Папки-передвижки

Русская народная культура

Оксана Федченко
Русская народная культура
▼ Скачать + Заказать документы

Русская народная культура

МБДОУ "Детский сад № 10 "Теремок"

Воспитатель: Федченко О. В.

Ход занятия:

(Звучит русская народная музыка, входят дети, их встречает воспитатель)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет очень интересное занятие. Но сначала поздороваемся с нашими гостями по русскому обычаю, поклонимся им в пояс и скажем: "Здравствуйте, люди добрые!" (кланяются).

Публикация «Русская народная культура» размещена в разделах

А теперь встанем в "добрый" круг, посмотрим друг на друга и, конечно, улыбнемся друг другу. Я очень рада, что мы сегодня здесь встретились. Мы спокойны и добры. Посмотрите-ка на свои ручки. У мальчиков они сильные и крепкие, а у девочек нежные и ласковые. Возьмитесь за руки- чувствуете тепло рук друг друга? И я чувствую это тепло. Пусть оно поможет нашим ручкам быть сегодня нашими добрыми помощниками и помочь нам во всем.

Но сначала я хочу познакомиться с каждым из вас. Пусть каждый из вас коснется своими ладошками моих ладоней и назовет свое имя.

Малоподвижная игра: "Знакомство"

Цель: развивать навыки общения

Воспитатель: Для начала давайте присядем на вот эти подушечки. Вы, наверное, все любите сказки? Особенно русские народные? И я их тоже люблю. Вам всем, наверное, знакомы такие персонажи, как русалки, кикиморы, водяные, лешие, домовые, змеи- горынычи, колдуньи, ведьмы, феи и др. Для нас это всего лишь сказочные герои, а вот русские люди, которые жили давным- давно думали, что они существуют на самом деле: домовой- в доме за печкой (показываю рисунок, леший- в лесу (показываю рисунок, водяной с русалками- на болотах и озерах. Все верили, что они берегут место, где живут. Считалось, что за шум в лесу леший наказывает- долго водит человека среди деревьев, а может и совсем не выпустить. Хорошо ведешь себя- наградит леший хорошим сбором грибов и ягод, хорошей охотой. Домовой за чистоту и порядок в доме охраняет и дом, и скотину, любую беду отвести может. Ну, а люди русские всегда духам этим подарочки дарили: домовому- кашку соленую, да пироги, лешему- яйца вареные на пенечек под кустиком оставляли.

И вот сегодня хочу я рассказать вам об этом сказку. А для этого достану-ка я из своей корзиночки свечу волшебную. Мальчикам- картузы- фуражечки, девочкам- платочки, себе тоже платок повяжу, да фартук старенький одену. В таких нарядах раньше люди русские ходили. И теперь вы мальчики- добры молодцы, а вы девочки- красны девицы, а я уже не Оксана Викторовна, а бабушка- рассказушка. И сказку мы будем не просто слушать, а станем героями этой сказки. Хотите? А не испугаетесь? Хорошо! Давайте перед дорожкой разомнемся!

Физминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь,

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись,

Сели- встали, сели- встали

И на месте поскакали.

Вот мы с вами и в сказке. В старинной русской деревне. Может сто лет назад, а может 200 или 300. Вон видите изба стоит на краю деревни. Пойдемте туда. Во дворе стол стоит. Давайте свечу нашу на стол поставим, сами вокруг сядем и свечечку нашу зажжем.

Зачин сказки:

Как свеча огнем пылает!

Тает, тает и сгорает.

Свечка- свечечка гори-

Чудо- сказку говори!

Давным - давно за темными лесами стояла деревенька. Люди там жили простые, но работящие: и охотники, и пахари, и гончары, и ткачи, и кузнецы.

Был в селе и свой бочар. Как вы думаете, чем он занимался? (выставляет куклу)

Звали его Гордей. Хоть и молод он был, но делом своим славился. Нужна кому бочка новая- Гордей смастерит, бадья прохудилась- Гордей новую сделает, нужен ушат крепкий- Гордей выручит. А уж про чашки, ложки, плошки и говорить нечего. (показывает предметы из дерева)

Пришла пора Гордею жениться. Девиц- красавиц в деревне много, а ни одна не нравится Гордею. И вздумал тогда наш Гордей идти по белу свету невесту себе искать. Зашептались люди, осуждать Гордея стали: "Что у нас в деревне девушек мало?" А Гордей им и говорит: "Не обижайтесь, люди добрые! Во сне красавица- невеста ко мне явилась. Только ее женой своей видеть хочу". Отступились люди от Гордея. А он решил завтра же поутру в путь- дорогу дальнюю пуститься- невесту свою искать, но сначала выспаться хорошенько. Пришел домой, лег под печкой и глаза закрыл.

