МААМ-картинки

Консультация для педагогов и родителей «Роль взрослого в создании условий для благоприятного развития личности»

Наталья Романчук
Консультация для педагогов и родителей «Роль взрослого в создании условий для благоприятного развития личности»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов и родителей на тему :

«Роль взрослого в создании условий для благоприятного развития личности ребенка раннего возраста (от 1- 3-х лет)

Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого –педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.

Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Роль взрослого в создании условий для благоприятного развития личности“» размещена в разделах

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально – психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

В дошкольном возрасте закладываются основы развития детей, и от того, как мы (педагоги – психологи, воспитатели, родители) развиваем детей, во многом зависит их дальнейшая судьба. Особенно важны знания возрастных особенностей детей для выстраивания психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса.

В данном случае мы рассматриваем ранний возраст ребенка (от 1-3хлет, его психологические, возрастные особенности и роль взрослого в создании условий для благоприятного развития личности ребенка на этом возрастном этапе.

Это период, когда ребенок из беспомощного, полностью зависящего от взрослого существа, постепенно превращается во все более самостоятельного человека. Он учится ходить, говорить, играть, стремиться исследовать окружающий мир, овладевает умениями действовать с предметами.

Важнейшим психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно – действенного мышления. У ребенка развивается новое отношение к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.

I этап - В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением.

II этап – Усвоение функциональной нагрузки предмета, и использование его строго по назначению.

III этап –На основе знания назначения предмета, происходит более свободное его использование, употребление для других целей.

Для того, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно – развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Дети раннего возраста обладают хорошей памятью. Но она направлена главным образом на узнавание знакомых предметов. Ребенок еще не может изучать свойства предметов в умственном плане: только действуя с ними, он способен познать мир.

Не разрешая малышу действовать с предметами, мы лишаем его возможности мыслить, а значит полноценно жить. Отличительная особенность психики малыша1-2х лет ситуативность. Ребенку интересно только то, что находится в поле его зрения. Достаточно показать ему интересную игрушку и он отвлечется от того, к чему только что настойчиво стремился. Выполнение любого практического действия зависит от того, насколько хорошо ребенок видит предмет. Предложите 2х летнему малышу сесть на стульчик, находящийся за его спиной, и вы поймете, как непросто ему справиться с этой задачей.

В ранний период жизни ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которая идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители водили его по врачам, экстрасенсам, но ничего не помогало. Однажды, когда семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!» Родители не помнили себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все этот время. Он ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили».

С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности.

Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешне ориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого – правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (авто - дидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и. т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыши в возрасте 2-3х лет способны различать:

- 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

- 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).

Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой – либо цели в играх и поведении.

В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что – то делать или выполнить сразу несколько действий.

Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому

«эффекту заражения» : если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта ил его отсутствия (шарф может «кусаться», колготки - «мокриться»).

Основными чертами ребенка 2-3 лет является открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или к чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы, а настроение подвержено частой смене.

Одно из условий уверенности и спокойствие ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима, а также согласованность в работе всех участников образовательного процесса – родителей, педагогов и др. специалистов.

Публикации по теме:

Консультация для родителей и педагогов «Формирование интеллектуальных умений как ведущая задача развития личности ребенка» Формирование интеллектуальных умений и навыков – первостепенная задача обучения. Под интеллектуальными умениями в психологической литературе.

Роль творческих игр для всестороннего развития личности ребенка (консультация для родителей). Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Роль взрослого в создании условий для благоприятного развития личности»
Опубликовано: 30 апреля 2015 в 09:14
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов и родителей «Роль взрослого в создании условий для благоприятного развития личности»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Романчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД