Зайцева Надежда Евгеньевна
Роль ЗОЖ в музыкальном развитии ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья» Бехтерев В.
Воздействие музыки на человека
Целительные возможности музыки известны с древних времен. Исследования современных ученых подтверждают, что произведения П. И. Чайковского снимают нервное напряжение; музыка В. А. Моцарта и Ж. Бизе повышает общий тонус.
Воздействие музыки на человека проявляется следующим образом:
Публикация «Роль ЗОЖ в музыкальном развитии ребенка-дошкольника» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2019
• Звучание ударных инструментов дают ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически бодрят, придают человеку силы.
• Медные духовые инструменты мгновенно выводят человека из состояния сна и действуют на него подобно звуковому холодному душу.
• Интеллектуальной сфере более всего соответствуют клавишные инструменты, которые ярче всего проявляют в фортепианном звучании. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей, по сравнению с другими музыкантами, памятью.
• Совершенно другая структура звука у струнных инструментов. Они прямо воздействуют на сердце. Струнные, особенности скрипки и виолончели, гитары, ориентированы на развитие сострадания. Известно выражение, что скрипки «смеются и плачут», соединяют людей, способствуют созданию особого настроя, при котором чрезвычайно хорошо решаются вопросы милосердия.
• Вокальная музыка воздействует на весь организм, но больше всего на горло.
Очень благотворное влияние музыки на здоровье детей уже не раз доказано учёными и врачами-практиками. Музыка улучшает язык и память детей? При серьёзном изучении музыки стимулируется левая височная (слуховая) доля головного мозга, тем самым улучшая устную память.
Если ребёнок обучается игре на каком-либо музыкальном инструменте, то это будет улучшать их лингвистические навыки. А если взрослый человек задумает обучаться игре на музыкальных инструментах, то его занятие музыкой может помочь ему справиться с потерей памяти после перенесенных травм мозга.
Вот к таким выводам пришли в своих исследованиях психологи из китайского университета Гонконга. В ходе исследований выяснилось, что дети, занимающиеся музыкой, т. е. проходящие обучение игре на музыкальных инструментах, обладают намного большим словарным запасом, по сравнению с теми, кто совсем не умеет играть ни на одном музыкальном инструменте. Использование музыки помогает бороться с монотонией, способствует преодолению нарастающего утомления, Музыка, особенно легкая, ритмичная положительно влияет на работоспособность занимающихся и их восстановительные процессы. Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект.
Артикуляционная гимнастика полезна после перенесенной простуды, когда уже закончился острый воспалительный процесс, но голосовые складки еще не полностью смыкаются.
Танцы являются хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывают благоприятное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма, позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуют подвижности в суставах и развивают выносливость.
Как пение, так и танец : на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Итак, с одной стороны — музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии, используемые в музыкальной деятельности, помогают развитию музыкальных способностей дошкольников.
Таким образом, становится ясно, что использование здоровьесберегающих технологий в нашей работе выступает как необходимое условие полноценного развития детей.
В процессе н. о. д. по музыке осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Оздоровительная работа предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:
• Дыхательная гимнастика, которая развивает не только певческие способности, но и правильную осанку.
• Артикуляционная гимнастика. Способствует тренировке мышц речевого аппарата, помогает ориентированию в пространстве, имитирует движения животных. Улучшает музыкальную память, внимание, уровень певческих навыков и развития речи детей.
• Оздоровительные и фонопедические игры и упражнения. (игры со звуком) Используются для укрепления хрупких голосовых связок детей, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
• Пальчиковые игры и сказки. Развивают речь ребенка, двигательную активность, готовят к рисованию, письму, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
• Речевые игры. Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
• Музыкотерапия. Способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Повышает иммунитет, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Цель использования технологий здоровьесбережения:
Активно использовать здоровьесберегающие технологии в разных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
• Формировать эмоциональность детей в разных видах музыкальной деятельности.
• Развивать мелкую моторику, координацию слова и движения.
• Развивать музыкальную память, внимание, активность.
• Развивать речь, глубину дыхания.
• Формировать предпосылки общей музыкальной культуры и музыкально-эстетического сознания дошкольника.
• Повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и укрепления здоровья детей.
Формы использования здоровьесберегающих технологий:
• Непосредственно-образовательная деятельность;
• Праздники, развлечения, театрализация.
• Взаимодействие с семьёй по музыкальному воспитанию детей.
• Сотрудничество с воспитателями, психологом, инструктором по плаванию
Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий в музыкальном образовании дошкольников:
• принцип научности — подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
• принцип интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;
• принцип активности, сознательности — участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
• принцип безопасности – не навреди.
Использование здоровьесберегающих технологий способствует поддержанию у дошкольников интереса к музыкальной деятельности, делает обучающий процесс познавательным и развивающим. Эти технологии помогают снять повышенное мышечное напряжение, улучшают работу лицевых мышц, способствуют подвижности артикуляционного аппарата, расслаблению детей, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости, развитию общей, мелкой моторики.
Таким образом используемая в комлексе здоровьесберегающая деятельность формирует у детей мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.