антонина старикова
Роль загадки (виды загадок) как прием формирования и развития познавательной мотивации и словесно-логического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Загадки представляют большую ценность, т. к. развивают мышление, воображение, сообразительность. Расширяют кругозор, развивают речь, любознательность. Тренируют память, внимание. Загадка, являясь одной из форм устного народного творчества, приобщает детей к истокам русской культуры, закладывает основу любви к своему народу». Все это как нельзя точно соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Где одна из главных задач – это воспитание творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В. А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «. добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка. Они становятся таковыми, когда предстают перед детьми не просто как забава, а как весёлое, но вполне серьёзное занятие. К. Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным. Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, тре-бующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно даёт ребенку новые знания об окружающем мире.
Публикация «Роль загадки (виды загадок) как прием формирования и развития познавательной мотивации и словесно-логического мышления» размещена в разделах
Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Таким образом, одним из средств, всестороннего развития ребенка, формирования словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста можно назвать обыкновенные загадки
В современном детском саду загадки используются как ди-дактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Разнообразие видов, типов и форм загадок позволяет использовать их для инициирования умственной деятельности детей
С помощью загадок у детей можно формировать любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову. Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей.
Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.
Развитие логического мышления – это развитие умения мыслить с помощью таких логических приёмов, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение. Отгадывание загадок способствуют активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Таким образом, одним из средств, всестороннего развития ребенка, формирования словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста можно назвать обыкновенные загадки.
Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях способствует построению логически правильных суждений и умозаключений. Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому загадка особенно привлекательна. И ее построение, и ее лексика обостряют внимание слушателя, вызывают интерес к выдвинутой задаче.
Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить сложную мыслительную операцию. В процессе отгадывания загадок у дошкольников активизируется словарный запас, закрепляется умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают у детей любознательность, интерес к познанию. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивая его с другими словами, находить в словах сходство и различие.
Порой довольно смешные и неожиданные ответы на многие загадки учат дошкольников мыслить нетрадиционное, нестандартно и творчески, развивают чувство юмора ребенка.
Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. В их числе могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и надо найти отгадку. Есть загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, с одной-двух сторон. Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета. Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.
Загадывать детям загадки целесообразно в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать во время проведения организованной образовательной деятельности, в игровой деятельности, на прогулке и даже во время проведения культурно-гигиенических процедур. Например, во время умывания можно предложить детям загадку про мыло : «Гладкое, душистое, моет чисто. Нужно, чтоб у каждого было… Что, ребята? (мыло)
Загадка заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение инте-ресным, ненавязчивым.
Загадка – это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в уме-нии доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания.
Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. В их числе могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и надо найти отгадку. Есть загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, с одной-двух сторон. Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета. Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.
Развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
стимуляция умственной активности;
развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
развитие сенсорной сферы.
Виды загадок
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Разговорная форма : Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает? Ответ: замок.
Стихотворная форма : Серая шейка, Жёлтый носок, Плавает в речке Как поплавок. Ответ: уточка.
2. Загадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым маленьким «отгадывальщикам» - загадки попроще.
Апельсины и бананы очень любят (обезьяны)
У меня пропал носок, утащил его (щенок)
В реке большая драка: поссорились два (рака)
Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это (дом)
Не боюсь я слова «брысь», - я лесная кошка (рысь)
3. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму – получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора.
Пример детской загадки-обманки :
Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это. (мишка, белка)
С пальмы вниз, на пальму снова Ловко прыгает… (корова, обезья-на)
Ржёт на поле поутру длинногривый… (кенгуру, конь)
Слышал даже иностранец – Всех в лесу хитрее… (заяц, лиса)
4. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык)
Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (Месяцы)
По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит, носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь)
У меня, который год, ежик в комнате живет. Если пол намазан вос-ком, он натрет его до лоска. (Полотер)
Стучат, стучат – не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)
5. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь.
Скоро 10 лет Сереже – Диме нет еще шести. Дима все никак не мо-жет до Сережи дорасти. А на сколько лет моложе мальчик Дима, чем Сере-жа? (на 4 года)
Возле леса на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).
Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. Они ра-ботают пером, пилою, ложкой, топором (пальцы).
Черен, да не ворон. Рогат, да не бык. Шесть ног без копыт. Летит жужжит, упадет – землю роет (жук).
Принципы отбора загадок для детей старшего дошкольного воз-раста.
При отборе загадок для работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо учитывать достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний отображают содержание программы познавательно–речевого развития.
Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.
Зимнее стекло весной потекло (лед)
Пушистый ковёр не руками ткан, не шелками шит. При солнце, при месяце серебром блестит (снег)
Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют, полежат – почернеют (ли-стья)
Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь.
Брат с братом сидит всю жизнь рядом, видят белый свет, а друг - друга нет (глаза)
В брюхе баня, в носу решето, пупок на голове, рука на спине (чай-ник)
Загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей. В работе с загадками не настолько важно, как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.
Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.