Лучший педагог года

Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Анна Синицына
Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1. Пояснительная записка

Актуальность программы: Актуальность программы состоит в том, что а практике работы ДОУ существует много различных программ по ознакомлению детей с художественной литературой, которые в основном решают задачи развития речи, а задача формирования нравственных качеств у детей отходит на второй план. Таким образом, возникает противоречие между огромными потенциальными возможностями сказки в нравственном развитии дошкольников и довольно скудным количеством разработок, направленных на формирование нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.

Публикация «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Детская литература (рассказы, народные и авторские сказки, стихотворения т. д.)содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Формируя у детей первые нравственные представления, воспитатель стремится привить детям чувство прекрасного, ведь, понятия этики и эстетики в педагогическом процессе тесно взаимосвязаны.

Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру, без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной цели. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большое воздействие, чем любое морализирование.

Цель программы: Формирование нравственных представлений у младших дошкольников средствами детской художественной литературы

Задачи программы:

- сформировать у детей младшего дошкольного возраста нравственные представления;

-научить адекватно оценивать поступки героев художественных произведений, делать соответствующие выводы;

- сформировать у детей представления о правилах общения со взрослыми и сверстниками;

- научить замечать некоторые свои неадекватные действия и корректировать их исходя из правил поведения.

2. Условия реализации программы

Основная ОП ДОУ: «От рождения до школы» от рождения до школы под ред Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

- чтение художественной литературы;

- инсценировка художественного произведения;

- театрализованная игра.

Целевая аудитория: Дети 2-4 лет

3. Планиремые результаты работы.

В младшей группе основная задача работы с детьми по формированию положительных нравственных качеств сводиться к тому, чтобы объяснить малышам, как нельзя поступать и как можно, научить детей устанавливать связь между соответствующим эмоциональным состоянием литературных персонажей и их последующими действиями, а также учить детей доброжелательным взаимоотношениям. Зная, что в этом возрасте оценка поступка героя из сказки определяется общим эмоциональным отношением к нему (положительным или отрицательным, необходимо объяснять детям, что можно делать, а что нельзя; необходимо прививать такие правила поведения, как: «Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться о других», «Надо играть дружно, не ссориться!», «Не хорошо жадничать». С этой целью были подобраны литературные произведения, в которых положительные и отрицательные качества ярко сопоставлены.

Предполагается, что нравственное воспитание младших дошкольников будет более эффективно при использовании детской художественной литературы как педагогического средства, если работа осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Планируется, что дети научатся оценивать поступки героев произведений, делать адекватные выводы, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, правильно оценивать собственные поступки, строить свои действия исходя из правил поведения.

4. Основное содержание программы

Планирование деятельности по формированию нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы

Месяц

Тема занятий/название произведения

Тип занятия

Количество занятий

Октябрь

«Хрюшка и чушка» Т. Александрова

Чтение художественного произведения

1

«Хрюшка и чушка» Т. Александрова

Инсценировка художественного произведения

1

«Хрюшка и чушка» Т. Александрова

Театрализованная игра

1

«Как лисичка бычка обидела»

Эскимосская сказка

Чтение художественного произведения

1

Ноябрь

«Как лисичка бычка обидела»

Эскимосская сказка

Инсценировка художественного произведения

1

«Как лисичка бычка обидела»

Эскимосская сказка

Театрализованная игра

1

«Как Маша стала большой»

Е. Пермяк

Чтение художественного произведения

1

«Как Маша стала большой»

Е. Пермяк

Инсценировка художественного произведения

1

Декабрь

«Как Маша стала большой»

Е. Пермяк

Театрализованная игра

1

«Пусть он сидит»

Э. Мошковская

Чтение художественного произведения

1

«Пусть он сидит»

Э. Мошковская

Инсценировка художественного произведения

1

«Пусть он сидит»

Э. Мошковская

Театрализованная игра

1

Январь

«Маша и Ойка»

«Сказка о грубом слове «Уходи»»

С. Прокофьева (Из серии «Машины сказки»)

Чтение художественного произведения

1

«Маша и Ойка»

«Сказка о грубом слове «Уходи»»

С. Прокофьева

Инсценировка художественного произведения

1

«Маша и Ойка»

«Сказка о грубом слове «Уходи»»

С. Прокофьева

Театрализованная игра

1

Февраль

«Сказка о невоспитанном Мышонке»

С. Прокофьева

Чтение художественного произведения

1

«Сказка о невоспитанном Мышонке»

С. Прокофьева

Инсценировка художественного произведения

1

«Сказка о невоспитанном Мышонке»

С. Прокофьева

Театрализованная игра

1

«Косточка»

Л. Н. Толстой

Чтение художественного произведения

1

Март

«Косточка»

Л. Н. Толстой

Инсценировка художественного произведения

1

«Косточка»

Л. Н. Толстой

Театрализованная игра

1

«Жужуля»

М. Пляцковский

Чтение художественного произведения

1

«Жужуля»

М. Пляцковский

Инсценировка художественного произведения

1

Апрель

«Жужуля»

М. Пляцковский

Театрализованная игра

1

«Ветер и солнце»

К. Ушинский

Чтение художественного произведения

1

«Ветер и солнце»

