Марина Аулова
Консультация «Роль различных анализаторов в развитии навыка счета»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок окружен различными множествами, выраженными не только предметами, но и звуками, движениями и т. д. Эти множества ребенок воспринимает различными анализаторами : зрительным, слуховым, осязательным, кинестетическим и др. Через интерорецепцию ощущений ребенок воспринимает двигательные акты сердца, дыхания и так далее. Все эти ощущения, передаваемые в кору головного мозга, служат основой формирования представлений о неопределенной множественности разных явлений. Повторяющиеся однородные предметы и явления ребенок начинает сопровождать одинаково повторяющимся словом «Вот…вот…вот…» и другое.
Публикация «Консультация „Роль различных анализаторов в развитии навыка счета“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
На разных этапах восприятия множества и его элементов анализаторы играют различную роль.
Кинестетический анализатор играет ведущую роль в формировании как самой деятельности счета, так и представлений о множественности и множестве. Счет вне движения невозможен. Например, ребёнок старшего возраста или воспитатель считает находящихся в группе детей. Возможно даже молча, не прибегая к движению рук, но считая глазами, переносит взор с одного человека на другого.
Кроме того, мысленно произносятся слова- числительные. Этих слов никто не слышит, однако физиологические исследования при помощи специальной аппаратуры свидетельствуют о движении нашего речедвигательного аппарата. То же самое происходит и при восприятии множества другими анализаторами. Считая звуки, мысленно называя числительные, слегка киваем головой или делаем другие ритмические движения (рукой, ногой, как бы отделяя каждый звук, и благодаря этому воспринимаем его более отчетливо. Не случайно, И. М. Сеченов назвал двигательный анализатор дробным анализатором времени и пространства. Таким образом, счет вне участия в той или иной форме двигательного анализатора невозможен. И чем в меньшей степени развита у детей деятельность счета, тем большую роль в ней играет движение. Так на самых ранних этапах развития счетной деятельности ребёнок, сравнивая множества, действенно сопоставляет элементы одного множества с элементами другого один к одному, так как устанавливает между ними взаимно- однозначные соответствия. Овладевая счетом с помощью слов- числительных, он громко произносит их, показывая на предметы и действенно соотнося каждое из них с одним из элементов множества. И даже тогда, когда взрослые, считая глазами, молча встречаются с теми или иными затруднениями, они неизбежно прибегают к движениям руки (например, при подсчете голосов в большой аудитории). Показывающая рука счетчика помогает более четко сосчитать поднятые руки голосующих.
Не случайно и то, что почти во всех языках первые слова- числительные состоят из односложных слов.
В нашем русском языке числительное один нередко заменяется односложным словом раз. Слова – числительные раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь и так далее позволяет отметить ритм движения. Поэтому они широко используются там, где требуется четко воспроизвести ритм, например, на физкультурных занятиях, при обучении музыке, пению, танцах, в ритмической гимнастике и так далее.