Оксана Максимова
Проект «Рождественские святки».
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Крапивинский детский сад №1 "Солнышко".
ПРОЕКТ
Автор-составитель: Музыкальный руководитель МБДОУ «Крапивинский Детский сад№1 «Солнышко»
Максимова О. С.
Содержание.
1. Содержание … 3
2. Характеристика проекта …. 4
3. Актуальность проекта…. 5
4. Цель и задачи проекта….…6
5. Предполагаемый результат…. …. 8
6. План реализации проекта…. ….9
7. Результаты работы над проектом…10
8. Список литературы….…. ….12
Публикация «Проект „Рождественские святки“,» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Проекты. Проектная деятельность
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Проекты
- Темочки
9. Приложение….…13
Характеристика проекта.
Тема проекта : «Рождественские святки».
Тип проекта : Творческий.
Продолжительность проекта : Краткосрочный (одна неделя).
Участники проекта : Музыкальный руководитель, воспитатели,
дети подготовительной и старшей группы.
Актуальность проекта.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Народные фольклорные праздники в жизни детей». Для тог, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые. Интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.
Цель и задачи проекта :
Цель проекта : Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.
Задачи проекта :
Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
Развивать воображение, творческие и актерские способности.
Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Этапы и сроки реализации:
1 этап – подготовительный. Подбор методического материала, наглядности, изучение литературы.
2 этап – основной (с 09.01.18 по 15.01.18 января). Занятия, конкурсы.
3 этап - заключительный. Концерт.
Предполагаемый результат
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха, формирует исполнительской культуру, мотивирует на творчество.
1. Дети имеют представление об истории праздника Рождество Христово, о Святочном периоде в народном календаре, о традициях и обычаях пения колядок.
2. Дети самостоятельно, без помощи воспитателя, проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках.
3. Дети умеют петь колядки самостоятельно, играть в игры, соблюдая правила.
4. Дети понимают свою принадлежность к родному народу, к его истории и культуре.
План реализации проекта
Название
мероприятия Форма проведения Предварительная работа Материал
Занятие на тему: «Рождество Христово» Развлечение.
Беседа о празднике Рождество Христово, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен.
Костюмы, музыкальные инструменты
Рождественские Посиделки Музыкальная
гостиная Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. Иллюстрации с изображением
ряженных
Рождественские святки
Концерт. Организация и проведение русских народных игр, танцев, хороводов, песен и забав.
Костюмы
ряженных,
народные музыкальные
инструменты.
Результаты работы над проектом.
Дети проявили активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором;
У детей сформировались навыки актерского мастерства, коммуникативные способности;
Дети проявили большой интерес на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Вхождение в мир фольклора для ребенка стал желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобрели опыт в изготовлении костюмов, опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Вывод:
Проект «Рождественские святки» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом проект в своём развитие имеет прогресс так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знания в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям.
Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Также ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний я изначально отвела детскому фольклорному празднику. Стараюсь создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Список используемой литературы:
1. Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М. : Владос, 1999.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. : Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
3. Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М. : Просвещение, 1985 - 160c., нот.
4. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М. : Просвещение, 2004,. – 223с. - ISBN 5-09-014666-7.
5. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 223с. - ISBN 5-09-014666-7.
6. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб. : Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
7. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
8. Доронова Т. Н. Вместе с семьёй. М. Просвещение, 2006.
9. Радынова О. П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.
10. Давыдова И. А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1 сентября 2013.
Приложение
Совместная деятельность.
Тема: «Рождество Христово».
Цель: Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом. Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику: украшать ёлочку на Рождество, поздравлять друг друга, делать подарки, накрывать праздничный стол. Подвести детей к выводу, что лучший подарок Иисусу Христу от нас - любовь друг к другу, доброта, трудолюбие, честность и послушание. Повторить пословицу: «Что такое красота – это сердца доброта!» Познакомить детей с обычаем славить Христа. Расширять и активизировать словарный запас. Ввести в активный словарь новые слова, уточнить понятие новых слов - Рождество Христово, Святки, колядки, Вифлеемская звезда.
Сценарий «Рождественские посиделки».
Цель: познакомить детей с христианским праздником Рождество Христово.
Задачи:
Познакомить детей с рождественскими обычаями и традициями;
Познакомить детей со святочными гаданиями;
Познакомить с играми деревенских детей;
Развивать умение общаться в коллективе, в группе через игры и конкурсы.
Под русскую народную мелодию дети входят в зал, рассаживаются.
Ведущий:
Праздник Божий наступает
Людям радость возвещает
С колокольни слышен звон –
Благовест зовется он (т. е. несет хорошую весть)
Слушание «Колокольный звон»
Ведущий: Самый добрый праздник христиан – Рождество Христово. Что такое праздник? Это радостный день, в котором люди поздравляли друг друга. В храме – дома Бога, в эти дни празднично звонят колокола, дети вместе со взрослыми приходят в храм на торжественную службу. Этот праздник празднуем 7 января.
Слушание: «Рождество Христово»
Ребенок
В этот зимний вечерок
Вьётся над трубой дымок,
Месяц светится над ней,
А в избе полно гостей.
Здесь и красные девицы,
Раскрасавицы - сестрицы,
Добры молодцы кругом,
И хозяйка за столом.
Посиделки здесь у нас.
Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
Песня «Хоровод»
Ведущий: В нашей стране с давних времен существовал обычай: на праздник Рождества ходить друг к другу в гости со звездой, поздравлять, дарить подарки и петь колядки. Колядки – это праздничные Рождественские песни. В них рассказывается о рождении Христа. Хозяева всегда угощали конфетами, печеньями. Славят хозяев дома, желают им богатства, хорошего урожая и т. д.
Вот и к нам на праздник Рождества пришла гостья!
Звучит музыка:
Матрешка:
Я к ребятам собиралась,
Долго-долго наряжалась
Поиграть хочу немножко
Ну, скорей, скорой беги
Да матрешку догони
Игра: «Ловишки»
Матрешка:
Вот малышки, наши крошки
Встали дружно на дорожке
С ними будем мы играть:
Расставлять и собирать
Игра «Собери – расставь»
(собираем большой и мягкий конструктор в башню)
Ведущая: Матрешка наши дети могут не только играть, но и петь песни и водить хороводы.
Хоровод: «В лесу родилась елочка»
Матрешка: Ребята я хочу с вами еще немного поиграть.
Игра: «Донеси, не расплескав»
(2 ёмкости с водой, две команды, в руках ложки, берут воду и несут выливают в другую ёмкость старшие.)
Веселая эстафета «Держи груз»
(переносим кубики из одного тазика в другой)
Матрешка: Молодцы ребята, хорошо мы с вами поиграли.
Ведущая: Ну вот! Поиграли - погадали, попели - повеселились, а не загадать ли мне вам загадки? А разгадать сумеете? Тогда слушайте внимательно, дослушивайте до конца.
После осени пришла.
И сугробы намела. (Зима)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Морковка белая
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело
И морковку съело (сосулька)
С неба — звездой,
На ладошку — водой. (снежинка)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет (мороз)
Ведущий:
Святки празднует народ!
Становитесь в хоровод!
Хоровод маленькая елочка
Ведущий: Надо немного передохнуть и послушать стихотворение.
Ребенок
В тихий рождественский вечер
В небе сияет звезда.
Сердечко моё так и бьётся -
Радость на землю пришла!
Ребенок
Мороз на окошке рисует
Узор очень тонкий, чудной.
Снежинка свой вальс танцует,
Кружась под яркой звездой.
Матрешка: очень красивые стихи вы прочитали, но мне волшебная звезда подсказала, что ребята старшей группы знают веселый танец.
Танец «Метелица»
Ведущий:
Коляда, коляда
Отворяй - ка ворота,
К нам Матрешечка идет
Угощение нам несет
(Матрешка раздает угощение.)
Ведущий: Ну вот и закончились наши посиделки. Мы говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников.
Сценарий праздника: «Рождественские святки».
Вед. Очень жаль:
прошёл чудесный
И весёлый Новый год
А какой ещё хороший,
Славный праздник всех нас ждёт?
В небе звездочка, мерцая,
Лишь появится едва,
Знают все: настанет добрый
Светлый праздник Рождества.
Песня «Рождество» (Яркая звездочка на небе горит)
Вед. Все белым-бело от пуха,
Нет порядка во дворе.
Кружит вьюга-забавуха
Белым снегом в январе.
Кружит, мутит, завывает,
Снег в сугробы навевает.
По дорожке стелется
Белая метелица.
Песня: Как на тоненький ледок.
Вед: Здесь и красные девицы,
Раскрасавицы - сестрицы,
Добры молодцы кругом,
И хозяйка за столом.
Посиделки здесь у нас.
Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
Будем праздник коротать,
Дружно песню запевать.
Песня: К нам гости пришли, дорогие пришли.
Вед: Ну вот! Попели - повеселились, а не загадать ли мне вам загадки? А разгадать сумеете? Тогда слушайте внимательно, дослушивайте до конца.
Летит - молчит, лежит - молчит,
Когда умрёт, тогда заревёт.
(снег)
Кого за уши повесили,
За язык подёргали?
(колокол)
В лесу выросло, из лесу вынесли,
В руках плачет, а кто слушает - скачет.
(дудка)
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит.
(гармонь)
Ведущий:
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Утки - в дудки,
Чечётки - в трещотки,
Зайки в балалайки.
Играют, играют - всех потешают!
Да и мы сейчас начнём,
Инструменты лишь возьмём.
(Оркестр детских музыкальных инструментов).
Ведущий:
Святки празднует народ!
Становитесь в хоровод!
(пляска по показу под фонограмму «Ах, заинька»)
Проводиться игра: "Перетени канат".
Вед: Коляда! Коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества!
Коляда пришла,
Рождество принесла!
Танец: "Варенька".
В Рождество самым интересным делом было гадание.
Гадай, девица, гадай
Да судьбу свою узнай,
С кем петь, с кем плясать,
С кем в игры игр
Гадание со свечой.
Дети садятся в два круга: мальчики и девочки. Говорят слова, передавая друг другу незажженную свечу.
Суженый, ряженый,
Ты ко мне повернись,
Ты со мною подружись.
Я свечу передаю
И с тобой плясать пойду.
Мальчик и девочка, у которых окажется свеча, когда закончатся слова, исполняют перепляс. Игра повторяется 3 раза.
Вед: А уж вы вставайте, добры - молодцы
Да поглядите, какие красны девицы –
Белолицы, чернобровы, походка лебединая,
Душа –то легкокрылая.
Любую выбирай да и пляску начинай!
Танец: "Валенки".
А теперь самое заветное гадание. Подрастете, найдете себе суженого молодца или красную девицу. Хотите узнать, кто это будет
Гадание по профессиям
Ведущая берет хохломскую миску с предметами гадания по профессиям, закрытую платком и, обходя детей, с шутками – прибаутками комментирует каждый предмет, который дети достают
Предметы для гадания:
1. Ножницы (детские) – парикмахер;
2. Книжка – ученый, писатель;
3. Ноты – музыкант;
4. Краски – художник;
5. Градусник – врач;
6. Монеты – бухгалтер;
7. Ложка – повар
Ведущая: Вот еще одна игра, собирайся, детвора!
Не толкайтесь, не спешите, в круг скорее становитесь!
Игра «Если весело живется, делай так»
Игра «Жмурки».
«Жмурке» завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
- Кот, кот, на чем стоишь?
На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас!
Участники игры разбегаются, а «жмурка» ловит.
Вед. :
Наш праздник подошел к концу.
Будьте здоровы, счастливы будьте,
Живите без бед много – много лет!