Марина Мишина
Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Русские народные игры как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Темочки
Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Современный человек, а тем более ребенок, подвержен влиянию множества негативных факторов. Следовательно, очень важно уделять
внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка уже в дошкольном возрасте, во всех
аспектах жизни, в том числе и воспитание детей через русское народное творчество.
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются
основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит
приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка.
Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим
воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной
деятельности.
Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольные годы,
поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает
интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои истоки. К. Д. Ушинский писал:
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту
воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных
идеях …». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что
«мудрость предков - зеркало для потомков», и поэтому ратовал за народное воспитание. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти
исчезли сегодня из детства. Видимо надо помнить, что народные игры как жанр устного
народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их
достоянием наших детей. Игры – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей.
Игры –уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. В народных играх – залог
полноценной душевной жизни ребенка в будущем, источник радостных эмоций,
обладающий великой воспитательной силой. Неоценимым национальным богатством
являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного
народного творчества. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт,
труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать
силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку,
выдержку, находчивость, волю и стремление к победе.
По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку.
Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению
представлений об окружающем мире. Все свои жизненные впечатления и переживания дети
отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в
образ («Огородник и воробей», «Волк и гуси», «Утка и селезень»). Игровая
ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх диалоги
непосредственно характеризуют персонажей и их действия, что требует от детей активной
умственной деятельности. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры.
Они определяют весь ход игры, регулируют действия детей и поведение, их
взаимоотношения, содействуют формированию воли. Они обеспечивают условия, в рамках
которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре
«Огородник и воробей», «огородник» может ловить «воробья» только за кругом. Игра
требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в
пространстве, проявлении чувства коллективизма, слаженности действий. В народных
играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Народные подвижные игры
помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса
и решать задачи в разных образовательных областях:
- развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность,
воспитывать активность, сноровку, сообразительность; обучать умению конструировать
игры на традиционной народной основе (образовательная область «Познание»);
- создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству;
формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными
праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать
патриотические чувства (область «Социализация»);
- развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за
себя, нравственные чувства; учить преодолевать неудачи, переживать неуспех (область
«Коммуникация»);
- развивать двигательную активность и физические качества (область «Физическая
культура»);
- знакомить с различными видами фольклора — приговорками, считалками,
перевертышами, загадками, хороводами, народными песнями и др. (область «Чтение
художественной литературы», «Музыка»).
Итак, приобщение детей к истории культуры на основе ознакомления с народными
подвижными играми осуществляю по четырё м направлениям:
1) знакомлю детей с истинно народными старинными подвижными играми,
адаптированными к современным условиям, например: «Пятнашки», «Петушинный бой»,
«Ручеек», «Два Мороза» и т. д.
2) знакомлю воспитателей с эффективными приемами работы с детьми. Педагоги, прежде
всего, должны сами знать историю появления народной подвижной игры и ее
воспитательное значение, а также уметь заинтересовать этим детей, знать разнообразие
народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок и
считалок. И еще: гибкая игровая позиция взрослого — он не руководитель, а партнер в игре;
3) привлекаю родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение
совместных развлечений с использованием народных подвижных игр, это объединяет
семью и наполняет ее досуг новым содержанием;
4) особое внимание уделяю оснащению предметно-развивающей среды — изготовление
разнообразного материала для проведения игр (маски, шапочки, платочки, шумовые
инструменты: свистульки, ложки с бубенцами).
Таким образом, народные игры являются неотъемлемой частью духовно нравственного воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным
обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное
отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для
развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.