Светлана Павлова
Роль занятий по конструированию из различных материалов в развитии воображения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детское конструктивное творчество - это деятельность, в которой создается нечто новое для ребенка, это средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему. Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, природного и бросового материалов.
Публикация «Роль занятий по конструированию из различных материалов в развитии воображения у дошкольников» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Конспекты
- Конструирование. Методические разработки
- Темочки
Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Конструирование имеет значение, прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета, формирования воображения. Поэтому организация этого вида деятельности, педагогическое руководство им имеет решающее значение для развития воображения.
Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца, форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется — применять раскраску.
Своеобразие конструирования из различных материалов состоит в том, что из нескольких разрозненных на первый взгляд не нужных предметов создаются объемные, интересные, яркие, необычные поделки.
Конструирование из различных материалов является одним из самых сложных видов этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений.
В конструировании из различных материалов выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Конструктивное творчество детей начинается с определения замысла, с так называемого умственного конструирования, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения. Всему этому необходимо учить детей.
Важно, чтобы в каждой семье были созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, поэтому нужны игры нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, способствующие формированию у детей коммуникативных навыков, установлению положительных межличностных отношений. Такими играми являются игры с кубиками, конструирование из синельной проволоки, игры с магнитным конструктором, конструкторами типа Лего, которые при всём своё м разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
1. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.
2. Задачи даются ребёнку в различной форме : в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному, что способствует развитию мыслительных процессов.
4. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
5. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
Таким образом, конструирование из различных материалов в дошкольном возрасте может быть подлинно творческим, развивающимся и развивающим. В творческом конструировании из различных материалов формируется универсальная способность ребенка к построению конструкции и наделению их индивидуальными смыслами.