Плетнева Светлана
Роль закаливающих мероприятий и способы закаливания
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших компонентов здорового образа жизни наряду с правильным питанием, рациональной двигательной активностью, развитием дыхательного аппарата, сохранением стабильного психоэмоционального состояния является закаливание. Как отмечают исследователи, воздействие закаливания на организм заключается не только в том, что сопротивляемость организма значительно повышается, но и закаливание приводит к совершенствованию внутренней системы организма вообще, что способствует увеличению работоспособности и активности личности
Известно, что закаливание является отличным и доступным средством для укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Закаливание способствует тому, что организм ребенок легко адаптируется к положительным и отрицательным температурам, ослабляет отрицательные реакции организма на погодные изменения, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создавая надежный щит от простудных заболеваний.
Способы закаливания
1. Дети ежедневно в любое время года 15—20 мин. играют (в одних плавках) простые игры типа «Я на солнышке лежу», «Загораю».
2. Сухое растирание салфеткой или специальной рукавицей рук, ног, груди самим ребенком.
3. Растирание раздетого ребенка сухой салфеткой с легким пощипывай! кожи и похлопыванием.
4. Игра «Я — массажист»: дети попарно делают друг другу массаж спины «рисуя» контуры железнодорожного пути и приговаривая: «Рельсы - рельсы шпалы-шпалы, поезд-поезд».
5. Влажное растирание. Раздетого ребенка взрослые быстро обтирают влажным теплым полотенцем, после чего ему предлагается 10 мин. быстро побегать) («Догонялки», «Обгонялки»). Через 10 мин. процедура повторяется, а за ребенок растирается сухим полотенцем. При этом фиксируется эмоциональное состояние ребенка.
Во время приема воздушных ванн весьма эффективен особый поглаживаю массаж. Его можно делать и одетому в легкую одежду ребенку. Мае делается очень нежно, почти незаметно, легкими прикосновениями к ребенку (вдоль позвоночника легко поглаживается спина ребенка двумя пальцами от шеи до копчика; затем снизу вверх вдоль позвоночника копчика к шее; поглаживание от плеч к позвоночнику растопыренными пальцами и т. д.).
Контрастные ванночки для рук и ног
Способы закаливания:
I. Ребенку предлагается постоять в горячей воде (температура 36 °С) 7—8. Затем он переходит на 3—4 сек. в ванночку с прохладной водой (темпера 18 °С). Затем процедура повторяется, после чего ноги протираются досуха делается индивидуальный массаж пальцев ног и стоп ребенком или воспитателем. В массаж стоп входят растирание, пощипывание и похлопывай! пожеланиями: «Будь здоровым, крепким, сильным».
Постепенно температура холодной воды понижается.
II. В группу в маленьком ведре вносится снег (зимой) или охлажденная (летом). Дети снегом (водой) растирают руки до ощущения сильного тепла, после чего руки ополаскиваются теплой водой и протираются сухим полотенцем.
III. Дети садятся на скамеечки, растирают стопы ног снегом. Первую не растирание проводится воспитателем. После растирания ноги ополаскивания вытираются насухо и делается массаж стопы.
Дополнительный эффект закаливанию придают наблюдения детей за тем сам воспитатель проводит закаливающие процедуры: ходит по снегу, растирая свои ноги или обливается холодной водой.
Закаливание носоглотки. Полоскание рта и горла Игра «Волшебный напиток»
Дети садятся на ковре в позе факира, перед ними ставится вода в бокал; Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, открыв глаза, произносят «волшебные» слова: Я хороший, добрый ребенок. Всем детям в группе я желаю здоровья. Пусть все будут добрыми и красивыми, Милыми и счастливыми.
Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные - какие подсказывает собственное воображение ребенка, и добавляют-«водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я здоров». Дети поласкают рот, промывая водой всю его полость. После этого со звуком «а. а. а», подняв голову, поласкают горло.
Игра «Левушка»
Дети садятся ягодицами на пятки (кисти рук свободно лежат на коленях); входят в образ льва.
а) «Левушка» ищет добычу. Дети поворачиваются в левую сторону телом, не убирая рук с колен и не открывая ягодиц от пяток. Одновременно проводят языком по верхним зубам от передних к коренным.
Затем то же в правую сторону. Движение повторяют по 3—4 раза.
б) «Лев» нашел добычу. Дети встают на колени, растопыривают напряженные пальцы рук, высовывая до предела язык, поднимают лицо вверх и «рычат». То тихо (ночью, то громко (днем) тянется рычащий звук: «а-а-а».
Точечный массаж
Одним из эффективных элементов закаливания является точечный массаж — надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов.
Точечный массаж, как элемент психофизической тренировки, способствует! расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения, воздействуя на некоторые активные точки. В основном это массаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.
Если боль ощущается от легкого надавливания пальцами, то следует массировать активную точку пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно по центробежной спирали — от себя вправо (тонизирующее воздействие из вне). Если же боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее воздействие, нажимая прямо на эту точку со средне! силой большим пальцем правой руки, а затем растирать ее целенаправленно по центростремительной спирали — от себя влево.
Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать, например, предложив детям игру «Скульптор», в которой, опираясь на прошлый опыт работы с глиной или пластилином, можно дать возможное! ребенку творчески подойти к процессу и почувствовать внутренний настрой созданного образа. Заниматься точечным массажем при создании образа можно только очень нежно, так как в этом случае ответственность за эмоционально состояние полностью перекладывается на подсознание ребенка, появляется доверие к создателю — внутреннему Я.
Игровые упражнения проводятся во всех группах.
1. Потягивание
И. п. — лежа на спине.
1. Тянем левую ногу (пяткой вперед) по полу, а левую руку — вдоль туловища на вдохе до максимального растяжения. Задерживаем дыхание, а на выдохе расслабляясь, произносим: «Ид-д-да-а-а».
Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц (происходит прочистка левого энергетического канала).
2. Тянем правую ногу (пяткой вперед) по полу- вдоль туловища на вдохе. После задержки дыхания на вдохе произносим: «Пин-гал-ла-а»
Примерная схема традиционного закаливания детей воздухом
Характер действия Метод Методика Противопоказания
Воздух
Температурное воздействие на организм, а также на кожные покровы, легкие и другие органы и системы
1. Постепенное увеличение силы раздражения (путем понижения температуры либо путем увеличения продолжительности действия раздражителя).
2. Контрастный способ («тепло – холод – тепло» или «холод – тепло – холод»)
3. Без снижения температуры короткая экспозиция и частые повторения. 1. Прогулка в любую погоду в соответствующей одежде.
2. Сон на воздухе.
3. Специальные воздушные ванны.
4. Хождение босиком.
5. Сухо-воздушная баня (сауна). Острые инфекционные заболевания, повышение температуры невыясненной этиологии, протестные реакции ребенка.
Последствия глубокой недоношенности.
Примерная схема традиционного закаливания детей водой
Характер действия Метод Методика Противопоказания
Вода
Температурное воздействие на организм и раздражающее влияние веществ, растворенных в воде, на кожу, а также на обонятельную, дыхательную и другие системы (например, ванны хвойные, с лавровым листом, другими травами, морской солью)
1 Постепенное увеличение силы раздражения (путем понижения температуры либо путем увеличения продолжительности действия раздражителя).
2. Контрастный способ («тепло – холод – тепло» или «холод – тепло – холод»)
3. Без снижения температуры короткая экспозиция и частые повторения. 1. Умывание и другие гигиенические процедуры.
2. Влажное обтирание.
3. Обливание ног.
4. Душ, общее обливание.
5. Купание в водоеме.
6. Полоскание горла
7. Испарительное (горячее) закаливание. Острые инфекционные заболевания.
Активные формы туберкулеза.
Некоторые хронические заболевания (почек, сердца и др.)
Примерная схема традиционного закаливания детей солнцем
Характер действия Метод Методика Противопоказания
Солнце
Общее температурное воздействие на организм и влияние ультрафиолетовой и инфракрасной части спектра солнечного излучения (фотоэлектрический эффект, выработка витамина D в коже и др.) Постепенное увеличение продолжительности солнечных ванн, начиная с использования кружевной тени от деревьев.
1. Световоздушные ванны.
2. Солнечные ванны.
3. Отдых в тени. Острые инфекционные заболевания, лихорадочные состояния, последствия глубокой недоношенности, некоторые хронические и острые заболевания (желудочно-кишечного тракта, туберкулез легких и др.)
Температура окружающего воздуха выше 30 С (для средней полосы)
Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности. Они могут применять:
- как сопутствующие факторы, усиливающие положительное влияние физических упражнений, когда они выполняются в лесу, у водоема, в горной местности;
- как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры).
В жизни человека отведена немаловажная роль закаливанию, как средству оздоровления личности.
Закаливание – одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни общества.
Закаленный человек обладает высоким жизненным тонусом, не подвержен заболеваниям, в любых условиях способен сохранять спокойствие, бодрость духа, оптимизм.
Состояние проблемы здоровья детей дошкольного возраста волнует всех. По признанию специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу, является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития человека, первоначального формирования качеств, необходимых в течение всей последующей жизни.
Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различных видов деятельности. В дошкольном возрасте ребенок приобретает основы личной культуры, ее базис, соответствующий духовным ценностям. Именно в этом возрасте закладывается фундамент здоровья взрослого человека.