Ольга Маркунова
Роль эмоционально комфортной среды в развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Обращаясь к теме "Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника", необходимо, прежде всего, уточнить значение слова "комфорт".
В большом энциклопедическом словаре "комфорт" означает - бытовые удобства, благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, но поскольку речь идёт о психологическом комфорте, т. е. о душевном состоянии.
Публикация «Роль эмоционально комфортной среды в развитии дошкольника» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Именно гармония с собой и окружающим миром делает нас счастливыми, помогает нам реализовать себя и передать свои знания подрастающему поколению.
Что же такое психологический комфорт ребёнка в детском саду?
По мнению ведущего российского психолога С. А. Козлова "психологический комфорт - это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребёнка в результате взаимодействия его с образовательной средой".
Да, образовательная среда, наличие зон привлекает и развивает дошкольника, но не только окружение и обстановка привлекают детей. Немаловажную роль, а может одну из главных, играет дружеская атмосфера общения, понимание и принятие каждого ребёнка, как индивидуума.
Как создать эмоционально - психологическую комфортность в детском саду?
- по возможности снять стрессо образующие факторы образовательного процесса;
- создать в образовательном учреждении такую атмосферу, которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя "как дома";
- приспособить среду к особенностям ребёнка - его склонностям, способностям, интересам, возможностям;
- признать за ребёнком существенную роль в образовательном процессе;
- сохранить и поддержать позитивную самооценку ребёнка.
Психологический комфорт обеспечивает :
- сохранение психофизиологического здоровья детей;
- высокую продуктивность образовательного процесса;
- успешную социализацию: при поступлении в школу адаптация к новым условиям проходит быстро и безболезненно.
Из собственного опыта работы хочется отметить, что немаловажную роль играют стрессо образующие факторы, прежде всего, со стороны родителей, поэтому, совместная деятельность семьи и детского сада - одно из главных условий психологического комфорта ребёнка.
На первый взгляд, кажется, что родителей тяжело привлечь к той или иной деятельности, но успехи ребёнка заинтересовывают родителей быть нашими союзниками. Совместно формируется положительное эмоциональное состояние.
Приведу пример из практики. Работая с детьми младшего возраста, мы провели для детей и родителей вечер, приуроченный ко Дню Матери, где дети совместно с родителями играли в игры, танцевали, а затем пили чай со сладостями. На протяжении недели дети помогали в изготовлении подарка для мамы. На протяжении всего вечера было видно, как застенчивые дети стали более открытыми в общении.
После совместного с родителями развлечения был разработан план семейных встреч:
- "Моя любимая игрушка" по творчеству А. Барто;
- Инсценировка сказки "Теремок" по творчеству С. Я. Маршака.
Надеемся, что после таких встреч у ребят будут доминировать положительные эмоции, радостное настроение, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, отсутствие агрессии.