Анна Ширлинг
Роль воспитателя в общении с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, субъектов
(классов, групп, личностей, в котором происходит обмен деятельностью,
информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а так же
результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий
формирования и развития общества и личности.
Ежедневно человек общается с другими людьми: на учебе, работе, дома. Редкий
индивид получает удовлетворение от постоянной изоляции, ведь общение
позволяет узнать что-то новое, зарядиться энергией друзей, отстоять собственное
Публикация «Роль воспитателя в общении с дошкольниками» размещена в разделах
мнение в споре с коллегой. Без него жизнь скучна и неинтересна.
Вербальное и невербальное общение - две неотъемлемых составляющих
Вербальное общение — это речь. С его помощью человек может выражать свои
мысли, оно является наиболее распространенным способом коммуникации.
Переоценить значение устной речи сложно: информация не только передается, но и
уточняется, стимулирует человека к развитию. Как известно, в споре рождается
истина - это и есть одна из задач, которую решает вербальное общение.
Невербальное общение - этот тип общения не только дополняет вербальный, но
нередко является и основным для собеседника. Невербальное общение — это “язык
тела”. И зачастую он дает более правдивую информацию о чувствах того, кто с
вами говорит. Этот тип общения может быть выражен в нескольких формах.
Общение ребенка 4 - 5 лет со сверстниками и взрослым.
Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой информации
и оценки. Тем не менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места
занимают другие дети. В 4 - 5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие
дети и явно предпочитает общество сверстников.
Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками,
ребенок способен не только спорить, требовать, но уже обманывать и жалеть.
Впервые начинают проявляются такие качества как : кокетство, притворство,
фантазирование.
Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность
отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия,
адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще
одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым.
С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым
партнером.
Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со
взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении
со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают,
кривляются, сочиняют небылицы, воплощают свои фантазии в реальность.
Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и
индивидуальность.
Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще
трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные
высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза
чаще, чем предложения другого ребенка.
В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6
лет:
В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной
игре.
В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает
дружба.
Таким образом, можно сказать, что наиболее сильный и важный источник
переживаний дошкольника — его взаимоотношения с другими людьми —
взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают
его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное
благополучие — чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное
благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у
него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Советы педагогам
• Как вид общения, всякое занятие с детьми - это передача информации
(знаний, формирование навыков, умений и дружеского общения. Чтобы занятие
возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходимо
разнообразить формы его проведения. Если же вы изо дня в день общаетесь с
детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит вашим детям, да и вам
самим.
• В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые, как
бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение
владеть собой. Иногда при объяснении нового задания одному-двум детям
приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не
сдерживается, (т. к. устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз
одно и то же, и он срывается на крик и угрозы. Постарайтесь найти в себе силы
чтобы преодолеть этот срыв. Нужно помнить: "Крик - это самый верный признак
отсутствия культуры человеческих отношений" (В. А. Сухомлинский)
• Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель
должен следить за своим настроением. Он должен уметь подавлять в себе и
перестраивать своё грустное и унылое настроение на позитив. В этом случае
неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве вла- деют актёры. Насколько важно этому научиться, понятно каждому (наше нас- троение заразительно, оно передаётся детям, влияя на их восприятие, готов- ность понять, следовать указаниям педагога. Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно
повышенное весёлое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых,
неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности
взрослых.
• Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих детей он не дол- жен ни
одним словом, взглядом, жестом, показывать свою не расположенность или
неприязнь к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в
отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребёнка,
чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.
• Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные
особенности своих детей. Плохо, если педагог начнёт всех "причёсывать под одну
гребёнку", "подгонять" индивидуальные свойства того или иного ребёнка под
общую линию. Бережное отношение к личности ребёнка - это прежде всего
признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли,
мышления, поступков, отличающих одного ребёнка от всех других в детском
коллективе.
Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребёнка, а тем более ярко
выраженной индивидуальностью.
• Важным условием оптимизации общения с ребёнком является вниматель- ность,
проникновенность и неторопливость. Ребёнок хочет нам что-то сказать, а мы,
взрослые, обременённые множеством дел, обычно бросаем обратившемуся к нам:
"Погоди, некогда, потом!" При этом мы забываем, что у каждого человека
возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем – либо поговорить,
когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытиями, мнением.