Папки-передвижки

Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Марина Мишина
Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

Русские народные игры как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Публикация «Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Современный человек, а тем более ребенок, подвержен влиянию множества негативных факторов. Следовательно, очень важно уделять

внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка уже в дошкольном возрасте, во всех

аспектах жизни, в том числе и воспитание детей через русское народное творчество.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются

основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит

приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка.

Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим

воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной

деятельности.

Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольные годы,

поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает

интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои истоки. К. Д. Ушинский писал:

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту

воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных

идеях …». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что

«мудрость предков - зеркало для потомков», и поэтому ратовал за народное воспитание. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти

исчезли сегодня из детства. Видимо надо помнить, что народные игры как жанр устного

народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их

достоянием наших детей. Игры – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей.

Игры –уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. В народных играх – залог

полноценной душевной жизни ребенка в будущем, источник радостных эмоций,

обладающий великой воспитательной силой. Неоценимым национальным богатством

являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного

народного творчества. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт,

труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать

силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку,

выдержку, находчивость, волю и стремление к победе.

По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку.

Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению

представлений об окружающем мире. Все свои жизненные впечатления и переживания дети

отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в

образ («Огородник и воробей», «Волк и гуси», «Утка и селезень»). Игровая

ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх диалоги

непосредственно характеризуют персонажей и их действия, что требует от детей активной

умственной деятельности. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры.

Они определяют весь ход игры, регулируют действия детей и поведение, их

взаимоотношения, содействуют формированию воли. Они обеспечивают условия, в рамках

которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре

«Огородник и воробей», «огородник» может ловить «воробья» только за кругом. Игра

требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в

пространстве, проявлении чувства коллективизма, слаженности действий. В народных

играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Народные подвижные игры

помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса

и решать задачи в разных образовательных областях:

- развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность,

воспитывать активность, сноровку, сообразительность; обучать умению конструировать

игры на традиционной народной основе (образовательная область «Познание»);

- создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству;

формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными

праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать

патриотические чувства (область «Социализация»);

- развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за

себя, нравственные чувства; учить преодолевать неудачи, переживать неуспех (область

«Коммуникация»);

- развивать двигательную активность и физические качества (область «Физическая

культура»);

- знакомить с различными видами фольклора — приговорками, считалками,

перевертышами, загадками, хороводами, народными песнями и др. (область «Чтение

художественной литературы», «Музыка»).

Итак, приобщение детей к истории культуры на основе ознакомления с народными

подвижными играми осуществляю по четырё м направлениям:

1) знакомлю детей с истинно народными старинными подвижными играми,

адаптированными к современным условиям, например: «Пятнашки», «Петушинный бой»,

«Ручеек», «Два Мороза» и т. д.

2) знакомлю воспитателей с эффективными приемами работы с детьми. Педагоги, прежде

всего, должны сами знать историю появления народной подвижной игры и ее

воспитательное значение, а также уметь заинтересовать этим детей, знать разнообразие

народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок и

считалок. И еще: гибкая игровая позиция взрослого — он не руководитель, а партнер в игре;

3) привлекаю родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение

совместных развлечений с использованием народных подвижных игр, это объединяет

семью и наполняет ее досуг новым содержанием;

4) особое внимание уделяю оснащению предметно-развивающей среды — изготовление

разнообразного материала для проведения игр (маски, шапочки, платочки, шумовые

инструменты: свистульки, ложки с бубенцами).

Таким образом, народные игры являются неотъемлемой частью духовно нравственного воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным

обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное

отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для

развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возрастаКартотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста. Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 апреля 2024 в 22:30
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Мишина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД