Оксана Федченко
Русская народная культура
▼ Скачать + Заказать документы
Русская народная культура
МБДОУ "Детский сад № 10 "Теремок"
Воспитатель: Федченко О. В.
Ход занятия:
(Звучит русская народная музыка, входят дети, их встречает воспитатель)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет очень интересное занятие. Но сначала поздороваемся с нашими гостями по русскому обычаю, поклонимся им в пояс и скажем: "Здравствуйте, люди добрые!" (кланяются).
Публикация «Русская народная культура» размещена в разделах
А теперь встанем в "добрый" круг, посмотрим друг на друга и, конечно, улыбнемся друг другу. Я очень рада, что мы сегодня здесь встретились. Мы спокойны и добры. Посмотрите-ка на свои ручки. У мальчиков они сильные и крепкие, а у девочек нежные и ласковые. Возьмитесь за руки- чувствуете тепло рук друг друга? И я чувствую это тепло. Пусть оно поможет нашим ручкам быть сегодня нашими добрыми помощниками и помочь нам во всем.
Но сначала я хочу познакомиться с каждым из вас. Пусть каждый из вас коснется своими ладошками моих ладоней и назовет свое имя.
Малоподвижная игра: "Знакомство"
Цель: развивать навыки общения
Воспитатель: Для начала давайте присядем на вот эти подушечки. Вы, наверное, все любите сказки? Особенно русские народные? И я их тоже люблю. Вам всем, наверное, знакомы такие персонажи, как русалки, кикиморы, водяные, лешие, домовые, змеи- горынычи, колдуньи, ведьмы, феи и др. Для нас это всего лишь сказочные герои, а вот русские люди, которые жили давным- давно думали, что они существуют на самом деле: домовой- в доме за печкой (показываю рисунок, леший- в лесу (показываю рисунок, водяной с русалками- на болотах и озерах. Все верили, что они берегут место, где живут. Считалось, что за шум в лесу леший наказывает- долго водит человека среди деревьев, а может и совсем не выпустить. Хорошо ведешь себя- наградит леший хорошим сбором грибов и ягод, хорошей охотой. Домовой за чистоту и порядок в доме охраняет и дом, и скотину, любую беду отвести может. Ну, а люди русские всегда духам этим подарочки дарили: домовому- кашку соленую, да пироги, лешему- яйца вареные на пенечек под кустиком оставляли.
И вот сегодня хочу я рассказать вам об этом сказку. А для этого достану-ка я из своей корзиночки свечу волшебную. Мальчикам- картузы- фуражечки, девочкам- платочки, себе тоже платок повяжу, да фартук старенький одену. В таких нарядах раньше люди русские ходили. И теперь вы мальчики- добры молодцы, а вы девочки- красны девицы, а я уже не Оксана Викторовна, а бабушка- рассказушка. И сказку мы будем не просто слушать, а станем героями этой сказки. Хотите? А не испугаетесь? Хорошо! Давайте перед дорожкой разомнемся!
Физминутка:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь,
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись,
Сели- встали, сели- встали
И на месте поскакали.
Вот мы с вами и в сказке. В старинной русской деревне. Может сто лет назад, а может 200 или 300. Вон видите изба стоит на краю деревни. Пойдемте туда. Во дворе стол стоит. Давайте свечу нашу на стол поставим, сами вокруг сядем и свечечку нашу зажжем.
Зачин сказки:
Как свеча огнем пылает!
Тает, тает и сгорает.
Свечка- свечечка гори-
Чудо- сказку говори!
Давным - давно за темными лесами стояла деревенька. Люди там жили простые, но работящие: и охотники, и пахари, и гончары, и ткачи, и кузнецы.
Был в селе и свой бочар. Как вы думаете, чем он занимался? (выставляет куклу)
Звали его Гордей. Хоть и молод он был, но делом своим славился. Нужна кому бочка новая- Гордей смастерит, бадья прохудилась- Гордей новую сделает, нужен ушат крепкий- Гордей выручит. А уж про чашки, ложки, плошки и говорить нечего. (показывает предметы из дерева)
Пришла пора Гордею жениться. Девиц- красавиц в деревне много, а ни одна не нравится Гордею. И вздумал тогда наш Гордей идти по белу свету невесту себе искать. Зашептались люди, осуждать Гордея стали: "Что у нас в деревне девушек мало?" А Гордей им и говорит: "Не обижайтесь, люди добрые! Во сне красавица- невеста ко мне явилась. Только ее женой своей видеть хочу". Отступились люди от Гордея. А он решил завтра же поутру в путь- дорогу дальнюю пуститься- невесту свою искать, но сначала выспаться хорошенько. Пришел домой, лег под печкой и глаза закрыл.
- Ребята, а Гордей-то наш не спит, ворочается. то ему кажется, что петухи кричат, то на печке кто-то копошится. Встал Гордей, глянул, а на печке старичок сидит, покряхтывает. Наш бочар догадлив был, понял, что это - домовой. Встал Гордей, поздоровался: "Здравствуй, дедушко- домоседушко! Здорово ли поживаешь?"
Домовой: Хорошо поживаю, хозяйку в избу поджидаю. Был я недавно в гостях у соседа доброго. Видел-видел твою невесту. Марьюшкой звать ее. И она тебя во сне видела. ждет тебя не дождется.
Гордей: Правда? А где же мне искать ее? Укажи путь- дороженьку. А вот тебе угощение сладкое- пирожки с калиною.
Домовой: Это я люблю! Спасибо! А дорогу укажу, если загадки мои отгадаете, а они все с домом связаны.
Загадки:
1) Попало наше тесто в горячее место:
Попало -не пропало, а румяной булкой стало. (Печка)
2) Кто приходит, кто уходит-
Все меня за ручку водят. (Дверь)
3) Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу
Лампы нет- я посвечу. (Свечка)
Домовой: Ну, Гордей, хороши у тебя помощники, с ними не пропадешь. Вот вам карта- план, она вам дорогу покажет.
Воспитатель: Сказал это старичок и за печку спрятался. Гордей карту взял и в путь, а мы за ним. Но сначала карту рассмотрим. (рассматривают карту)
Считалка- физминутка:
В: По тропинке мы пойдем?
Д: Пойдем!
В: Ручеек мы перейдем?
Д: Перейдем!
В: Ну, а камень?
Д: Обойдем!
В: Через кустики и кочки
Через ветки и пенечки
Мы к лесной полянке вышли
Поднимая ножки выше!
(звучит музыка леса)
Воспитатель: Так мы шли-шли и к пенечку подошли! А пенечек-то в лесу большом и дремучем стоит. А на пенечке старичок сидит, мох с себя отряхивает, по сторонам поглядывает. Наш Гордей догадлив был, понял, что перед ним царь лесной и зовут его?
Д: Леший!
В: Поклонился Гордей, поздоровался: " Здравствуй лес! Волшебный лес! Полный сказок и чудес! Здравствуй и ты, царь лесной!"
Г: Здоровы ли лешачиха с лешачатами?
Л: Ой, калинушка- размалинушка, здоровы! Ой, калинушка- размалинушка есть просят.
Г: Вот тебе царь лесной подарок для твоих деток!
В: Вытащил Гордей тарелочку с яйцами вареными, поставил перед Лешим и сказал: "Прими царь лесной подарочек для твоих детушек!" Обрадовался Леший и говорит:
Л: Ну спасибо, Гордей, удружил! Лучшего гостинца моим лешачатам и не надо! А зачем ты в лес пожаловал? Да еще столько народу с собой привел? Сейчас шуметь в лесу начнут, зверей да птиц пугать!
В: Ну что ты хозяин лесной, наши ребята знают, как себя в лесу вести, у нас и красивые плакаты есть о правилах поведения в лесу. мы их можем у входа в лес развесить, чтобы они напоминали людям о правильном поведении в лесу.
(показывают Лешему плакаты и объясняют правила, воспитатель расставляет их вокруг лесной панорамы)
Физминутка:
Ручки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Ручки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сдувает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Ручки сложили назад!
Л: Хорошие у тебя Гордей спутники, проходите дальше!
Г: Спасибо, хозяин лесной! А не укажешь ли путь- дорогу к невесте моей Марьюшке?
Л: Слыхал- слыхал про счастье твое. А идти вам недолго осталось. Сразу за лесом, под горкой деревенька, стучи в первую избу - не прогадаешь!
Г: Спасибо тебе царь Лесной!
В: Так Гордей и сделал. Забрался на горку, а там деревенька стоит.
Подошел бочар к первой избе, постучал в дверь. Отворила дверь девушка-красавица- Марьюшка. Ахнул Гордей, вот она невеста его, такая же, как во сне перед ним стоит, глаз не поднимает. Марьюшка-то мастерицей искусной оказалась. Ковры ткала красоты несказанной. И был у нее ковер старинный, особенный, от бабушки ей достался. (достает ковер- самолет). И если его на полянке расстелить, хорошим да добрым людям встать на него, слова волшебные сказать, отнесет вас ковер туда, куда пожелаете.
-А мы-то с вами люди хорошие?
Д: Да!
В: Добрые?
Д: Да!
В: А Гордей с Марьюшкой?
Д: Конечно!
В: Расстилайте ковер быстренько и дружно! (расстилают,
вставайте на него! Гордея с Марьюшкой не забудьте! (дети встают на ковер)
Ковер- самолет (2 хлопка, руки в стороны)
Ковер- самолет
Ты возьми-ка нас в полет (2 хлопка по коленям, описать дугу)
Самолет загудел (вращение перед грудью, согнутыми в локтях руками)
И ковер наш полетел (руки в стороны, наклоны)
Мы летели, мы летели
На полянку тихо сели (руки к коленям)
Вот и дома, прилетели (сходим с ковра)
В: Привез Гордей Марьюшку в деревню родную. Свадьбу веселую сыграли. все жители деревни на свадьбе пели и плясали, в народные игры играли. И мы с вами тоже на той свадьбе побывали, с ними весело плясали.
(достает кукол из пластмассовых бутылок, одевает детям на руки и танцует с ними в хороводе под русскую народную мелодию)
В: А на свадьбу молодым надарили подарков разных,
все в деревне, кто, что умел своими руками делать, такой подарок молодым и сделал.
А у нас с вами тоже ручки есть трудолюбивые да умелые. Давайте и мы тоже Гордею и Марьюшке подарок сделаем. Вот слышала я, что вы росписи разные знаете- и городецкую, и хохломскую, и гжельскую. Правда это? Давайте распишем молодым и посуду, и горшки. Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика:
Две сороконожки
Бежали по дорожке,
Бежали, бежали
Друг друга повстречали
Так друг друга обнимали,
Что мы их едва разняли.
(Дети расписывают посуду по желанию и снова ставят ее на полку)
В: Молодцы, смотрите, как красиво, как весело стало в избе у Гордея с Марьюшкой. Зажили молодые дружно и весело в труде ежедневном себе на радость, а честным людям на удивление. Вот и сказка вся, сказка кончилася!
В: Вот и закончилось наше путешествие.
-Хорошая сказка?
-Вы узнали что-то новое?
-Что понравилось и запомнилось больше всего?
-Какие духи повстречались в нашей сказке?
-Каким мастерством владел Гордей?
-Как называлась его ремесло?
-Наше путешествие вам понравилось, ребята?
Мне очень понравилось с вами путешествовать, даже не ожидала, что вы такие самостоятельные, активные, работоспособные, совсем взрослые. Сегодня в начале занятия мы улыбнулись друг другу и передали друг другу тепло наших рук, делали все дружно и у нас все получилось. Каждый день улыбайтесь: маме, папе, бабушке, солнышку, друзьям и воспитателям. И у вас всегда все будет хорошо. А вот вам подарочек от Гордея с Марьюшкой. (дарит связку баранок, дети прощаются и уходят).
Самоанализ
"К народным традициям должно
быть величайшее внимание,
их надо изучать и воспринимать
всей душой, их надо осваивать"
А. Б. Салтыков
В данном детском саду работаю двадцать лет, и поняла, как воспитателю бывает порой непросто наладить эмоциональный контакт с детьми. Маленький человек смотрит на меня доверчивыми, широко открытыми глазами. Его чуткое сердце в любую минуту готово откликнуться на прекрасный, сказочный мир в котором он непременно принц или маленькая принцесса. Труднее всего завоевать доверие маленького человека, который чутко распознает всё лживое и правдивое, не разрушить его внутренний мир, где царит радость и удивление, чудо и огорчения, сказка о том, что добро всегда должно победить зло. Искала своё собственное решение: как заинтересовать детей, привлечь их внимание, развивать в них ум и обогатить душу. Воспитывая детей, замечала, как тянется душа ребёнка к образному языку произведений народного творчества, как ненавязчиво и естественно учатся они сопереживать, видеть прекрасное.
В век современной науки и техники мы на многое смотрим по- другому, что-то для себя открываем заново, что-то переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью могу сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Организуя свою работу, я поставила перед собой задачу: донести до сознания своих воспитанников, то, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в духе русских традиций.
Мною были отобраны следующие приоритеты:
1) Создание атмосферы национального быта.
Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувства прекрасного. Я решила, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. Для этого я смастерила переносной макет части русской избы, куда при помощи родителей были собраны старинные предметы русского быта.
2) Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, загадок и т. п.).
В русском фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. Ребят дошкольного возраста знакомлю с русской народной песней, демонстрируя, как в этом виде словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости, черты русского характера, присущие ему нравственные ценности- представления о добре, красоте, правде, верности и т. п.
Учу детей уважительно относиться к труду, восхищаться мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Провожу занятия с детьми по разгадыванию загадок о предметах старинного русского быта, ведь каждая народная загадка отображает окружающий человека мир.
Ежедневно перед сном проходит традиционное чтение русских народных сказок и сказок народов мира, а также слушание колыбельных песенок в аудиозаписи или в моем исполнении, что формирует потребность в художественном слове, в музыке. Народное творчество всегда благодатно для всех видов занятий с детьми любого возраста.
3) Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Я считаю, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Такие обрядовые праздники, как Рождество, Новый год, Масленица, Пасха, праздник сбора урожая ежегодно прохожу в нашем детском саду в виде утренников, развлечений, занятий обязательно с народными играми, загадками, потешками, песнями, инсценированием сказок, применяя различные виды театров, которые есть в нашем детском саду (пальчиковый, объемный, плоскастной "би-ба-бо", театр кружек, трубчатый театр, куклы на бутылках, настольный театр, театр масок, шапочек и т. п.) с ряженьем детей. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных музыкальных инструментах. Ребята с удовольствием учатся играть на ложках, свистульках, дудочках, трещотках и других инструментах, коллекцию которых постоянно пополняем.
4) Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимые в труде и быту. В них отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира-красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки. Но я не только знакомлю детей со всем этим богатством, но и пытаюсь научить ребят делать различные игрушки из бросового материала, пластилина, глины, соленого теста. Учу расписывать посуду, вырезанную из картона и бумаги или сделанную из папье - маше. Помогают нам в этом и самодельные и типографские, красочные альбомы по технике различных росписей.
5) Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры, привлекли моё внимание не только как жанр устного народного творчества, заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка, побудил меня ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Народные игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, а прибаутки, считалки, скороговорки всегда делают процесс игры более интересным и содержательным. Ни одна прогулка в любое время года не проходит у нас без народных игр.
Кроме того, им интересно было увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, имитировать еду деревянными ложками из деревянной чашки, примерить русский сарафан.
Постоянно нахожусь в творческом поиске новых форм и методов работы. Знакомству детей с русским народным творчеством мне помогают, в течение нескольких лет, кружки:
- «Мир танца»- танцевальный (разучиваю с детьми русские народные танцы, например кадриль, перепляс, в сопровождении задорной русской частушки).
- «Мир сказки» - театральный (были разработаны сценарии и поставленые мною русские народные сказки : "Маша и медведь", "Репка", "Заюшкина избушка", "Теремок" и т. д.)
«Гнездышко» - вязальный (учу совместно детей и их родителей вязать несложные вещи и делать различные поделки с элементами вязания, приобщая их к русскому народному творчеству).
Ни один праздник в нашем селе не обходится без выступления наших детей. Это и "День пожилого человека", и "День матери", и "День Победы" и "День знаний" и "Последний звонок"и другие, где с удовольствием и овациями принимают выступления наших детей.
Ставлю цель: освоить с детьми дошкольного возраста культурное наследие прошлого, сформировать интерес к нему, желание у детей обращаться к фольклору, влияя тем самым на эмоциональную и нравственную сферу личности, ведь народный фольклор это ученье добру и о добре оно обращено к миру и согласию.
Каждый день я прихожу в свой детский сад с чувством, что меня там ждут. Я стараюсь не обмануть их ожидания и веду своих маленьких принцев и принцесс по дороге добра и радости, сотрудничества и творчества. От того насколько я нужна своим маленьким друзьям, коллегам и родителям зависит то, насколько я профессионал своего дела. Не встать над ним, не быть под ним, а стоять на одном уровне с ним и идти с ним вместе по дороге ведущей в счастливое будущее.
Хочется надеяться, что заложенные в детях все эти знания, умения, навыки, накопленные русским народом веками, помогут стать нашим детям хорошими, мудрыми людьми с доброй душой.