Шишкова Елена
Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – короткий, важный период становления ребенка.
Основной вид деятельности детей – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка. Игра – это способ усвоения общественного опыта. Особое место занимают творческие или сюжетно-ролевые игры дошкольников. Руководство творческими играми – один из сложных разделов методики дошкольного воспитания. Воспитатель не может предвидеть, что придумают дети и как они поведут себя в игре. Своеобразие деятельности требует своеобразных приемов управлению.
Публикация «Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников» размещена в разделах
Руководство поведением детей в играх :
- обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр;
- введение главных и второстепенных ролей;
- использование в играх предметов-заместителей;
- поочередно выбирать роли, которые пользуются популярностью;
- наблюдение за выбором ролей и воспитание положительных качеств;
- обучение детей приемам ролевого поведения;
- наблюдение за играми детей, анализ их поведения;
- привлечение к игре и пассивных детей;
- решение конфликтных ситуаций в игре.
Жизнь детей в детском саду и дома богата примерами доброжелательного отношения между людьми, но одних примеров взрослых недостаточно, чтобы у дошкольников сформировалось правильное поведение. Воспитатель должен подбирать такие приемы воздействия, что бы ребенок поступал доброжелательно, гуманно по отношению к другим без напоминания или присутствия взрослых.
Формирование положительных эмоций у детей в игре:
- показ воспитателем новых способов игровых действий с одними и теми же предметами;
- создание многообразных игровых ситуаций;
- включение детей в развитие сюжетной ситуации с сопровождением эмоциональных реплик;
- побуждение детей к произнесению или повторению слов в игровой ситуации;
- выбор тем для игр с эмоциональной выразительностью игровых действий;
- проигрывание диалогов из сказок;
- сюжетные действия с театрализованной игрушкой, сопровождаемые комментарием;
- образец и повтор ребенком реплик в соответствии с сюжетом;
- упражнение в интонационной выразительности речевых диалогов;
- эмоциональное чтение художественных произведений;
- введение в игру специальных наборов образной игрушки;
- ролевое участие воспитателя в игре в качестве партнера.
Воспитание у детей целеустремленности – длительный и сложный процесс, который наилучшим образом осуществляется в игре. Вначале целеустремленность всецело зависит от заинтересованности, удовольствия, которое игра доставляет ребенку. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.
Воспитание целеустремленности и активности в играх :
- показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с ролью;
- участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных главных ролей;
- введение разнообразных ролей;
- наблюдение за играми активных, инициативных детей;
- составление рассказа "Как играть";
- планирование игры;
- беседа с детьми и обыгрывание ситуации во время и после экскурсий и чтения литературы;
- использование театрализованных игр с разными видами театров;
- изготовление и обыгрывание атрибутов к сюжетным играм;
- строительство и обыгрывание разнообразных сюжетных построек;
- обыгрывание в режиссерских играх различных сюжетов;
- использование в играх совмещения сюжетов;
- анализ и поощрение детей и игровых коллективов, играющих без конфликтов.