Анна Синицына
Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Актуальность программы: Актуальность программы состоит в том, что а практике работы ДОУ существует много различных программ по ознакомлению детей с художественной литературой, которые в основном решают задачи развития речи, а задача формирования нравственных качеств у детей отходит на второй план. Таким образом, возникает противоречие между огромными потенциальными возможностями сказки в нравственном развитии дошкольников и довольно скудным количеством разработок, направленных на формирование нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.
Публикация «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Детская литература (рассказы, народные и авторские сказки, стихотворения т. д.)содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Формируя у детей первые нравственные представления, воспитатель стремится привить детям чувство прекрасного, ведь, понятия этики и эстетики в педагогическом процессе тесно взаимосвязаны.
Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру, без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.
Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной цели. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большое воздействие, чем любое морализирование.
Цель программы: Формирование нравственных представлений у младших дошкольников средствами детской художественной литературы
Задачи программы:
- сформировать у детей младшего дошкольного возраста нравственные представления;
-научить адекватно оценивать поступки героев художественных произведений, делать соответствующие выводы;
- сформировать у детей представления о правилах общения со взрослыми и сверстниками;
- научить замечать некоторые свои неадекватные действия и корректировать их исходя из правил поведения.
2. Условия реализации программы
Основная ОП ДОУ: «От рождения до школы» от рождения до школы под ред Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
- чтение художественной литературы;
- инсценировка художественного произведения;
- театрализованная игра.
Целевая аудитория: Дети 2-4 лет
3. Планиремые результаты работы.
В младшей группе основная задача работы с детьми по формированию положительных нравственных качеств сводиться к тому, чтобы объяснить малышам, как нельзя поступать и как можно, научить детей устанавливать связь между соответствующим эмоциональным состоянием литературных персонажей и их последующими действиями, а также учить детей доброжелательным взаимоотношениям. Зная, что в этом возрасте оценка поступка героя из сказки определяется общим эмоциональным отношением к нему (положительным или отрицательным, необходимо объяснять детям, что можно делать, а что нельзя; необходимо прививать такие правила поведения, как: «Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться о других», «Надо играть дружно, не ссориться!», «Не хорошо жадничать». С этой целью были подобраны литературные произведения, в которых положительные и отрицательные качества ярко сопоставлены.
Предполагается, что нравственное воспитание младших дошкольников будет более эффективно при использовании детской художественной литературы как педагогического средства, если работа осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Планируется, что дети научатся оценивать поступки героев произведений, делать адекватные выводы, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, правильно оценивать собственные поступки, строить свои действия исходя из правил поведения.
4. Основное содержание программы
Планирование деятельности по формированию нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы
Месяц
Тема занятий/название произведения
Тип занятия
Количество занятий
Октябрь
«Хрюшка и чушка» Т. Александрова
Чтение художественного произведения
1
«Хрюшка и чушка» Т. Александрова
Инсценировка художественного произведения
1
«Хрюшка и чушка» Т. Александрова
Театрализованная игра
1
«Как лисичка бычка обидела»
Эскимосская сказка
Чтение художественного произведения
1
Ноябрь
«Как лисичка бычка обидела»
Эскимосская сказка
Инсценировка художественного произведения
1
«Как лисичка бычка обидела»
Эскимосская сказка
Театрализованная игра
1
«Как Маша стала большой»
Е. Пермяк
Чтение художественного произведения
1
«Как Маша стала большой»
Е. Пермяк
Инсценировка художественного произведения
1
Декабрь
«Как Маша стала большой»
Е. Пермяк
Театрализованная игра
1
«Пусть он сидит»
Э. Мошковская
Чтение художественного произведения
1
«Пусть он сидит»
Э. Мошковская
Инсценировка художественного произведения
1
«Пусть он сидит»
Э. Мошковская
Театрализованная игра
1
Январь
«Маша и Ойка»
«Сказка о грубом слове «Уходи»»
С. Прокофьева (Из серии «Машины сказки»)
Чтение художественного произведения
1
«Маша и Ойка»
«Сказка о грубом слове «Уходи»»
С. Прокофьева
Инсценировка художественного произведения
1
«Маша и Ойка»
«Сказка о грубом слове «Уходи»»
С. Прокофьева
Театрализованная игра
1
Февраль
«Сказка о невоспитанном Мышонке»
С. Прокофьева
Чтение художественного произведения
1
«Сказка о невоспитанном Мышонке»
С. Прокофьева
Инсценировка художественного произведения
1
«Сказка о невоспитанном Мышонке»
С. Прокофьева
Театрализованная игра
1
«Косточка»
Л. Н. Толстой
Чтение художественного произведения
1
Март
«Косточка»
Л. Н. Толстой
Инсценировка художественного произведения
1
«Косточка»
Л. Н. Толстой
Театрализованная игра
1
«Жужуля»
М. Пляцковский
Чтение художественного произведения
1
«Жужуля»
М. Пляцковский
Инсценировка художественного произведения
1
Апрель
«Жужуля»
М. Пляцковский
Театрализованная игра
1
«Ветер и солнце»
К. Ушинский
Чтение художественного произведения
1
«Ветер и солнце»
К. Ушинский
Инсценировка художественного произведения
1
«Ветер и солнце»
К. Ушинский
Театрализованная игра
1
Май
«День доброты»
Досуг
1
всего
28
Анализ подобранной литературы с точки зрения воспитания нравственных качеств у детей
№
Название произведения
Воспитательная ценность (какие морально-нравственные качества воспитывает)
1
«Хрюшка и чушка» Т. Александрова
Дружелюбие
Культура общения
2
«Как лисичка бычка обидела»
Эскимосская сказка
Культура общения
Справедливость
3
«Как Маша стала большой»
Е. Пермяк
Трудолюбие
Скромность
4
«Пусть он сидит»
Э. Мошковская
Дружелюбие
Желание делиться
5
«Сказка о грубом слове «Уходи»»
С. Прокофьева (Из серии «Машины сказки»)
Вежливость
Дружелюбие
Благожелательность
6
«Сказка о невоспитанном Мышонке»
С. Прокофьева
Вежливость
Культура общения
Настойчивость
7
«Косточка»
Л. Н. Толстой
Честность
Порядочность
8
«Жужуля»
М. Пляцковский
Великодушие
Гостеприимность
9
«Ветер и солнце»
К. Ушинский
Благожелательность
Терпение
Ласковое отношение
Работа с родителями: индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».
6. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения
Сопереживание героям сказок, рассказов
4 балла: Отличает «добрых»(«хороших») и злых («плохих») персонажей, стремиться содействовать добрым, выражает к ним положительное отношение, негодует на поступки отрицательных; в процессе слушанья сказок, рассказов проявляет в движениях и речи адекватные эмоции; узнает знакомых героев в процессе инсценировки и в иллюстрации.
3 балла: Отличает «добрых»(«хороших») и злых («плохих») персонажей, по инициативе взрослого стремиться содействовать добрым, выражает к ним положительное отношение; в процессе слушанья сказок, рассказов проявляет в движениях и речи свои эмоции; часто узнает знакомых героев в процессе инсценировки и в иллюстрации.
2 балла: Нечетко отличает «добрых»(«хороших») и злых («плохих») персонажей, нуждается в помощи взрослого; по инициативе взрослого стремиться содействовать добрым, выражает к ним положительное отношение; в процессе слушанья сказок, рассказов явно не проявляет в движениях и речи свои эмоции.
1 балл: С явной помощью взрослого отличает «добрых»(«хороших») и злых («плохих») персонажей, не проявляет желания содействовать добрым даже вместе со взрослым; в процессе слушанья сказок, рассказов не проявляет в движениях и речи свои эмоции.
Владение культурой общения
4 балла: Использует слова и жесты благодарности, приветствия в общении со взрослыми и сверстниками; обращается к знакомому человеку по имени; ведет себя приветливо, дружелюбно, не мешает другим, не отвлекает, не отнимает игрушки.
3 балла: Использует слова и жесты благодарности, приветствия в общении со взрослыми, а в общении со сверстниками – редко, после напоминания взрослого; обращается к знакомому человеку по имени, но чаще привлекает внимание иначе; под руководством взрослого не мешает другим, не отвлекает, не отнимает игрушки.
2 балла: Самостоятельно не использует слова и жесты благодарности, приветствия в общении со взрослыми и сверстниками; не обращается к знакомому человеку по имени; в общении явно не выражает приветливость, дружелюбность, некоторое время и под руководством взрослого не мешает другим, не отвлекает, не отнимает игрушки.
1 балл: Не использует слова и жесты благодарности, приветствия в общении со взрослыми и сверстниками; в общении явно не выражает приветливость, дружелюбность, нередко мешает другим, отвлекает, отнимает игрушки.
Самоконтроль
4 балла: Проявляет целенаправленность; может подождать и не требует немедленного удовлетворения потребностей; строит свои действия исходя из правил поведения.
3 балла: Проявляет целенаправленность; под руководством взрослого может подождать и не требует немедленного удовлетворения потребностей; проявляет протест в ситуациях, определяемых словами- регуляторами «надо» и «нельзя».
2 балла: Не проявляет целенаправленность; по настоянию взрослого может подождать, но проявляет негативную реакцию; проявляет протест в ситуациях, определяемых словами- регуляторами «надо» и «нельзя».
1 балл: Не проявляет целенаправленность; требует немедленного удовлетворения потребностей; проявляет яркий протест в ситуациях, определяемых словами- регуляторами «надо» и «нельзя».
Самооценка
4 балла: Сам или с некоторой помощью взрослого замечает некоторые свои неадекватные действия, ошибки в деятельности и стремится их исправить.
3 балла: С некоторой помощью взрослого замечает некоторые свои неадекватные действия, ошибки в деятельности и по побуждению взрослого и вместе с ним их исправляет.
2 балла: Замечает некоторые свои неадекватные действия, ошибки в деятельности, на которые указывает взрослый, не стремится их исправить.
1 балл: Не обращает внимание на свои неадекватные действия.
Высокий уровень: 3-2,9
Средний уровень :2,9-1,9
Низкий уровень: 1,9 и менее