Наталья Злыднева
Конспект ОД по патриотическому воспитанию старших дошкольников «Россия — Родина наша»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по патриотическому воспитанию старших дошкольников на тему : «Россия-Родина наша»
Цель: воспитание патриотических чувств и любви к своей стране у дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
продолжать знакомить детей с Россией; закреплять знания детей о стране, её географическом расположении, о материке, где мы живем, используя карту мира; продолжать знакомить детей с Брянщиной
Развивающие:
Публикация «Конспект ОД по патриотическому воспитанию старших дошкольников „Россия — Родина наша“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
продолжать учить детей самостоятельно и последовательно составлять описательные рассказы о стране, используя накопленные знания; закрепить знания детей о официальной государственной символике России (герб, флаг, гимн); обогащать словарный запас у обучающихся по данной теме; развивать диалогическую речь у детей, умение слушать своих товарищей
Воспитательные :
продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине, родному краю; воспитывать в детях чувство товарищества, умение поддерживать друг друга.
«ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель обращает внимание детей на гостей:
- Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними
Приветствие
Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
Улыбнись соседу справа!
Улыбнись соседу слева!
Обними соседа справа!
Обними соседа слева!
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья
Дружно будем заниматься
И успехов добиваться!»
Вместе: Вот теперь мы дружные, в пути друг другу нужные. Улыбнёмся друг другу, ведь улыбка это символ добра.
Воспитатель : Какую фигуру образовали?. Ребята, на что похож круг?
Дети: Шар, мяч, глобус.
Воспитатель : Мы жители одной планеты. Как называется наша планета?
Дети: Земля
Воспитатель : Рассмотрите глобус и найдите нашу страну. Мы живем в огромной прекрасной стране. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? (Россия)
А людей, которые проживают в России как мы называем? (Россияне)
А для всех россиян наша страна (Родина)
Ребенок: На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Воспитатель : Посмотрите, какую территорию на карте занимает наша страна. Что вы можете рассказать о ней глядя на карту?
Далее ребенок показывает территорию России на карте мира и еще раз уточняет название страны, показывает детям, что страна очень большая, необъятная, в ней много озер, морей и рек. На севере она покрыта снегами, в Сибири растут непроходимые леса, на Алтае поднимаются высокие горы, а еще нашу страну омывает три океана: Северный Ледовитый, Атлантический и Тихий.
- А кто главный в нашей стране? (Президент Путин В. В.).
- А вы знаете песни о Родине?
Песня о Родине
Воспитатель : У всех стран есть главные города. Как называется самый главный город нашей страны?
Дети: Москва – столица нашей Родины.
(Презентация)
Воспитатель : Столица – это главный город государства, здесь находятся правительственные учреждения и правительство страны. Так же в Москве находится Кремль – одна из главных достопримечательностей России. А в Спасской башне Московского кремля расположены одни из древнейших часов в мире. А кто знает как они называются?
Дети: Куранты
Обратить внимание на часы, которые находятся в зале
- Ребята, посмотрите, на наши куранты. Кто догадался сколько времени?
Дети: Но они неправильно показывают время. Может быть они остановились и их нужно завести? Покрутим стрелки и заведем часы (по часовой стрелке - не крутятся, попробуем в обратную сторону)
Звучим музыка перемещения во времени
Воспитатель : Ребята, а часы то оказались не простыми, они перенесли нас во времена Русского государства. В те времена далекие времена Россия не была единым государством, в ней правило множество князей. И у каждого государства был свой герб. Дети, а что такое герб?
Ребенок: Герб это условное изображение, которое является символом и отличительным знаком государства, города или рода. Герб отражает исторически сложившиеся традиции государства и является одним из его главных символов.
А вот, об истории нашего герба мы с вами узнаем посмотрев на экран
Гимнастика для глаз
На карте мира – части света - / посмотреть вверх, вниз
Как на ладони вся планета. / посмотреть вправо, влево
Здесь виден каждый океан, / круговые движения глазами
Очерчены границы стран.
Страна родная всех дороже - / закрыть глаза
Она видна на карте тоже, / широко открыть глаза
Её Россией мы зовём, / поморгать глазами
Границы свято бережём. / посмотреть прямо
Мультик
Воспитатель : Этот герб сейчас является гербом нашей страны. Давайте его рассмотрим. (Изображения герба России)
Воспитатель : Этому российскому гербу много-много лет. Сейчас нет царя в нашей стране, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша страна очень древняя, она возникла очень давно.
Воспитатель : Дети, а что это такое спряталось за гербом? На что похоже?
Дети: Похоже на кусочек пазла.
Воспитатель : Я думаю, стоит взять его с собой, вдруг пригодится.
Воспитатель : У каждой страны есть не только герб, но и флаг. Для чего его используют?
Дети: Под флагом сражаются за свою страну, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.
Воспитатель : И история Российского флага такая же древняя, как и история герба.
Когда в России правил царь Алексей Михайлович, по его приказу начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо - «Орёл». Для него потребовался опознавательный знак - флаг: бело-сине-красный с золотистым нашивным орлом в центре. Флаг говорил о принадлежности корабля государству. (Презентация)
Воспитатель : Но почему именно эти цвета были выбраны им для флага?
Ребенок: Белый цвет-березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Воспитатель : Цвета белый, синий и красный издревле почитались в народе. Со времен царя Алексея Михайловича белая и синяя полосы означали небосвод, красная — землю. А еще белый цвет означает чистоту, мир. Синий — верность и правду, а красный — отвагу и любовь. Многие страны имеют флаги, составленные из сочетания этих цветов. Например, Франция, Великобритания, США, Словакия, Словения и др.
Воспитатель показывает детям флаги других стран, на которых есть такие же цвета как на нашем флаге
- Ребята, здесь все флаги перепутались. Я предлагаю вам выбрать среди разных флагов российский флаг.
Дети выполняют задание.
Воспитатель : Где можно увидеть российский флаг?
Дети: На государственных зданиях, кораблях, жилых домах в дни государственных праздников.
Воспитатель : Флаг, так же как и герб является главным символом государства. А какой еще главный символ мы забыли?
Дети: У каждого государства есть еще свой гимн.
Воспитатель : А что такое гимн?
Дети: Это торжественная песня и ее исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событиях. Например, когда на международных соревнованиях побеждают наши спортсмены, то поднимают российский флаг и звучит гимн нашей страны.
При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Включаем гимн 1 куплет и припев
Воспитатель : Вы прослушали отрывок российского гимна, на музыку Александрова слова Михалкова
Воспитатель : Мы с вами узнали столько всего интересного об официальных символах России, Предлагаю вам сделать перерыв.
Физкультминутка
- В нашей стране горы - высокие,
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие
Мы ребята вот такие!
Звучим музыка перемещения во времени
Песня «Брянская сторона»
Воспитатель : часы переместили нас еще дальше во времени. Куда нас переместили часы?
во времена возникновения Брянска! А вы знаете, когда возник Брянск?
Дети: Очень давно
Воспитатель : Точная дата возникновения не известна, но ученые предполагают, что это был 985 год н. э. А кто из вас знает, как назывался Брянск раньше?
Дети: Раньше наш город назывался Дебрянск, потому что он возник среди густых лесов – дебрей.
Воспитатель : Брянск – это очень древний город, у него богатая история. Взгляните на фотографии старого Брянска (презентация и музыка фоном из ф-ма «Белорусский вокзал».
Наш город перенес множество войн, и самой разрушительной была Великая отечественная война. В 1941 году он был захвачен фашистами. Но брянский народ не сдался, а организовал партизанское движение. Брянские партизаны взрывали мосты, захватывали снаряжение, чтобы оно не досталось врагу. 17 сентября 1945 года Брянск был освобожден советскими солдатами. С тех пор этот день отмечается как День Города.
Наш город несет гордое звание города Партизанской славы, а в 2010 году он был удостоен звания город Воинской славы, в честь этого события была установлена памятная стела на площади Воинской славы на Кургане Бессмертия. А какие еще достопримечательности Брянска вы знаете? (ответы детей, показ презентации)
Воспитатель : У нашего города, как и у всех других, тоже есть герб и гимн?
- Кто-нибудь знает название нашего гимна? (ответы детей)
- Давайте мы его немножко послушаем и подпоем. Прослушивание
–Вы догадались, чей это герб? (Брянской области) Рассмотрим его.
Дети: В верхней части щита расположено изображение золотой ели с трехъярусной кроной как хорошо узнаваемый символ Брянского леса.
Воспитатель : Брянская область находится на границе 3х славянских государств: России, Украины и Беларуси, и это местоположение отображено в гербе Брянской области в виде трех полос под елью.
Выбегают 3 девочки в национальных нарядах России, Украины и Беларуси. (играет славянская музыка)
1й ребенок:
Всем славянам очень нужно,
Чтоб как братья жили дружно.
Если будем все едины,
Станем мы непобедимы.
2й ребенок:
Пускай мирным будет небо,
В закромах побольше хлеба,
Пусть славянский наш народ
Увеличивает род!