К. Ушинский

Инсценировка художественного произведения

1

«Ветер и солнце»

К. Ушинский

Театрализованная игра

1

Май

«День доброты»

Досуг

1

всего

28

Анализ подобранной литературы с точки зрения воспитания нравственных качеств у детей

Название произведения

Воспитательная ценность (какие морально-нравственные качества воспитывает)

1

«Хрюшка и чушка» Т. Александрова

Дружелюбие

Культура общения

2

«Как лисичка бычка обидела»

Эскимосская сказка

Культура общения

Справедливость

3

«Как Маша стала большой»

Е. Пермяк

Трудолюбие

Скромность

4

«Пусть он сидит»

Э. Мошковская

Дружелюбие

Желание делиться

5

«Сказка о грубом слове «Уходи»»

С. Прокофьева (Из серии «Машины сказки»)

Вежливость

Дружелюбие

Благожелательность

6

«Сказка о невоспитанном Мышонке»

С. Прокофьева

Вежливость

Культура общения

Настойчивость

7

«Косточка»

Л. Н. Толстой

Честность

Порядочность

8

«Жужуля»

М. Пляцковский

Великодушие

Гостеприимность

9

«Ветер и солнце»

К. Ушинский

Благожелательность

Терпение

Ласковое отношение

Работа с родителями: индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».

6. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения

Сопереживание героям сказок, рассказов

4 балла: Отличает «добрых»(«хороших») и злых («плохих») персонажей, стремиться содействовать добрым, выражает к ним положительное отношение, негодует на поступки отрицательных; в процессе слушанья сказок, рассказов проявляет в движениях и речи адекватные эмоции; узнает знакомых героев в процессе инсценировки и в иллюстрации.

3 балла: Отличает «добрых»(«хороших») и злых («плохих») персонажей, по инициативе взрослого стремиться содействовать добрым, выражает к ним положительное отношение; в процессе слушанья сказок, рассказов проявляет в движениях и речи свои эмоции; часто узнает знакомых героев в процессе инсценировки и в иллюстрации.

2 балла: Нечетко отличает «добрых»(«хороших») и злых («плохих») персонажей, нуждается в помощи взрослого; по инициативе взрослого стремиться содействовать добрым, выражает к ним положительное отношение; в процессе слушанья сказок, рассказов явно не проявляет в движениях и речи свои эмоции.

1 балл: С явной помощью взрослого отличает «добрых»(«хороших») и злых («плохих») персонажей, не проявляет желания содействовать добрым даже вместе со взрослым; в процессе слушанья сказок, рассказов не проявляет в движениях и речи свои эмоции.

Владение культурой общения

4 балла: Использует слова и жесты благодарности, приветствия в общении со взрослыми и сверстниками; обращается к знакомому человеку по имени; ведет себя приветливо, дружелюбно, не мешает другим, не отвлекает, не отнимает игрушки.

3 балла: Использует слова и жесты благодарности, приветствия в общении со взрослыми, а в общении со сверстниками – редко, после напоминания взрослого; обращается к знакомому человеку по имени, но чаще привлекает внимание иначе; под руководством взрослого не мешает другим, не отвлекает, не отнимает игрушки.

2 балла: Самостоятельно не использует слова и жесты благодарности, приветствия в общении со взрослыми и сверстниками; не обращается к знакомому человеку по имени; в общении явно не выражает приветливость, дружелюбность, некоторое время и под руководством взрослого не мешает другим, не отвлекает, не отнимает игрушки.

1 балл: Не использует слова и жесты благодарности, приветствия в общении со взрослыми и сверстниками; в общении явно не выражает приветливость, дружелюбность, нередко мешает другим, отвлекает, отнимает игрушки.

Самоконтроль

4 балла: Проявляет целенаправленность; может подождать и не требует немедленного удовлетворения потребностей; строит свои действия исходя из правил поведения.

3 балла: Проявляет целенаправленность; под руководством взрослого может подождать и не требует немедленного удовлетворения потребностей; проявляет протест в ситуациях, определяемых словами- регуляторами «надо» и «нельзя».

2 балла: Не проявляет целенаправленность; по настоянию взрослого может подождать, но проявляет негативную реакцию; проявляет протест в ситуациях, определяемых словами- регуляторами «надо» и «нельзя».

1 балл: Не проявляет целенаправленность; требует немедленного удовлетворения потребностей; проявляет яркий протест в ситуациях, определяемых словами- регуляторами «надо» и «нельзя».

Самооценка

4 балла: Сам или с некоторой помощью взрослого замечает некоторые свои неадекватные действия, ошибки в деятельности и стремится их исправить.

3 балла: С некоторой помощью взрослого замечает некоторые свои неадекватные действия, ошибки в деятельности и по побуждению взрослого и вместе с ним их исправляет.

2 балла: Замечает некоторые свои неадекватные действия, ошибки в деятельности, на которые указывает взрослый, не стремится их исправить.

1 балл: Не обращает внимание на свои неадекватные действия.

Высокий уровень: 3-2,9

Средний уровень :2,9-1,9

Низкий уровень: 1,9 и менее

Публикации по теме:

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельностьПримеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2020 в 19:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Синицына в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД