Елена Богачева
Роль эмоций в жизни детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Богачева Елена Андреевна
Роль эмоций в жизни детей дошкольного возраста
Актуальность данной темы заключается в определении роли эмоций в жизни дошкольников. На этом этапе нынешнего развития, эмоции ребёнка становится острой проблемой. Проблема эмоций была актуальна в разные времена, так как являются частью любой деятельности. Эмоции- это индивидуальные образования личности. Они характеризуют человека социально и психологически здоровым. Выражение эмоций- важный источник обратных связей. Именно они помогают нам строить взаимоотношения с детьми, потому что эмоции являются кратковременной оценкой происходящего.
Публикация «Роль эмоций в жизни детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Исследованиями эмоций занимались такие учёные как Ч. Дарвин (три принципа выражения эмоций); У. Кэннон и Ф. Бард (таламическая теория эмоций); В. Вунд, У. Джеймс, К. Ланге и П. В. Симонов (теория эмоций, в которой главная роль органических изменений периферического характера проявляется в формировании эмоций).
В России одним из первых тему эмоций поднял психолог Н. Я. Грот (в качестве основной единицы анализа он рассматривал «психический оборот», который состоит из 3 частей
1. Ощущение
2. Умственная переработка
3. Волевое решение, чувствования эмоций
Формирование человеческих эмоций - важнейшее условие развития ребёнка как личности. Необычайное разнообразие человеческих эмоций объясняется сложностью отношений между объектами их потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Эмоции включены во все психические процессы и состояния детей.
Функции эмоции:
• Оценочная- связана с оценкой субъективной зависимости для ребёнка, окружающих предметов, явлений, событий, собственных мыслей;
• Сигнальная- эмоции и чувства дают малышу сигнал о состоянии его потребностей;
• Побудительная- эмоции выступают как мощные источники;
• Коммуникативная- мимические и пантомимические движения позволяют ребёнку передавать свои эмоции другим людям.
В жизни каждого ребёнка важным человеком в период раннего детства, является мать. Если отсутствует материнская ласка, недостаток любви во многих случаях является причиной становления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний.
Материнское присутствие будет влиять на психическое здоровье ребёнка в целом на всю жизнь. В первый год жизни малыша важным условием его нормального психического развития и физического здоровья будет присутствие мамы рядом. В первую очередь такое общение способствует появлению положительных эмоций, которые в свою очередь необходимы ребёнку для поддержания жизненного тонуса.
Дети, оставшиеся без матери, подвергаются огромному стрессу, что в свою очередь влияет на эмоциональное состояние. Дети без матери позже начинают ходить, говорить, у них наблюдаются серьезные нарушения в эмоциональной жизни: ребенок вскоре после разлуки с матерью становится задумчивым, печальным, часто плачет, становится замкнутым, у него ухудшается аппетит и появляется отрицательное мнение об окружающем мире. Самое главное здесь то, что малыш себя чувствует не защищённым.
Мать, отец, бабушка и дедушка с раннего детства ассоциируются у ребенка с возможностью получить помощь, защиту, что гарантирует ему спокойное состояние, укрепляет чувство уверенности в себе.
Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Развитие эмоций у дошкольников зависит от ряда условий:
• Эмоции формируются в процессе общения ребенка со сверстниками (группа в детском саду, дополнительные занятия);
• Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игре;
• В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата полезного для общества
• При специально организованной деятельности (танцевальное занятия, решение ситуационных задач)
Заключение
Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Эмоции характеризуют ребёнка в будущем как развитого взрослого человека и способны повлечь его на большие дела и на благородные поступки. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.