч по схеме («стенка – земля – руки») столько раз, сколько слогов в слове; сколько слов в предложении; звуков в слове; составь слово из букв на шариках; разложи буквы – гласные и согласные
Играйте и развивайтесь!