Галина Филиппова
Конспект занятия «Русская матрешка» с детьми 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ГРУППА (ВОЗРАСТ) группа детей 4-5 лет
ТЕМА Русская Матрешка
ЦЕЛЬ: Знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества.
ЗАДАЧИ:
Обучающие
• Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства.
• Дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрёшку.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Русская матрешка“ с детьми 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.
• Развивать творчество, интерес к прошлому.
• Продолжать работу над интонационной выразительностью речи.
Воспитательные:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.
РЕСУРСЫ (наглядные пособия) :
• Картинки с изображением различных матрешек.
• Расписные матрешки
• Листы с изображением матрешки.
• Карандаши, фломастеры.
Ход занятия:
Вводный этап (актуализация знаний).
(Дети стоят в кругу)
Ребята, я сегодня принесла для вас что-то необычное (Педагог показывает коробку)
Хотите узнать, что там? (Хотим)
А чтобы узнать, что в посылке нам надо отгадать загадку.
Загадка:
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Основной этап.
- Ребята, как вы думаете, для чего сделали этих матрешек
( Дети: Чтобы мы могли играть, веселиться.)
- Посмотрите ребята, какие они красивые, веселые!
- А теперь садитесь поудобнее, и послушайте мой рассказ.
Матрешка – не простая кукла. У нее есть один секрет. Если ее открыть, покажется вторая куколка, размером поменьше. Она может быть очень похожа на первую, а может сильно отличаться. Иногда это не девочка, а мальчик. Следующая фигурка тоже открывается… В одной матрешке может прятаться до 8 разных кукол (или даже больше).
Название для куколки выбрали неспроста. Во времена, когда игрушку только-только придумали, в русской провинции многим девочкам давали имя Матрена. Матрешка – это уменьшительно-ласкательная форма имени Матрена.
О появлении матрешки даже существует легенда о ее происхождении. Однажды русский монах, живший на японском острове Хонсю, сделал фигурку-игрушку – бога мудрых поступков. В Японии он считается главным богом счастья. Добрый усатый старец раскрывался, а внутри находились еще 6 фигурок божеств. Эту идею заприметили русские мастера. Они сделали игрушку матрешку, которая вскоре стала символом России. Вместо богов фигурка олицетворяла народ: крестьянские и боярские семьи, барышень в русских сарафанах, жениха и невесту с венчальными свечами. Иногда внутри попадался пастушок или старик с огромной бородой. Последняя фигурка часто была сделана в виде младенца.
Существует поверье, что если положить в матрешку записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Чем больше фигурок, и искуснее роспись, тем быстрее это произойдет. (Во время рассказа происходит демонстрация картинок и непосредственно матрешек)
А как вы думаете, из чего сделаны наши игрушки-куколки? (из дерева)
Конечно из дерева. Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. Но ели оствить матрешку такой (Деместрация пустой мтрешки, она же будет не интересной и не запоминающейся. Как это можно исправить? (Раскрасить матрешек красками.)
Конечно, их украшали: разрисовывали им сарафаны, платья, платочки. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.
Предлагаю вам ребята поиграть в игру «Собери матрёшку».
(дети собирают разрезные картинки в виде матрешек, разного размера)
Ребята, какие вы молодцы!
А хотели бы вы оказаться в настоящей мастерской игрушек?
А мы сможем это сделать?
Что нам для этого надо?
Я предлагаю вам отправиться в прошлое и попасть в мастерскую игрушек (дети перемещаются к столам под «загадочную» музыку, надевают фартуки мастеров)
Посмотрите все готово к нашему приходу, находите себе места.
Какие красивые матрешки, но они все белые и одинаковые, разве так должно быть? (Нет, матрешек надо раскрасить)
А вы сможете это сделать?
Тогда приступайте (самостоятельная работа детей)
Какие красивые веселые матрешки у вас получаются ребята! Педагог оказывает индивидуальную помощь детям.
Вот наше маленькое приключение подходит к концу, нам пора возвращаться в детский сад (дети снимают фартуки и встают в круг)
Заключительный этап.
Все вместе рассматривают получившихся матрёшек и обсуждают.
Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали?
Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек?
Ребята вы были очень внимательны, отзывчивы, добры, трудились как настоящие мастера, поэтому у вас всё получилось!
А чтобы мы не забывали об истории этих игрушек в нашей группе останутся матрешки, мы сможем с ними играть как когда-то наши предки