3й ребенок: (приглашает в хоровод)
Хоровод «Дружат дети всей земли»
Девочки прощаются и убегают, роняя кусочек пазла.
Воспитатель : Еще кусочек. Его мы тоже заберем!
Воспитатель : Дети, мы узнали о символах и достопримечательностях Брянска, но так и остаемся в прошлом.
Звучим музыка перемещения во времени
(музыка богатырская)
Воспитатель : Дети, мы переместились еще дальше во времени, во времена Древней Руси! А как вы думаете, кто охранял границы Руси, когда правил не президент, а русские князья?
Дети: На защиту границ вставала дружина. И служили они на заставе.
Воспитатель : А как назывались древние защитники государства? (богатыри)
Дети: Богатыри - это герои русских былин, совершившие воинские подвиги, это могучие и бесстрашные воины.
Воспитатель : Посмотрите, какие богатыри нас встречают (Картина Васнецова «Богатыри»)
Знаете ли вы, как зовут богатырей?
Дети: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, и т. д.
Воспитатель : Какими должны быть богатыри?
Дети: большими, сильными, добрыми, и т. д.
Воспитатель : А какого брянского богатыря вы знаете?
Александр Пересвет. Он принимал участие в Куликовской битве. Этот легендарный богатырь не побоялся выйти против Челубея – сильнейшего воина Золотой орды и победил его в поединке. Но он сам получил смертельную рану и погиб.
Воспитатель : Богатырь всегда был символом силы и боевого духа. Они много тренировались. Я предлагаю вам потренироваться, как настоящие богатыри.
Физминутка «Богатыри» (музыка «Богатырская сила» в исполнение группы С. Намина).
Богатырь - вот он каков (Показывают силача)
Он силен, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко-зорко наблюдал,
Подрастем, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри! (Падает кусочек пазла)
Раздается бой курантов.
Воспитатель : Ребята, часы возвращают нас в настоящее!
Играет гимн Юнармии и входят юнармейцы (показывают перестроения)
1ый: Мы – юнармейцы, участники всероссийского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ». Целью нашего движения является развитие интереса у подрастающего поколения к географии и истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев.
2ой: В свободное от учебы время юнармейцы заботятся о памятниках, мемориалах и обелисках, несут вахты памяти у Вечного огня, принимают участие в крупных спортивных и культурных мероприятиях.
3ий: «ЮНАРМИЯ» была создана по инициативе Министерства обороны России и при поддержке президента. Вступить в ее ряды может любой школьник, отличающийся хорошим поведением и успехами в учебе. Мы желаем вам в будущем быть достойными вступления в «ЮНАРМИЮ»! не подведите нас!
4ый: Как и у любого рода войск в России, у «ЮНАРМИИ» есть своя эмблема, которую не все знают. Чтобы её увидеть проверим вашу смекалку вы должны отгадать загадку:
Разделили картину на дольки
Так похожие - чуточку разные.
Чтоб картину сложить нужно только
Положить на свои места. (пазл)
Ваша задача собрать нашу эмблему
Эмблема Движения представляет профиль головы орла, символизирующий российское государство и его армию. Фон головы орла выполнен в двух цветах – бордовом и красном. В центре профиля орла помещена звезда серебряного цвета. Под ней надпись «ЮНАРМИЯ».
Орленок ЮНАРМИИ- младший сын в ряду старших и великих
Воспитатель : Что изображено на эмблеме?
Дети: Орел, как и на гербе нашей страны!
Ребенок: Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
Воспитатель : Сегодня мы с вами окунулись в историю нашей страны. Что вы запомнили? Где мы с вами побывали? Что нового вы узнали?
Скажите До свидания нашим гостям!
- Что видите в центре герба?
Дети: Орла.
- Расскажите о нем, какой он?
Дети: Орел с двумя головами и поднятыми крыльями.
- Что означает орел на гербе?
Дети: Орел обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел, сильное и непобедимое.
- Но, почему у орла две головы?
Дети: Древня Русь была очень большая страна, и поэтому головы орла смотрят на запад и восток. Как бы показывая, что государство большое, но единое.
- А что вы, дети, видите на голове орла?
Дети: На голове орла корона. Корона обозначает, что Россия живет по своим законам, а охраняет эти законы царь.
- Посмотрите, что держит орел в своих лапах.
Дети: Это посох, или жезл, а еще его называют скипетром. Это символ царской власти, это значит, в России в те времена правил царь.
В другой лапе у орла шар, его называют державой. Держава – это значит могущество. В стране, в которой правит царь, могучая страна. В центре герба изображен герб Москвы, потому что Москва – главный город России, ее столица