Нина Ларина Веселицкая
Роль экологических игр в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль экологических игр в развитии речи детей»
Воспитательно-образовательный процесс в детском саду направлен на формирование активной личности. Ребёнок развивается не только путём накопления знаний, получаемых созерцательным путём. Громадное значение имеет деятельностный путь, направленный на овладение различными умениями, различными формами человеческой деятельности, овладение речью.
Публикация «Роль экологических игр в развитии речи детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Это условие должно быть реализовано в педагогическом процессе начиная с ранних ступеней развития ребёнка. Чем многообразнее деятельность ребёнка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития своих возможностей.
В общественной среде у ребёнка развиваются определённые виды деятельности, которые определяют его взаимоотношения с окружающими людьми и формируют его личность. Таким видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Через игру мы можем осуществить определённое специфическое воспитательное влияние на детей.
Дидактические игры - это игры обучающие. Их основное назначение - способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей и речи.
Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия, игровые умения. Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль : во-первых, они являются методом обучения. Во-вторых, самостоятельной игровой деятельностью. В качестве обучения я использую дидактические игры на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по развитию речи - в целях обучения детей определённым способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний.
Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во время свободное от занятий. Если на занятиях я учу детей, как надо играть, знакомлю с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх я участвую в качестве партнёра, слежу за взаимоотношениями, оцениваю выполнение правил.
Экологическое воспитание дошкольников - одна из наиболее актуальных тем в настоящее время.
Со старшими детьми было развёрнуто большое поле деятельности. Так как речь у старших детей более развита, по сравнению с малышами. Ребята составляли экологические сказки, небылицы, загадки. Знакомила детей с правилами поведения в природе. Проводила экологические развлечения.
Но так как с каждым годом в детский сад приходят дети с более бедным словарным запасом, решила взять тему «Роль экологических дидактических игр в развитии речи детей». Дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. Она развивает речь детей : пополняется и активизируется словарь детей; формируется правильное звукопроизношение; развивается связная речь детей, умение правильно выражать свои мысли.
Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Например: «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение синонимов, антонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр. И наиболее ярко это можно проделать на природном материале. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы: «Четвёртый лишний».
Провожу игры с природным материалом: «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Разложи листья по убывающей величине». Организую эти игры во время прогулки, когда дети непосредственно соприкасаются с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы: анализ, синтез, классификация и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение. При этом стараюсь пополнить словарный запас детей словами : существительными - «Назови предмет по-разному», задаю наводящие вопросы, если дети затрудняются. Глаголами: слова-действия «Что можно делать с овощами, фруктами?», «Что умеет делать кошка, собака, ветерок», Что делает щенок, если его берут на руки?»
Из-за бедного словарного запаса иногда помогаю или произношу для ребят новые слова:
Слова-определения - какими словами можно сказать про солнышко, апельсин?
Для пополнения словаря наречиями спрашиваю - как падают на землю листья во время листопада? Как вы встречаете Новогодний праздник?
Родственные слова - Какие новые слова можно образовать от слова КОТ. Сравнение - на что похоже солнышко? На что похож ручеёк?
В работе по развитию речи детей использую различные приё мы: точное название, объяснение, связь слова с действием: «Побегайте по опавшим листьям, послушайте, как они шуршат». Описание предмета, составление загадок, рассказов.
На прогулках перед детьми раскрывается многообразие и красота окружающего мира. Дети знакомятся с различными свойствами и качествами растительного и животного мира, обогащается речь детей. Более активному усвоению знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, с чем их знакомит воспитатель. А дидактические игры в ознакомлении дошкольников с природой и в развитии речи имеют особое значение.
Для детей моей группы, а это младшая группа, характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. На эту особенность детей указывала Н. К. Крупская: «Мы замечаем в ребятах потребность очень большую в конкретизации - всё им надо ощупать, осмотреть со всех сторон, даже облизать в другой раз». Учитывая это, подбираю такой дидактический материал, чтобы дети могли его обследовать, чтобы каждый ребёнок мог с ним активно подействовать, рассказать о нём. Дети через игру овладевают умением различать предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие.
Планируя дидактические игры, намечаю дидактическую задачу игры по мере возрастания их трудности:
1. Находить предметы по сходству. Растительный мир, окружающий ребёнка, многообразен. Чтобы лучше в нём ориентироваться дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающей природы. Легче научить их этому в играх с овощами, фруктами, комнатными растениями, деревьями, кустарниками.
2. Находить предметы по слову-названию. Дети знают мало названий растений, часто пользуются обобщающим словом: «цветок» или «деревья». Важно закрепить в их памяти названия знакомых предметов, помочь усвоить новые названия.
3. Выделять отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение обобщать полученные впечатления.
4. Узнавать предметы с помощью одного из органов чувств. Узнавать на ощупь, на вкус, по запаху и называть их. Благодаря этой задаче дети ближе знакомятся с признаками и качествами предметов растительного мира.
5. Группировать предметы по внешнему признаку. Это окраска, форма. Здесь дети закрепляют знания, полученные ранее.
6. Находить целое по части. Выполнение этого задания даст детям возможность лучше узнать составные части растений, животных, их изучить.
7. Находить растение или животное по описанию взрослого. Научившись делать это, ребята смогут лучше увидеть отличительные признаки растений, животных, учатся мыслить абстрактно.
При организации дидактических игр с природным материалом обращаю внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль, смог высказать свои мысли и суждения. Иногда предлагаю ребёнку повторить действие, только что выполненное другим ребёнком. Обычно это доставляет детям удовольствие.
Делая вывод, хочу сказать, что дидактическая игра помогает обобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни по экологическому воспитанию, учит самостоятельно применять их в новой обстановке, углублять познавательные интересы. Поэтому дидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения, расширения знаний дошкольников об окружающем и,конечно же, развития речи.
Я надеюсь, что в дальнейшем, после кропотливой работы, а продолжится она и в дальнейшем, в детских описаниях прозвучит более умелое использование словаря, дети будут применять в своих высказываниях сложные прилагательные, эпитеты меткие сравнения, красочные определения, употреблять разные части речи и т. п.
Ларина Нина Борисовна, воспитатель МБДОУ детский сад
компенсирующего вида № 32 «Аленький цветочек»