- Ребята, а Гордей-то наш не спит, ворочается. то ему кажется, что петухи кричат, то на печке кто-то копошится. Встал Гордей, глянул, а на печке старичок сидит, покряхтывает. Наш бочар догадлив был, понял, что это - домовой. Встал Гордей, поздоровался: "Здравствуй, дедушко- домоседушко! Здорово ли поживаешь?"

Домовой: Хорошо поживаю, хозяйку в избу поджидаю. Был я недавно в гостях у соседа доброго. Видел-видел твою невесту. Марьюшкой звать ее. И она тебя во сне видела. ждет тебя не дождется.

Гордей: Правда? А где же мне искать ее? Укажи путь- дороженьку. А вот тебе угощение сладкое- пирожки с калиною.

Домовой: Это я люблю! Спасибо! А дорогу укажу, если загадки мои отгадаете, а они все с домом связаны.

Загадки:

1) Попало наше тесто в горячее место:

Попало -не пропало, а румяной булкой стало. (Печка)

2) Кто приходит, кто уходит-

Все меня за ручку водят. (Дверь)

3) Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу

Лампы нет- я посвечу. (Свечка)

Домовой: Ну, Гордей, хороши у тебя помощники, с ними не пропадешь. Вот вам карта- план, она вам дорогу покажет.

Воспитатель: Сказал это старичок и за печку спрятался. Гордей карту взял и в путь, а мы за ним. Но сначала карту рассмотрим. (рассматривают карту)

Считалка- физминутка:

В: По тропинке мы пойдем?

Д: Пойдем!

В: Ручеек мы перейдем?

Д: Перейдем!

В: Ну, а камень?

Д: Обойдем!

В: Через кустики и кочки

Через ветки и пенечки

Мы к лесной полянке вышли

Поднимая ножки выше!

(звучит музыка леса)

Воспитатель: Так мы шли-шли и к пенечку подошли! А пенечек-то в лесу большом и дремучем стоит. А на пенечке старичок сидит, мох с себя отряхивает, по сторонам поглядывает. Наш Гордей догадлив был, понял, что перед ним царь лесной и зовут его?

Д: Леший!

В: Поклонился Гордей, поздоровался: " Здравствуй лес! Волшебный лес! Полный сказок и чудес! Здравствуй и ты, царь лесной!"

Г: Здоровы ли лешачиха с лешачатами?

Л: Ой, калинушка- размалинушка, здоровы! Ой, калинушка- размалинушка есть просят.

Г: Вот тебе царь лесной подарок для твоих деток!

В: Вытащил Гордей тарелочку с яйцами вареными, поставил перед Лешим и сказал: "Прими царь лесной подарочек для твоих детушек!" Обрадовался Леший и говорит:

Л: Ну спасибо, Гордей, удружил! Лучшего гостинца моим лешачатам и не надо! А зачем ты в лес пожаловал? Да еще столько народу с собой привел? Сейчас шуметь в лесу начнут, зверей да птиц пугать!

В: Ну что ты хозяин лесной, наши ребята знают, как себя в лесу вести, у нас и красивые плакаты есть о правилах поведения в лесу. мы их можем у входа в лес развесить, чтобы они напоминали людям о правильном поведении в лесу.

(показывают Лешему плакаты и объясняют правила, воспитатель расставляет их вокруг лесной панорамы)

Физминутка:

Ручки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Ручки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сдувает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Ручки сложили назад!

Л: Хорошие у тебя Гордей спутники, проходите дальше!

Г: Спасибо, хозяин лесной! А не укажешь ли путь- дорогу к невесте моей Марьюшке?

Л: Слыхал- слыхал про счастье твое. А идти вам недолго осталось. Сразу за лесом, под горкой деревенька, стучи в первую избу - не прогадаешь!

Г: Спасибо тебе царь Лесной!

В: Так Гордей и сделал. Забрался на горку, а там деревенька стоит.

Подошел бочар к первой избе, постучал в дверь. Отворила дверь девушка-красавица- Марьюшка. Ахнул Гордей, вот она невеста его, такая же, как во сне перед ним стоит, глаз не поднимает. Марьюшка-то мастерицей искусной оказалась. Ковры ткала красоты несказанной. И был у нее ковер старинный, особенный, от бабушки ей достался. (достает ковер- самолет). И если его на полянке расстелить, хорошим да добрым людям встать на него, слова волшебные сказать, отнесет вас ковер туда, куда пожелаете.

-А мы-то с вами люди хорошие?

Д: Да!

В: Добрые?

Д: Да!

В: А Гордей с Марьюшкой?

Д: Конечно!

В: Расстилайте ковер быстренько и дружно! (расстилают,

вставайте на него! Гордея с Марьюшкой не забудьте! (дети встают на ковер)

Ковер- самолет (2 хлопка, руки в стороны)

Ковер- самолет

Ты возьми-ка нас в полет (2 хлопка по коленям, описать дугу)

Самолет загудел (вращение перед грудью, согнутыми в локтях руками)

И ковер наш полетел (руки в стороны, наклоны)

Мы летели, мы летели

На полянку тихо сели (руки к коленям)

Вот и дома, прилетели (сходим с ковра)

В: Привез Гордей Марьюшку в деревню родную. Свадьбу веселую сыграли. все жители деревни на свадьбе пели и плясали, в народные игры играли. И мы с вами тоже на той свадьбе побывали, с ними весело плясали.

(достает кукол из пластмассовых бутылок, одевает детям на руки и танцует с ними в хороводе под русскую народную мелодию)

В: А на свадьбу молодым надарили подарков разных,

все в деревне, кто, что умел своими руками делать, такой подарок молодым и сделал.

А у нас с вами тоже ручки есть трудолюбивые да умелые. Давайте и мы тоже Гордею и Марьюшке подарок сделаем. Вот слышала я, что вы росписи разные знаете- и городецкую, и хохломскую, и гжельскую. Правда это? Давайте распишем молодым и посуду, и горшки. Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика:

Две сороконожки

Бежали по дорожке,

Бежали, бежали

Друг друга повстречали

Так друг друга обнимали,

Что мы их едва разняли.

(Дети расписывают посуду по желанию и снова ставят ее на полку)

В: Молодцы, смотрите, как красиво, как весело стало в избе у Гордея с Марьюшкой. Зажили молодые дружно и весело в труде ежедневном себе на радость, а честным людям на удивление. Вот и сказка вся, сказка кончилася!

В: Вот и закончилось наше путешествие.

-Хорошая сказка?

-Вы узнали что-то новое?

-Что понравилось и запомнилось больше всего?

-Какие духи повстречались в нашей сказке?

-Каким мастерством владел Гордей?

-Как называлась его ремесло?

-Наше путешествие вам понравилось, ребята?

Мне очень понравилось с вами путешествовать, даже не ожидала, что вы такие самостоятельные, активные, работоспособные, совсем взрослые. Сегодня в начале занятия мы улыбнулись друг другу и передали друг другу тепло наших рук, делали все дружно и у нас все получилось. Каждый день улыбайтесь: маме, папе, бабушке, солнышку, друзьям и воспитателям. И у вас всегда все будет хорошо. А вот вам подарочек от Гордея с Марьюшкой. (дарит связку баранок, дети прощаются и уходят).

Самоанализ

народным традициям должно

быть величайшее внимание,

их надо изучать и воспринимать

всей душой, их надо осваивать"

А. Б. Салтыков

В данном детском саду работаю двадцать лет, и поняла, как воспитателю бывает порой непросто наладить эмоциональный контакт с детьми. Маленький человек смотрит на меня доверчивыми, широко открытыми глазами. Его чуткое сердце в любую минуту готово откликнуться на прекрасный, сказочный мир в котором он непременно принц или маленькая принцесса. Труднее всего завоевать доверие маленького человека, который чутко распознает всё лживое и правдивое, не разрушить его внутренний мир, где царит радость и удивление, чудо и огорчения, сказка о том, что добро всегда должно победить зло. Искала своё собственное решение: как заинтересовать детей, привлечь их внимание, развивать в них ум и обогатить душу. Воспитывая детей, замечала, как тянется душа ребёнка к образному языку произведений народного творчества, как ненавязчиво и естественно учатся они сопереживать, видеть прекрасное.

В век современной науки и техники мы на многое смотрим по- другому, что-то для себя открываем заново, что-то переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью могу сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Организуя свою работу, я поставила перед собой задачу: донести до сознания своих воспитанников, то, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в духе русских традиций.

Мною были отобраны следующие приоритеты:

1) Создание атмосферы национального быта.

Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувства прекрасного. Я решила, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. Для этого я смастерила переносной макет части русской избы, куда при помощи родителей были собраны старинные предметы русского быта.

2) Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, загадок и т. п.).

В русском фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. Ребят дошкольного возраста знакомлю с русской народной песней, демонстрируя, как в этом виде словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости, черты русского характера, присущие ему нравственные ценности- представления о добре, красоте, правде, верности и т. п.

Учу детей уважительно относиться к труду, восхищаться мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Провожу занятия с детьми по разгадыванию загадок о предметах старинного русского быта, ведь каждая народная загадка отображает окружающий человека мир.

Ежедневно перед сном проходит традиционное чтение русских народных сказок и сказок народов мира, а также слушание колыбельных песенок в аудиозаписи или в моем исполнении, что формирует потребность в художественном слове, в музыке. Народное творчество всегда благодатно для всех видов занятий с детьми любого возраста.

3) Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Я считаю, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Такие обрядовые праздники, как Рождество, Новый год, Масленица, Пасха, праздник сбора урожая ежегодно прохожу в нашем детском саду в виде утренников, развлечений, занятий обязательно с народными играми, загадками, потешками, песнями, инсценированием сказок, применяя различные виды театров, которые есть в нашем детском саду (пальчиковый, объемный, плоскастной "би-ба-бо", театр кружек, трубчатый театр, куклы на бутылках, настольный театр, театр масок, шапочек и т. п.) с ряженьем детей. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных музыкальных инструментах. Ребята с удовольствием учатся играть на ложках, свистульках, дудочках, трещотках и других инструментах, коллекцию которых постоянно пополняем.

4) Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимые в труде и быту. В них отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира-красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки. Но я не только знакомлю детей со всем этим богатством, но и пытаюсь научить ребят делать различные игрушки из бросового материала, пластилина, глины, соленого теста. Учу расписывать посуду, вырезанную из картона и бумаги или сделанную из папье - маше. Помогают нам в этом и самодельные и типографские, красочные альбомы по технике различных росписей.

5) Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры, привлекли моё внимание не только как жанр устного народного творчества, заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка, побудил меня ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Народные игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, а прибаутки, считалки, скороговорки всегда делают процесс игры более интересным и содержательным. Ни одна прогулка в любое время года не проходит у нас без народных игр.

Кроме того, им интересно было увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, имитировать еду деревянными ложками из деревянной чашки, примерить русский сарафан.

Постоянно нахожусь в творческом поиске новых форм и методов работы. Знакомству детей с русским народным творчеством мне помогают, в течение нескольких лет, кружки:

- «Мир танца»- танцевальный (разучиваю с детьми русские народные танцы, например кадриль, перепляс, в сопровождении задорной русской частушки).

- «Мир сказки» - театральный (были разработаны сценарии и поставленые мною русские народные сказки : "Маша и медведь", "Репка", "Заюшкина избушка", "Теремок" и т. д.)

«Гнездышко» - вязальный (учу совместно детей и их родителей вязать несложные вещи и делать различные поделки с элементами вязания, приобщая их к русскому народному творчеству).

Ни один праздник в нашем селе не обходится без выступления наших детей. Это и "День пожилого человека", и "День матери", и "День Победы" и "День знаний" и "Последний звонок"и другие, где с удовольствием и овациями принимают выступления наших детей.

Ставлю цель: освоить с детьми дошкольного возраста культурное наследие прошлого, сформировать интерес к нему, желание у детей обращаться к фольклору, влияя тем самым на эмоциональную и нравственную сферу личности, ведь народный фольклор это ученье добру и о добре оно обращено к миру и согласию.

Каждый день я прихожу в свой детский сад с чувством, что меня там ждут. Я стараюсь не обмануть их ожидания и веду своих маленьких принцев и принцесс по дороге добра и радости, сотрудничества и творчества. От того насколько я нужна своим маленьким друзьям, коллегам и родителям зависит то, насколько я профессионал своего дела. Не встать над ним, не быть под ним, а стоять на одном уровне с ним и идти с ним вместе по дороге ведущей в счастливое будущее.

Хочется надеяться, что заложенные в детях все эти знания, умения, навыки, накопленные русским народом веками, помогут стать нашим детям хорошими, мудрыми людьми с доброй душой.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение.

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе Календарно-тематическое планирование тематической недели "Народная культура и традиции" в старшей группе. День недели: Понедельник I половина.

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» по теме «Народная культура и традиции России» ТЕМА: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИПодготовительная группа Программное содержание: Продолжать знакомить с народной культурой, традициями.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Конспект урока по технологии в 1 классе на тему «Народная художественная культура. Барельеф»Конспект урока по технологии в 1 классе на тему «Народная художественная культура. Барельеф» Цели: воспитание национальной памяти, формирование у детей внимания к духовной культуре, интереса и уважения к историческому прошлому, приобщению.

Лэпбук «Русская народная кукла»Лэпбук «Русская народная кукла» Лэпбук «Русская народная кукла»«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции»Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.

Русская народная игрушкаРусская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Русская народная культура
Опубликовано: 19 августа 2020 в 18:54
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русская народная культура» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Федченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД