Папки-передвижки

Русская народная игрушка и ребенок младшего дошкольного возраста в современном обществе

гречишкина наталья
Русская народная игрушка и ребенок младшего дошкольного возраста в современном обществе
▼ Скачать + Заказать документы

Особое место в русском творчестве занимала традиционная игрушка. Она во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка.

В этом контексте стоит вспомнить о забытой игре в «чудесный мешочек». Каждый из игроков по очереди достает из мешочка одну из фигурок и затем, с закрытыми глазами, наощупь, находит в мешочке такую же вторую. Если вторая фигурка найдена неправильно, то обе возвращаются назад в мешочек, и ход делает следующий участник. Побеждает тот, кто набрал большее число фигурок.

Публикация «Русская народная игрушка и ребенок младшего дошкольного возраста в современном обществе» размещена в разделах

Эта игра является очень полезной для развития ребенка. Во-первых, когда ребенок перебирает в мешочке различные деревянные фигурки, невольно происходит массаж кистей рук. Это особенно полезно, если ребенок испытывает недостаток тактильных ощущений. В повседневной жизни недостаток тактильных ощущений может проявляться в привычке сосать палец, соску. Во-вторых, игра также тренирует мелкую моторику. В-третьих, развивается воображение и память малыша.

Почему же так важно развивать у ребенка воображение? Развитие воображения происходит наиболее активно в дошкольном возрасте. Сказочные, фантастические образы ребенок воспринимает как реальные. Его собственный жизненный опыт еще слишком невелик, поэтому воображение помогает возместить его недостаток.

У маленьких детей развито пассивное воображение. Они с легкостью могут представить себе описываемые образы и часто считают их реально существующими. К концу дошкольного возраста воображение активизируется, становится творческим. И ребенок может создавать новые образы самостоятельно. Воображение тесно связано с другими психическими процессами: восприятием, мышлением, вниманием, памятью, а также речью.

Подобные виды забытых игр вполне актуальны и в современном мире, но к сожалению, мы предпочитаем заменять их гаджетами, не давая детям элементарные представления о мроустройстве. В результате чего дети становятся не способны к социализации, а в дальнейшем и к самореализации.

Что же касается системы воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка, то она была столь же продуманной и многоплановой, как и только что описанная игрушка, воздействуя на все уровни ощущений - тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что глиняная, деревянная или соломенная игрушка, в отличие от пластмассовой, снимает психологическое напряжение и барьер между ребенком и "миром больших вещей", воспитывают ласковое, небоязливое отношение к миру. К сожалению, в следствии подмены традиционного самобытного развития русского ребенка на «Инновационные» гаджеты, в современном мире дети становятся не способными даже к самостоятельной деятельности, не говоря о самовыражении в ручном труде.

В июле 2020гола в детском саду г. Белгорода «Антошка» прошла неделя народной игрушки. Во второй младшей группе дети попробовали сделать игрушку самостоятельно. Данный вид деятельности оказался достаточно сложен в исполнении детей 3-х лет. Оказалось, что для многих деток достаточно сложно даже скатать шарик.

Хотелось бы порекомендовать родителям данный вид детской деятельности, не только для развития мелкой моторики, но также для развития интеллектульного, эстетического и пространственного мышления.

Для работы понадобится: мука, соль и вода- для приготовления теста, кисточки и гуашь – для росписи готовых изделий.

Из муки, воды и соли готовим тесто. Ребенок вылепливает любые изделия (птички, лошадки, куклы, овощи, фрукты, которые в дальнейшем выкладываются на хорошо проветриваемый подоконник или на жарочный лист духового шкафа, где подвергаются дальнейшей просушке. Высушенные, твердые поделки малыш может расписать красками посредством их нанесения на поверхность поделки в виде рельефов и узоров, в соответствии со своей фантазией.

Самостоятельно выполненная игрушка из природных материалов, знакомит ребенка с окружающим миром и помогает развить творческое начало.

Рассматриваемому поколению детей игра с народной игрушкой значительно интереснее и привлекательней современной игрушки. На примере воспитанников нашего детского сада можно сделать вывод, что описываемые игрушки необычны в современном преставлении и уже тем интересны. Они на долго задерживают внимание современного ребенка, являясь не только предметом для любования, восхищения и забавы, но и приобщает малыша к миру абстрактных образов и представлений, эстетически развивает, дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и заставляет задуматься над азами техники и механики.

Воспитатели нашего детского сада «Антошка» стараются развивать у детей чувство прекрасного, эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы. Все занятия направлены на развитие потенциальных возможностей дошкольников. Хотелось бы надеяться, что описанные в данной статье виды детской деятельности найдут поддержку родителей наших воспитанников и вновь закрепятся в русских семьях, как самобытные неотъемлемые формы взаимообщения поколений.

Библиографический список:

Агаева И. В. Возвращение к истокам. - М. 2004.

Жулаева Н. В. Глиняная игрушка. Журнал Народное творчество. №4 2004.

Пантелеев Г. Н. Декоративное искусство - детям. - М. 1976.

Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. - М. 1984

Блинов, Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке [Текст] / Г. М. Блинов. - М. : Детская литература, 1977. - 190 с.

Богуславская, И. Я. Промыслы без «сувенирщины» [Электронный ресурс] / И. Я. Богуславская // Санкт-Петербургские Ведомости: периодическое электронное издание. - Режим доступа: https://pda.spbvedomosti.ru/guest.htm?id=10243094@SV_Guest.

Богуславская, И. Я. Русская глиняная игрушка [Текст] / И. Я. Богуславская. - СПб. : Искусство, 1975. - 148 с.

Булгакова, А. Н. Хочется вернуться [Электронный ресурс] / А. Н. Булгакова // Web-cайт гильдии мастеров художественных мастерских «Арт-Терем». - Режим доступа: https://www.traditions.ru/articles/dymigrushka.html.

Дайн, Г. Л. Русская игрушка [Текст] : из коллекции худож. -пед. музея игрушки АПН СССР, г. Загорск / Г. Л. Дайн. - М. : Сов. Россия, 1987. - 196 с.

Публикации по теме:

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки магазинов переполнены разнообразием.

«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение.

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Родительское собрание с использованием ИКТ «Роль женщины-матери в современном обществе» Цель: • привлечь родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи: • осмыслить основные нравственные.

Русская народная игра «Горшочки» с детьми старшего дошкольного возрастаРусская народная игра «Горшочки» с детьми старшего дошкольного возраста Русские народные игры несут в себе лучшие национальные традиции. В народных традициях есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность.

Русская народная игрушкаРусская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русская народная игрушка и ребенок младшего дошкольного возраста в современном обществе
Опубликовано: 19 июля 2022 в 23:28
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русская народная игрушка и ребенок младшего дошкольного возраста в современном обществе» (включая файлы) размещена пользователем гречишкина наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД