Приложение МААМ

Роль загадки (виды загадок) как прием формирования и развития познавательной мотивации и словесно-логического мышления

антонина старикова
Роль загадки (виды загадок) как прием формирования и развития познавательной мотивации и словесно-логического мышления
▼ Скачать + Заказать документы

Загадки представляют большую ценность, т. к. развивают мышление, воображение, сообразительность. Расширяют кругозор, развивают речь, любознательность. Тренируют память, внимание. Загадка, являясь одной из форм устного народного творчества, приобщает детей к истокам русской культуры, закладывает основу любви к своему народу». Все это как нельзя точно соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Где одна из главных задач – это воспитание творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В. А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «. добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка. Они становятся таковыми, когда предстают перед детьми не просто как забава, а как весёлое, но вполне серьёзное занятие. К. Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным. Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, тре-бующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно даёт ребенку новые знания об окружающем мире.

Публикация «Роль загадки (виды загадок) как прием формирования и развития познавательной мотивации и словесно-логического мышления» размещена в разделах

Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Таким образом, одним из средств, всестороннего развития ребенка, формирования словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста можно назвать обыкновенные загадки

В современном детском саду загадки используются как ди-дактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Разнообразие видов, типов и форм загадок позволяет использовать их для инициирования умственной деятельности детей

С помощью загадок у детей можно формировать любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову. Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей.

Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Развитие логического мышления – это развитие умения мыслить с помощью таких логических приёмов, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение. Отгадывание загадок способствуют активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Таким образом, одним из средств, всестороннего развития ребенка, формирования словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста можно назвать обыкновенные загадки.

Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях способствует построению логически правильных суждений и умозаключений. Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому загадка особенно привлекательна. И ее построение, и ее лексика обостряют внимание слушателя, вызывают интерес к выдвинутой задаче.

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить сложную мыслительную операцию. В процессе отгадывания загадок у дошкольников активизируется словарный запас, закрепляется умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают у детей любознательность, интерес к познанию. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивая его с другими словами, находить в словах сходство и различие.

Порой довольно смешные и неожиданные ответы на многие загадки учат дошкольников мыслить нетрадиционное, нестандартно и творчески, развивают чувство юмора ребенка.

Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. В их числе могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и надо найти отгадку. Есть загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, с одной-двух сторон. Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета. Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.

Загадывать детям загадки целесообразно в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать во время проведения организованной образовательной деятельности, в игровой деятельности, на прогулке и даже во время проведения культурно-гигиенических процедур. Например, во время умывания можно предложить детям загадку про мыло : «Гладкое, душистое, моет чисто. Нужно, чтоб у каждого было… Что, ребята? (мыло)

Загадка заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение инте-ресным, ненавязчивым.

Загадка – это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в уме-нии доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания.

Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. В их числе могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и надо найти отгадку. Есть загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, с одной-двух сторон. Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета. Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.

Развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

стимуляция умственной активности;

развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

развитие сенсорной сферы.

Виды загадок

1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма : Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает? Ответ: замок.

Стихотворная форма : Серая шейка, Жёлтый носок, Плавает в речке Как поплавок. Ответ: уточка.

2. Загадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым маленьким «отгадывальщикам» - загадки попроще.

Апельсины и бананы очень любят (обезьяны)

У меня пропал носок, утащил его (щенок)

В реке большая драка: поссорились два (рака)

Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это (дом)

Не боюсь я слова «брысь», - я лесная кошка (рысь)

3. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму – получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора.

Пример детской загадки-обманки :

Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это. (мишка, белка)

С пальмы вниз, на пальму снова Ловко прыгает… (корова, обезья-на)

Ржёт на поле поутру длинногривый… (кенгуру, конь)

Слышал даже иностранец – Всех в лесу хитрее… (заяц, лиса)

4. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.

У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык)

Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (Месяцы)

По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит, носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь)

У меня, который год, ежик в комнате живет. Если пол намазан вос-ком, он натрет его до лоска. (Полотер)

Стучат, стучат – не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)

5. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь.

Скоро 10 лет Сереже – Диме нет еще шести. Дима все никак не мо-жет до Сережи дорасти. А на сколько лет моложе мальчик Дима, чем Сере-жа? (на 4 года)

Возле леса на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. Они ра-ботают пером, пилою, ложкой, топором (пальцы).

Черен, да не ворон. Рогат, да не бык. Шесть ног без копыт. Летит жужжит, упадет – землю роет (жук).

Принципы отбора загадок для детей старшего дошкольного воз-раста.

При отборе загадок для работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо учитывать достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний отображают содержание программы познавательно–речевого развития.

Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.

Зимнее стекло весной потекло (лед)

Пушистый ковёр не руками ткан, не шелками шит. При солнце, при месяце серебром блестит (снег)

Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют, полежат – почернеют (ли-стья)

Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь.

Брат с братом сидит всю жизнь рядом, видят белый свет, а друг - друга нет (глаза)

В брюхе баня, в носу решето, пупок на голове, рука на спине (чай-ник)

Загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей. В работе с загадками не настолько важно, как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.

Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Собери картинку»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Собери картинку» Сегодня предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру, сделанную из стоматологических палочек, и палочек из мороженного! Просматривая информации.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки» Дидактическая игра «Волшебные палочки» Уважаемые коллеги! На просторах МААМА когда-то встретила идею изготовления игры из простых палочек.

Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик»Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик» Правила игры для «Волшебный Ежик». Возраст: 2-4 года. Количество играющих: 1-2 человека Оборудование: Ежик, 5 конусов разного цвета.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Задание для развития логического мышления у дошкольниковЗадание для развития логического мышления у дошкольников Развитие логического мышления у дошкольников – неотъемлемая часть математического мышления и не только. Оно способствует развитию внимательности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль загадки (виды загадок) как прием формирования и развития познавательной мотивации и словесно-логического мышления
Опубликовано: 27 марта 2022 в 06:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль загадки (виды загадок) как прием формирования и развития познавательной мотивации и словесно-логического мышления» (включая файлы) размещена пользователем антонина старикова (УИ 1903842) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД